"Проблемы в развитии устной и письменной речи у младших школьников"
статья по логопедии ( класс) по теме

Фонарева Лариса Александровна

В статье рассматриваются причины  недоразвития устной и письменной речи младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doklad.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы в развитии устной и письменной речи

у младших школьников»

«Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира»

К. С. Аксаков  

Учитель – логопед -  Фонарева Лариса Александровна

         Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Хорошее знание русского языка необходимо для изучения других предметов в школе. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка»  (А.И. Сорокина).

В настоящее время в первых классах обучается много детей с нарушениями звукопроизношения. У них недостаточно сформирован грамматический строй речи, временные и пространственные представления об окружающем мире, бедный словарный запас. Среди них много детей – билингвистов.

По данным психолого – педагогических и клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов. Речевые нарушения в сочетании с отрицательными особенностями личностных и коммуникативных качеств ученика,  отклонений в поведении, обуславливают общее отставание в усвоении школьной программы.

Проблема усвоения письменной речи во многом объясняется особенностями учебной деятельности младших школьников: им свойственна недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке.

Для учащихся с нарушениями письменной речи характерными являются и недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений.  У них недостаточно сформированы временные и пространственные представления. В результате недостатков в формировании графомоторных навыков дети оказываются неготовыми к овладению письмом. В школе у них формируется плохой почерк, они долго не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки. Отмечается также повышенный мышечный тонус, который мешает ребенку работать в одном темпе с классом.

У детей страдает импрессивная и экспрессивная речь. Развитие импрессивной речи  характеризуется недостаточностью дифференциации речевых звуков. Это затрудняет понимание смысла отдельных слов, предложений.

Экспрессивной речи свойственны аграмматизмы в сочетании с бедным словарным запасом.  Дети затрудняются в понимании сюжета рассказа, в пересказе содержания, в установлении причинно – следственных связей. Им трудно  составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать конкретную ситуацию.

У  младших школьников в обычные возрастные сроки бывают недостаточно сформированы фонематический анализ и синтез, что приводит к затруднениям в понимании устной речи, ошибкам при чтении и на письме. Речевые высказывания состоят из простых предложений. Плохо сформированным  является умение делить речевой поток на предложения.  

У детей наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением: замедленный темп формирования навыка чтения; нарушения технической и смысловой стороны; большое количество ошибок в процессе чтения.

В психолого – педагогических исследованиях указываются основные причины недостаточной  сформированности навыка письма:

  • много нарушений в устной речи;
  • плохая сформированность фонематических процессов;
  • низкая познавательная активность.

Для младших школьников характерно частичное расстройство процессов чтения и письма – это дислексия и дисграфия. Их основными симптомами являются специфические ошибки, которые не носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития или с нерегулярностью школьного обучения.

Выделяют три группы дисграфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

При анализе письменных работ младших школьников можно выделить характерные ошибки, связанные с недостаточностью

фонематического (звукового) анализа:

  • пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов;

фонематического восприятия:

  • замена букв, обозначающих мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные;

смешение букв по кинетическому сходству

ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения:  

  • слитное написание слов;
  • раздельное написание слов;
  • пропуск слова.

ошибки, связанные с неумением выделять предложения из текста

  • частые пропуски точек в конце предложения;
  • замена заглавной буквы на строчную;
  • написание каждого нового предложения со строчной буквы.

Отдельно выделяются орфографические ошибки.

Основным направлением в работе учителя-логопеда в школе является коррекция нарушений чтения и письма и оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Актуальной задачей коррекционно - логопедической работы является своевременное предупреждение и устранение недостатков в устной и письменной  речи у младших школьников. Высокий результат  достигается благодаря взаимосвязи и преемственности в работе специалистов всех звеньев (учитель, психолог, логопед, родители).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников.

Презентация многофункционального использования по коррекции дисграфии у младших школьников со стойким дефицитом внимания.Может быть использована как часть группового занятия или целое занятие. Направл...

Презентация "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников полиэтнической школы"

Цель:1)найти  кратчайшие и эффективные пути обучения русскому языку как неродному;2)определить наиболее эффективные способы коррекции устной и письменной речи учащихся младших классов....

Творческие задания на уроках как средство развития устной и письменной речи у младших школьников.

Виды творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения, как средство развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста....

Применение игр с мячом cу-джок в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ

Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования, развития и оценивания речевой компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональн...

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...