«Использование программно-методических комплексов для развития фонематического восприятия младших школьников»
статья по логопедии ( класс) на тему

Недостатки произношения и письма отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания.  Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.  Предлагаемый  материал полезен  и необходим для развития речевого мышления ребенка, развития его оперативной памяти, формирования чувства языка, что и должно быть принято в методике обучения именно родному языку. Здесь много игрового занимательного материала, который, как показал опыт моей работы с удовольствием воспринимается детьми, способствует их рабочей активности и формированию устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ПМК для развития фонематического восприятия младших школьников

С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Дети поступают в школу  педагогически запущенные, имеют различные речевые нарушения. У многих детей отмечаются множественные  нарушения звукопроизношения.  Нарушены не одна группа звуков, а несколько (свистящие, шипящие, соноры). Речь невнятная, смазанная. Бедный словарный запас слов. Дети затрудняются составить связное высказывание самостоятельно. Грамматический строй речи не соответствует возрасту. В потоке речи часто встречаются аграмматизмы. У многих детей фонематические процессы сформированы недостаточно. В дальнейшем у таких детей возникают проблемы с письменной речью.

Недостатки произношения и письма отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания.  Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. С самого начала обучения в школе  особое внимание необходимо уделять развитию фонематического восприятия.                  С  раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 – 4 недели от момента рождения, а в 6- 7  месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой. Оно формируется в период от года до четырёх лет.

И в норме к поступлению в школу у ребенка должны быть сформированы  фонематические процессы и навыки  анализа и синтеза звукослогового состава слова. Обучающийся должен:

-различать звуки на слух и в произношении ;

-слышать и выделять первый и последний звук в слове;

-определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

-определять количество и последовательность звуков в слове;

-называть слова с заданным звуком;

-определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным  количеством слогов;

-слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;

-уметь составлять слова из звуков и т .д.

Должна быть развита и связная речь. К 7 годам ребёнок должен уметь:

-пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

-составлять рассказ по сюжетной  картинке;

-составлять рассказ по серии  из 3 – 6 сюжетных картинок.

     В окружающем  мире мы слышим множество звуков. Их можно разделить на две группы: неречевые (шелест листьев, шум дождя, свист, треск  и т. д. ) и речевые. С первых лет жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые соотносятся с определенными образами предметов. Слово, воспринимается нами, как одно целое - предмет, признак, действие. Оно создает у нас определённый образ, когда мы его слышим. Когда же надо это слово написать, нам необходимо разложить его на звуки, звуки соотнести с буквами. Таким образом, чтобы ребёнок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит. Таким образом, развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму.

    Правильное развитие фонематического слуха лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Но не у всех детей фонематическое восприятие формируется полно, правильно и своевременно.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Если фонематические процессы не сформированы, развивается дисграфия. Поэтому в школе особое внимание учитель-логопед уделяет развитию фонематического восприятия. 

Фонематический слух - в отличие от физиологического слуха (как способности слышать звуки окружающей среды и речь) фонематический слух характеризует способность к слуховому восприятию звуковой речи и умение различать звуки речи  и их последовательность в словах, а также различать близкие по звучанию звуки. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в  слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании».

   В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его, что переходит и на письмо.

         Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

-недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

-недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонематических групп при относительно сформированном их произношении;

-глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

       Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные, аграмматичные фразы. Для детей характерны недоговаривание слов, перестановки звуков в словах, замедленный темп речи, деформация слов, словарный  запас  накапливается  медленно, развитие фразовой речи сильно затруднено, Таким образом, нужна  длительная  коррекция. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку. В результате имеющихся трудностей возникает дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

 Дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требуется в первом классе, оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В их диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:

пропуски гласных букв в середине слова;

недописывание гласных букв на конце слова;

пропуски слогов;

перестановки букв;

вставка лишних букв;

Патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребенка (И. Т. Власенко, В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская и др.). Так, у детей с отклонениями в речевом развитии вследствие нарушения отдельных звеньев речевой системы или всей речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков запаздывает, встречает затруднения, которые могут усугубляться дефицитом средств общения, вследствие отсутствия условий для накопления необходимого речевого опыта.

          Основными задачами предупреждения  дисграфии  является:

1.Формирование фонематического слуха.

2.Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

3.Формирование правильного произношения.

4.Развитие познавательных процессов.

5.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.

 И учитель-логопед постоянно находится в поиске  наиболее оптимальных путей  преодоления речевых нарушений, что представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Исходя из опыта работы, необходимо отметить, что одним из наиболее эффективных путей является применение информационных технологий, а именно-программно-методических комплексов. Использование ПМК:

- значительно расширяет возможности обучения и развития ребенка,

-дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков,

-позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Для эффективного развития и коррекции фонематического слуха  на индивидуальных занятиях  я использую компьютерные программно-методические комплексы «Развитие речи» (Авторы программы Г.О.Аствацатуров, Л.Е.Шевченко. )  и «Буквария» (Авторы программы З.А.Зарецкая, Д.В.Зарецкий.)  Основная задача  ПМК «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным» (К.Д.Ушинский).  С целью повышения эффективности учебного процесса в комплексы включены задания, способствующие, прежде всего, развитию фонематического восприятия, а также творческого и логического мышления, развитию речи, расширению словарного запаса.  ПМК  обеспечивают образовательный ресурс для индивидуальных  и групповых  занятий  по развитию и коррекции фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Работа с программой предполагает многообразные формы речевой деятельности детей: речевую, познавательную, практическую. Данные  ПМК предполагают:

      1.Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об     окружающем мире.

     2. Развитие фонематического восприятия. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.

     3. Формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности учащихся.

     4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных и согласных.

      5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка. Программа предлагает варианты логопедических занятий на дифференциацию звуков, а также даются варианты учебно-тематического планирования по темам.

Так, при использовании ПМК наиболее эффективно реализовываются  следующие методы коррекционно-развивающей логопедической работы:

- метод осмысленного достижения учебных целей логопедического занятия;

-метод максимального включения различных анализаторов  учащихся при осуществлении учебной деятельности (акустического, зрительного, кинестетического);

-метод взаиморазвития речи и мышления, поэтапного формирования умственных действий;

-метод формирования регулятивных навыков и адекватной самооценки  и другие методы.

Система логопедического воздействия по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы включает следующие этапы:

  1. Начальный ( подготовительный) этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

1.Начальный (Подготовительный этап): Основная цель данного этапа развитие фонематического слуха на неречевом материале.

На  данном этапе происходит развитие слухового восприятия. Программа включает в себя следующие разделы:

Неречевые звуки и звукоподражание представлены серией тематических и сюжетных интерактивных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. Цель: дифференциация сходных по звучанию  звуков, развитие слуховой и зрительной памяти, расширение кругозора , знакомство с окружающим миром.

2. Основной этап. Речевые звуки. Цель:

-развитие фонематического восприятия: навыки распознавания и правильного произношения звуков русского языка;

-автоматизация звуков

-дифференциация звуков

-выделение звуков из определенного числа различных звуков

-нахождение, узнавание и правильное произношение звуков

Работа со звуками условно делятся на разделы: «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «З        вуки-двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».

В заданиях предусмотрено 3 вида сложности, которые позволяют развивать фонематическое восприятие на уровне звука, затем на уровне слога, слова и ряда слов. Дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове и т.д.

       3.Заключительный этап. Развитие связной речи.

        Цель:  построение связного высказывания от слова к предложению, от предложения к тексту; составление описательного рассказа и рассказа по сюжетной картинке. Этот раздел представлен мультимедийными играми-заданиями трех типов. В заданиях 1 типа  представлены упражнения нескольких уровней сложности. Например, в игре «Слово-действие» перед каждым вариантом задания звучит инструкция: «Оживи картинку. Подбери действие. Составь предложение из двух слов». В  случае правильного выполнения с помощью мыши можно перейти к следующему варианту заданий. Упражнения второго уровня сложности  «Подбери признаки», «Подбери действия» способствует закреплению у детей умения оперировать с несколькими словами-признаками и словами-действиями и соотносить их с предметами, составлять текст-описание( предлагается составить рассказ-описание по следующему плану: форма, размер, качество, вкус, цвет) и рассказ с опорой на визуальный материал задания. Игры-задания «Перескажи рассказ» предполагают работу  с опорой на картинки. Учитель-логопед может выбирать задания в зависимости от уровня речевого развития детей.

Кроме всего названного, программа предусматривает интерактивный раздел. Он включает два интерактивных задания, посвященных работе над звуковым и слоговым составом слова. Это-уникальный инструмент для создания авторских учебных заданий. В методическом пособии, прилагаемом к программе, описаны технические и методические приёмы использования интерактивной доски. И, что особенно ценно, в этом пособии предлагаются варианты логопедических занятий с использованием интерактивной доски или компьютера.

ПМК основываются на следующих теоретических положениях и принципах:

1.  Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

2. Взаимосвязь речи и моторики.

3. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными фонематическими  представлениями, развить память, мышление и речь. Компьютерные обучающие игры с буквами и звуками позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление у детей вторичных расстройств письменной речи. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный детям. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Поэтому, использование  специализированных компьютерных технологий в работе с детьми с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности  является очень эффективным.   Применение компьютерных технологий на логопедических занятиях  повышает мотивацию  и активность ребенка. Но работа с компьютером имеет свои особенности.  При планировании такого занятия  мы учитываем следующие правила: продолжительность занятия на компьютере – 5-7 минут и игру используем  как часть занятия.  Назначение ПМК «Буквария» - компьютерная поддержка начальному этапу обучения чтению. Это - новые информационные технологии, являющиеся максимально привлекательными для ребенка. Секрет успеха в обучении – это то, что учебные действия ребенком переживаются как «актуальная потребность», когда такие стимуляторы как строгость и требовательность неэффективны. Использование сказочных персонажей, красочное оформление, озвучивание диалогов и текстов - все это призвано вызвать положительные эмоции ребенка, повысить учебную мотивацию. Программный комплекс включает следующие темы:

  1. Знакомство с буквой. Состоит из 5 заданий: «Представление буквы», «Вращающаяся буква», «Найди букву». «Звук и буква», «Конструирование буквы»
  2. Обучение слоговому чтению - интерактивный раздел «Читаем слоги»
  3. Составление слов и предложений – интерактивный редактор «Касса букв».

Предлагаемый ПМК материал полезен для развития речевого мышления ребенка, развития его оперативной памяти, формирования чувства языка, что и должно быть принято в методике обучения именно родному языку. Здесь много игрового занимательного материала, который, как показал опыт моей работы с удовольствием воспринимается детьми, способствует их рабочей активности и формированию устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Использованная литература

  1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1993.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Издательский Дом “МиМ”, 1997.
  3. Корнев А.Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей. //Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. – Л.: Издательство ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1988.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 303с.
  5. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
  7. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы. //Дефектология. – 1988. - № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия младших школьников в процессе изучения джазовой музыки.

Здесь представлены конспекты 8 занятий, которые помогут в развитии эстетического восприятия младших школьников посредством джазовой музыки учителям музыки, работающим в общеобразовательной школе, а та...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Целью данной статьи является привлечение внимания родителей и педагогов к несовершенствам речи у младших школьников, обозначить их влияние на успеваемость детей, прежде всего по таким предметам, как р...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

В начальной школе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети не могут писать под диктовку. Чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой...

Развитие фонематического восприятия у школьников с нарушением интеллекта.

Развитие фонематического восприятия у  школьников с нарушением интеллекта. Мастер-класс для педагогов начальной школы....

Теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия младших школьников

Освещены основные проблемы развития музыкального восприятия...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Вашему вниманию предлагаются игровые упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников. Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и уста...