Развитие фонематического восприятия младших школьников
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Целью данной статьи является привлечение внимания родителей и педагогов к несовершенствам речи у младших школьников, обозначить их влияние на успеваемость детей, прежде всего по таким предметам, как русский язык и чтение, дать рекомендации по развитию фонематического восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_statya.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у младших школьников.

      Целью данной статьи является привлечение внимания родителей и педагогов к несовершенствам речи у младших школьников, обозначить их влияние на успеваемость детей, прежде всего по таким предметам, как русский язык и чтение, дать рекомендации по развитию фонематического восприятия. Зачастую невысокие оценки по родному языку родители и педагоги объясняют рассеянностью и невнимательностью ребенка, либо небрежным отношением к учебе. И в то же время школьники не получают нужную помощь своевременно, что в свою очередь приводит к неуспеваемости по письму и чтению.

    Выявив среди своих учеников детей, неуспевающих по русскому языку, педагогу необходимо направить ребенка на консультацию к логопеду. Своевременное обращение к специалисту позволит вовремя начать коррекционно-логопедическую работу, направленную на исправление нарушений чтения и письма у каждого конкретного ребенка. Успешная коррекционная работа будет способствовать более успешному обучению ребенка по программе общеобразовательной школы и нивелировать негативные проявления речевых расстройств.

    Как правило, у подавляющего большинства детей к моменту начала обучения в школе не наблюдаются нарушения звукопроизношения, дети имеют достаточный словарный запас, строят предложения грамматически правильно. Но процесс овладения чтением и письмом протекает у всех детей по-разному.

     В числе обучающихся в школе можно выделить детей, которые испытывают трудности в овладении чтением и письмом. Зачастую данная проблема связана с недостаточным развитием фонематического восприятия как способности воспринимать звуковой состав слова, вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова, затрудняется назвать количество и последовательность звуков в слове, место отдельного звука в слове. Нарушение фонематического восприятия является одной из причин возникновения у детей дисграфии и дислексии. Дисграфия - это неспособность овладеть письмом, дислексия – неспособность овладеть чтением. И дисграфия, и дислексия наблюдаются у детей при нормальном развитии интеллекта. Как правило, эти нарушения наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых детей они могут встречаться и по отдельности.

     При письме такие дети обнаруживают следующие ошибки, носящие специфический характер (не связанные с применением правил орфографии русского языка). Какие же ошибки в письме ребенка должны насторожить педагога и родителей? Во-первых, это ошибки фонемного распознавания (распознавания звуков): смешение парных по звонкости согласных в сильной позиции («ветро» вместо «ведро») и гласных под ударением, смешение аффрикативных звуков (ч, ц, щ) и их компонентов (с, ть) («светы» вместо «цветы»), смешение свистящих и шипящих, а так же звуков «р» и «л». Во-вторых, одной из типичных дисграфических ошибок является нарушение обозначения мягкости на письме, а именно пропуск мягкого знака как показателя мягкости и замена гласных второго ряда на гласные 1 ряда («а» на «я», «о» на «ё» и так далее). Так же на дисграфию указывают стойкие пропуски гласных и согласных букв на письме, а так же пропуски слогов и слов, перестановки букв в слове, повторение букв и слогов в слове, недописывание слов. У детей с дисграфией можно наблюдать такие оптические нарушения письма, как зеркальное написание букв и замена схожих по написанию букв.

Нарушения чтения у таких детей проявляются в невозможности слияния букв в слоги, а слогов – в слова, хотя с буквами дети уже знакомы. При чтении они словно «набирают» слова по буквами и при чтении пропускают слоги и слова, заменяют, переставляют, добавляют буквы и слова, не дочитывают окончания. У них наблюдается так называемое «угадывающее» чтение, когда ребенок, не дочитав еще слово до конца, добавляет вместо него слово со сходным фонетически началом из часто употребляемых им слов.

   Все названные ошибки являются показателем недостаточной сформированности у детей фонетико-фонематических процессов. Интересно, что у одних школьников замена и смешение букв на письме и при чтении сочетаются с нарушением звукопроизношения, у других - нет. Это происходит из-за того, что нарушения произношения могут быть исправлены в дошкольном детстве логопедом дошкольного отделения, а при поступлении в 1 класс родители и учителя не догадываются о наличии у школьника фонематического недоразвития речи. И тогда при появлении у детей специфических ошибок чтения и письма родители и учителя видят причину этих ошибок в невнимательности и отвлекаемости ребенка, неудовлетворительным поведением и негативным отношением к учебе. Иногда родители видят причиной неуспеваемости школьника в оказании недостаточного внимания со стороны учителя. Выявив проблему, но не поняв ее причины, родители и учителя начинают дополнительно заниматься с ребенком, заставляя его прописывать слова с ошибками много раз. Такая работа не только способствует повышенной утомляемости, но и не несет никакой пользы для ребенка. В итоге специфические ошибки приобретают стойкий и системный характер, и преодоление их займет больше времени и сил всех участников педагогического процесса.

Подводя итоги можно сказать, если учитель увидел в работах ученика своего класса описанные выше специфические ошибки письма и чтения, необходимо отправить ребенка на консультацию к учителю-логопеду. Это должны знать и родители. Неспецифические ошибки не исчезнут сами, ребенок их не «перерастет» и не научится сам писать правильно. Для их исправления необходимо полное овладение навыками звукового анализа и синтеза, ребенок должен ясно представлять себе звукослоговую структуру слова, различать сходные по звучанию звуки и похожие по написанию буквы.

Неоценимую помощь в коррекционной работе смогут оказать родители, включившись в процесс коррекции речевой проблемы ребенка. Получив консультацию и рекомендации учителя-логопеда, они могут организовать дома занятия с ребенком и достичь огромных успехов в преодолении его речевых трудностей.

Так же можно предложить учителям начальной школы включать в свои уроки русского языка задания по развитию фонематического восприятия, учитывая тот факт, что работа учителя начальной школы и учителя-логопеда перекликаются – они учат детей различать гласные и согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, соотносить звуковой образ звука со зрительным образом буквы, находить место и положение звука в слове. Это будет способствовать тому, что число ошибок у детей сократиться либо они совсем исчезнут. Можно включать в урок такое продуктивное средство обучения детей как дидактические игры по развитию фонематического восприятия.  Включение в урок дидактических игр способствует снятию психологического напряжения, организации деятельности детей, обогащению их новыми сведениями, активизации мыслительной деятельности, внимания, стимуляции речи, привнесению в урок элемента радости и веселья. Так же одним из положительных моментов включения дидактических игр является их вариативность в применении: речевой материал можно адаптировать в зависимости от цели и задачи урока, его лексического наполнения и темы, а так же от уровня речевого развития школьников. Через решение задач дидактической игры учитель может решать задачи, поставленные им при планировании урока.

Ниже предлагается подборка дидактических игр и упражнений по развитию фонематического восприятия разных авторов (В.И. Селиверствов, Т.А. Ткаченко и др.)

 1. «Рыбалка».

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: 'поймать слова со звуком [л]' (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные картинки со скрепками. 'Пойманную рыбку' ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Количество играющих: один и более человек.

2. «Телевизор».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово.  Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.  Количество играющих: один и более человек.

3. «Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.  Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

4. «Цепочка слов».

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

Количество играющих: один человек и более.

5. «Собери цветок».

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит 'серединка' цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются 'цветочные лепестки', на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих 'лепестков' с картинками выбрать те, где есть звук [с].  Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

6. «Незнайка с кармашком».

Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры.    1 вариант

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

2 вариант

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

7. «Найди ошибку».

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).

8. «Собери букет».

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] - [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

9. «Речевое лото».

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

 Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

10. Лото «Читаем сами».

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.

Ход игры. 1 вариант

Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

2 вариант

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

11. «Волшебный круг».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры. I вариант

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: мишка – мышка, удочка – уточка, мак - рак коза – коса, кит – кот? трава – дрова, усы – уши, кадушка – катушка, дом – дым.

II вариант

Вместо картинок на 'циферблате' ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше - дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.

12. «Найди слова в слове».

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

13. «Математическая грамматика».

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке ('+', '-') и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца - ? (столица).

14. «Допиши словечко».

Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

 Например:

Воробей взлетел повыше,

Видно всё с высокой (крыши).

15. «Занимательная грамматика».

Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.

Ход игры. Сложить слово из двух слов по схеме:

Слова - слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда.

Например:

1) первый слог - наименьшее трехзначное число;

второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе;

вместе - главный город страны (столица);

2) первый слог - личное местоимение; второй слог - тоже личное местоимение;

вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы). Итак, перечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения (см. игры 'Незнайка с кармашком', 'Волшебный круг', лото 'Читаем сами' и т.д.), слоговой состав слова (см. игры 'Занимательная грамматика', 'Математическая грамматика' и др.), развивать орфографическую зоркость (см. игры 'Допиши словечко', 'Занимательная грамматика' и т.д.) и многое другое.

16. «Допиши букву»

Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

17. «Отгадай, кто я»

Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.

Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

18. «Будь внимателен»

Цель: Закрепление начертания заглавных букв.

Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.

Азбука.

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М.

Г ударилась немножко

И рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю перекладинку свою!

Очутившись на полу, поломала хвостик У!

Ф, бедняжку так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого. (С. Михалков)

 19. «Полминутки на шутку» 

Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

-Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

-Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

-Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

-Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

-Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки

20. «Эхо»

Цель: Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Ход игры. Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того, можно предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

  21. «Путаница»

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

     

Особой ценностью этих игр является то, что они способствуют снятию психологического напряжения, которое возникает у детей, начинающих процесс обучения чтению и письму и чувствующих неуверенность в своих силах. Занимательные игры способствуют созданию положительного эмоционального настроя у обучающихся в классе. Знания, усвоенные с интересом, подкрепленные положительным отношением ребенка, лягут на благодатную почву и лучше усвоятся. В игровой ситуации ребенок сможет выполнить задания учителя более эффективно.  

В заключении можно сказать, что только совместная работа учителя, логопеда, родителей и ребенка дадут положительную динамику и необходимый результат. Исключительно в совместной работе по повышению успеваемости ребенка будет достигнут необходимый уровень знаний и компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия младших школьников в процессе изучения джазовой музыки.

Здесь представлены конспекты 8 занятий, которые помогут в развитии эстетического восприятия младших школьников посредством джазовой музыки учителям музыки, работающим в общеобразовательной школе, а та...

«Использование программно-методических комплексов для развития фонематического восприятия младших школьников»

Недостатки произношения и письма отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замк...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

В начальной школе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети не могут писать под диктовку. Чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой...

Развитие фонематического восприятия у школьников с нарушением интеллекта.

Развитие фонематического восприятия у  школьников с нарушением интеллекта. Мастер-класс для педагогов начальной школы....

Теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия младших школьников

Освещены основные проблемы развития музыкального восприятия...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Вашему вниманию предлагаются игровые упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников. Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и уста...