Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Королюк Татьяна Николаевна

Класс: 3-й

Тема: «Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов»

Тип урока: комбинированный

Цель: углубить понятие «однокоренные (родственные) слова», научить находить однокоренные слова, выделять в них корень, отличать их от слов с таким же корнем, но другим лексическим значением, развивать умение подбирать однокоренные слова.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить однокоренные слова, выделять в них корень,
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина)

Метапредметные:

познавательные

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать
  • делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя

регулятивные

  • осознавать цель и задачи урока;
  • планировать свои действия для их реализации;
  • осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

 

коммуникативные

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения;
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах);

 

Личностные:

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности
  • осознание ответственности за произнесённую в общении речь

 

Методы обучения

активные: работа в парах постоянного состава

интерактивные методы: тест в режиме онлайн

 

Средства обучения

Учебник: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – М. Просвещение, 2020 г.,

Оборудование: карточки для парной работы, средство связи для выхода в Интернет.

Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 3-й

Тема: «Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов»

Тип урока: комбинированный

Цель: углубить понятие «однокоренные (родственные) слова», научить находить однокоренные слова, выделять в них корень, отличать их от слов с таким же корнем, но другим лексическим значением, развивать умение подбирать однокоренные слова.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить однокоренные слова, выделять в них корень,
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина)

Метапредметные:

познавательные

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать
  • делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя

регулятивные

  • осознавать цель и задачи урока;
  • планировать свои действия для их реализации;
  • осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

коммуникативные

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения;
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах);

Личностные:

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности
  • осознание ответственности за произнесённую в общении речь

Методы обучения

активные: работа в парах постоянного состава

интерактивные методы: тест в режиме онлайн

Средства обучения

Учебник: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – М. Просвещение, 2020 г.,

Оборудование: карточки для парной работы, средство связи для выхода в Интернет.

Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

На экране картинки

дуб

дубок

дубрава

 

- Рассмотрим иллюстрации. Что общего и чем различаются?

- Как видно, на картинках представлены слова, связанные со словом «дуб», дубрава – деревья – дубы; дубок – маленький дуб.

- Как такие слова называются?

Рассматривают иллюстрации

Отвечают.

-Эти слова называются родственные, однокоренные

Постановка проблемы

На доске:

1. Соль, солить, солнечный, солонка, солёный.

2. Сахар, сахарить, сахарный, сладкий, сахарница.

- Выберите из данных слов однокоренные слова.

- Объясните, как вы определили, что эти слова будут родственными?

Выбирают однокоренные слова.

Объясняют свой выбор

- У слов общая часть – корень с одним и тем же значением.

Целеполагание.

- О чём пойдёт речь на уроке?

  • - Сегодня мы уточним знания об однокоренных словах, для этого вспомним, признаки однокоренных слов; научимся выделять корень в однокоренных словах.

- о родственных, однокоренных словах

Работа по теме урока

1

Посмотрим видео фрагмент об однокоренных (родственных) словах (4:42)

Беседа после просмотра

- Какие слова называются однокоренными?

- Что узнали о корне?

- Приведите примеры однокоренных слов из ролика или свои примеры.

-  Как найти корень?

- Однокоренные слова имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

- Корень – общая, главная  часть однокоренных слов. В однокоренных словах пишется одинаково.

Приводят примеры.

- Подобрать однокоренные слова, сравнить их, выделить общую часть.

https://sun1-94.userapi.com/impg/4eN4_oL-bOyugArgXr1tlvIZP6a7bYr-MUyDZg/xB-8krjTyL4.jpg?size=800x800&quality=96&sign=69dac5c5af4a6d972c6c50ec9f3628e8&type=album

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5313/main/185530/ 

2

Работа по учебнику в парах.

Упражнение по поиску однокоренных слов, исключением лишнего.

Упр. 111, стр. 62

- Прочитайте. Обсудите с соседом по парте, все ли слова каждой группы являются однокоренными. Обоснуйте свой ответ.

https://sun9-43.userapi.com/impg/kp4iAcq3qWTnSsB0ffxAYfMMGMsVH9ZQjwf_8Q/PJCvBFzRdRc.jpg?size=1618x761&quality=96&sign=09938192e016dc452be7861a104928cb&type=album 

Проверка.

- Прочитайте однокоренные слова, обоснуйте свой ответ.

- Запишите в тетрадь одну группу слов и выделите в них корень.

 

- Работают в парах, обосновывают свои ответы.

Называют однокоренные слова, объясняют их значение через одно и то же слово. Аргументируют выбор лишнего слова.

- Записывают в тетрадь, выделяют корень

Динамическая пауза

https://youtu.be/BYQexdAO4HE?si=7w7hzhgfaiU8dyCe 

C:\Users\teacher\Downloads\November15-113447AM.png

3

Упражнение по образованию групп однокоренных слов.

Работа в парах, по одному корню на выбор.

C:\Users\teacher\Downloads\Adobe Scan 15 нояб. 2024 г._1 (2).jpg 

Проверка работы групп. Лексическая работа над значением слов, выделением общей части в каждой группе слов.

Учитель обращает внимание на появление в словах чередования.

Работают в парах

1 Лучик, лучистый, излучать.

2. Дружок, дружить, дружественный.

3. Кормушка, кормить, кормовой.

4

- Вспомним цель сегодняшнего урока.

- О каких признаках однокоренных слов шла речь на уроке? Назовите их.

- Давайте проверим каждый себя, удалось ли нам достичь поставленной цели. Для этого выполним задания теста.  Не забудьте ввести свою фамилию и имя в начале теста.

- Посмотрите свои результаты.

- Уточнить знания об однокоренных словах, вспомнить их признаки.

- У однокоренных слов общая часть – корень  с одним и тем же значением.

- Выполняют задания теста.

C:\Users\Admin\Downloads\qr.png 

 

https://quick.apkpro.ru/poll/91030

Итог урока.

Фиксация результатов

В результатах теста вы получили оценку.  Какие задания вызвали у вас затруднения? Кто остался ей удовлетворён? Кому надо ещё раз повторить изученный материал?

Анализирую свои результаты.

Ссылка на  результат https://quick.apkpro.ru/test/results/91030?operator_id=1?resultId=4012092 

Рефлексия

Кто остался доволен результатом своей работы? У кого остались вопросы? Кому было трудно?

Голосуют за выбранный смайл

C:\Users\Admin\Downloads\QR_Code.pnghttps://interacty.me/projects/9ec1718b565dc921

Домашнее задание

Выполнить упражнение по ссылке

 

https://interacty.me/projects/249d75a147b8384b 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова».

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова»....

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова....

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"...

Технологическая карта урока русский язык 2 класс "Однокоренные слова. Повторение." (УМК "Школа России . Канакина В.П, Горецкий В.Г)

Тема урока: «Однокренные слова. Повторение»  Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: систематизировать знания об понятии «корень&r...