Реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушением речи
статья по логопедии ( класс) на тему

Ермакова Елена Сергеевна
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей. Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. Разработка индивидуального образовательного маршрута предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик психолого-педагогической поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_indiv_obraz_marshruta.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация индивидуального образовательного маршрута

для ребенка с нарушением речи

Повышение доступности и качества образования для всех граждан - одна из приоритетных целей социальной политики России.

Создание специальных образовательных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является  индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов и родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. Разработка индивидуального образовательного маршрута предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик психолого-педагогической поддержки.

Педагоги, специалисты и родители для осуществления психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ разрабатывают индивидуальный образовательный план – документ, отражающий общую стратегию и определенные шаги при осуществлении коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной работы в рамках данного учреждения на определенный период.

Овладение языком как средством общения, мышления и регуляции поведения - важнейшая сторона развития ребенка. Речевая патология у детей не только вызывает коммуникативные трудности,  но и является причиной школьной  и социальной дезадаптации.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи - дети с выраженными речевыми (языковыми, коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию (отсутствию) сопутствующих нарушений.

Одни расстройства речи могут быть резко выраженными, охватывающими все компоненты языковой системы. Другие проявляются ограниченно и в минимальной степени (например, в недостатках произношения отдельных звуков). Они, как правило, не влияют на речевую деятельность в целом. Однако у значительной части детей отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с речевыми нарушениями, администрация и междисциплинарная команда педагогов и специалистов решают следующие задачи:

  • Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах, организация предметно-развивающей среды.
  • Определение формы обучения, режима пребывания в образовательной организации, общей учебной и внеучебной нагрузки.
  • Определение объема, содержания - основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи. Определяются критерии оценки динамики познавательного, речевого и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников.
  • Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы на основе комплексной психолого-медико-педагогической диагностики, заключений и рекомендаций территориальной ПМПК и психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации. Определение системы оценивания достижений ребенка.
  • Определение необходимости адаптации или разработки дидактических пособий и материалов.
  • Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации.

«Выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе» является приоритетным направлением  деятельности по реализации права на образование детей с ОВЗ, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Правильно  организованное  коррекционное  обучение  и    воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального развития. По результатам диагностики определяются формы и методы коррекционно-развивающей работы.

Основными задачами логопедической работы являются:

- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;

- предупреждение нарушений устной и письменной речи;

- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

-воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

-совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника и школьника;

-пропаганда логопедических занятий среди педагогов, родителей (лиц их замещающих) и воспитанников;

-возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе (классе) с получением специализированной помощи в развитии речи.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи проводится по нескольким направлениям:

- всесторонняя коррекция речи (звукопроизносительной стороны, слоговой структуры, лексико-грамматической и др.);

- развитие неречевых процессов;

- формирование личности ребенка в целом.

Важная роль в реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушением речи принадлежит семье.

Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с речевой патологией начинается с тщательного изучения информации (анамнеза, медицинских заключений, педагогических и психологических характеристик), предоставляемой с согласия родителей. В беседе с родителями расставляются приоритеты в развитии ребенка, исходя из его возможностей. В соответствии с ними междисциплинарная команда специалистов и педагогов будет решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка с нарушениями речи. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родители должны осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в образовательной организации.

Таким образом, реализация индивидуального образовательного маршрута обеспечивает образовательный процесс и максимальную социальную адаптацию детей, имеющих речевую патологию, путем развития познавательной деятельности, творческих способностей, коррекции речевых нарушений и формирования речи как средства коммуникации.

Литература:

  1. Зеленкова Т.В., Селезнева Е.В., Солдатов Д.В., Солдатова С.В. «Методические рекомендации по созданию инновационных организационных форм по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической коррекционной поддержкой при обучении в Московской области». – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014. – 194 с. УДК 373.2
  2. Методические материалы по обеспечению психолого- педагогической поддержки и коррекционной работы при обучении детей с ограниченными возможностями г. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014г.
  3. «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях»: Методические рекомендации/ Отв. ред. С.В.Алехина.- М.: МГППУ, 2012г
  4. «Современные тенденции образования детей с ограниченными возможностями здоровья»: материалы науч.-практ. Конф. 10-13 мая 2011г.- М.:ГОУ Пед. акад., 2011г.-260с / статья М.Ю.Криворотовой «Особенности работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»; с.13-14.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. «Устранение общего недоразвития речи  у детей дошкольного возраста», М., 2004г.
  6. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М., 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи

Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...

Конспект интегрированного индивидуального занятия с ребенком с нарушением слуха.

Конспект занятия с ребенком с кохлеарным имплантом (этап опознавания  2-х словной фразы).Возраст ребенка -5,5 лет,слуховой возраст -2,5 года,из них с КИ-1,5 года....

Условия реализации индивидуальной образовательной программы

Условия реализации индивидуальной образовательной программы...

Специфика реализации ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (из опыта работы)

В данной статье описываются сновные проблемы обучения детей с ТНР и пути их решения....

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением речи.

В презентации разработаны рекомендации для родителей, которые воспитывают ребенка с различными нарушениям речи....