Выступление на педсовете по теме: "Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов с учётом их личностных возрастных особенностей."
консультация (1, 2, 3 класс)

Соколова Ирина Викторовна

выступление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet1.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема : Разработка  и  реализация индивидуальных  образовательных  маршрутов с учётом их личностных возрастных особенностей.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Учебный труд должен приносить радость, желание вновь  познавать новое. Современная школа осуществляет работу с обучающимися на основе:

  • уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;
  • ориентируется не только на подготовку к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.

Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав школьников на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.

   ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и универсальных учебных действиях  учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) одновременно и определенное, и чрезвычайно широкое понятие. Возникнув как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе, он приобрел и зону неопределенности, связанную с наличием различных смежных понятий: «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».

Варианты интерпретации понятия индивидуального образовательного маршрута графически представлены на схеме.


Причин для обучения  детей по индивидуальному образовательному маршруту бывает много. Это, и :

  • переход на другой УМК
  • несформированность самоконтроля
  • отсутствие устойчивых мотивов учения
  • проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.
  • нарушение фонематического слуха
  • бедность словарного запаса
  • общее недоразвитие речи
  • несформированность познавательной деятельности

Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться для слабого ученика и для сильного ученика. 
Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть коротким и длинным.
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:
занятие в классе

 При закреплении или повторении изученного материала детям выдаются индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, затем работа проверяется и оценивается.
групповые занятия

 У детей, обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема, например: " Правописание безударных гласных в корне  слова". Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.
самостоятельное изучение материала

 Эту форму организации использовать можно при обучении сильного ученика. Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне  слова". Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях. 
домашняя самостоятельная работа

 Повторив правило с учителем, ребенок получает домашнее задание на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает.

Необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе:

 в первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки (различная база знаний и умений) и психической готовности к школьному обучению; 

 растет число школьников, которые в связи с отклонениями в развитии или здоровье не могут обучаться в условиях классно-урочной системы, не могут в определённый срок освоить тот программный уровень, который требуется в школах.

  Обеспечивает индивидуальное обучение учитель, в обязанности которого входит:

оценка готовности ребенка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту  ( диагностика по предметам). Выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута,  регулярные встречи с учеником (не реже одного часа в неделю). Корректировка образовательного маршрута, контакты с родителями ученика, подведение результатов образовательного маршрута (диагностика ОУУН, педагогическая диагностика по предметам).

Учителем разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который  становится персональным индивидуальным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании, нельзя использовать один и тот же маршрут для других учащихся.

Сроки реализации ИОМ: 1год.

Работа с ИОМ включает в себя несколько этапов:

I этап – диагностический

Здесь предстоит выполнить большой объём работы по изучению уровня развития ребёнка.

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

   Анализ результатов диагностических работ.  Определение направлений ИОМ.

Диагностический этап работы предполагает проведение с помощью административных( ОРЦОКО)  рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, снижении или повышении учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями учащихся.

В случае снижения уровня обученности ученика выявляются  причины снижения успеваемости и определяется зона  ближайшего развития. В случае повышения  качества знаний – разрабатывается  программа развития повышенной сложности.

Исходя из выявленных причин низкой успеваемости учащихся, определяю следующие направления ИОМ:

- ликвидация общего отставания по программе;

- обогащение словаря и развитие речи;

- формирование УУД . (универ учеб . действия)

     Нужно обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.

    По результатам диагностики для сильных учеников  определяю следующие направления ИОМ:

- раскрытие творческого потенциала;

- формирование УУД . (универ учеб . действия)

                                 II этап - проектировочный

Цель:  составление ИОМ ученика.

Составление  тематического планирования ИОМ  ученика:

-  определение темы, персонального задания;

-  выбор форм и способов работы;

-  определение  сроков выполнения.

 Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.

Тематическое планирование  ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Тематическое планирование индивидуального образовательного маршрута

Цель: ликвидация отставания по учебному предмету 

(формирование УУД по предмету) Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:

Дата

Тема

Персональное задание

Способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполн

      Способы работы с учеником:

         - индивидуальные задания 1 раз в неделю,

         - организация парной и групповой работы,

         - работа с консультантами,

         - выбор “своего” домашнего задания,

         - темы творческой работы.

    Формы контроля усвоения знаний выбираю с учетом индивидуальных и личностных особенностей ребенка.

    Разрабатываю пояснения для родителей к ИОМ ученика.

На проектировочном этапе учитель ведёт поиск путей психолого-педагогического сопровождения и составляет ИОМ, а также пояснения для родителей.

                                             III этап – коррекционный

Цель: реализация ИОМ ученика.

Задачи:

Реализация ИОМ.

Корректировка индивидуального развития ученика.

Внесение изменений в тематическое планирование ИОМ по мере необходимости.

     В результате работы по ИОМ  выставляю отметку о выполнении задания и знакомлю с ней родителей ребёнка.

      Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов или темы, для углубленного изучения учебного материала.

                                               IV этап - итоговый

Цель: анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.

Задачи:

Проведение диагностических работ.

Сопоставление результатов с предыдущими.

Определение степени влияния ИОМ на индивидуальное развитие учащегося.

Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные.

После проведения диагностических работ результаты вносятся в:

Результаты мониторинга  личностного развития

Листок достижений

Табель успеваемости

Сравнивая результаты реализации ИОМ, определяю степень влияния ИОМ на индивидуальное развитие учащегося.

Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.

Работая по индивидуальному образовательному маршруту, у слабых учеников ликвидируются пробелы в знаниях по учебным предметам,  у сильных учеников  происходит расширение образовательного поля по учебному предмету

- самоорганизация  на занятие

- стойкая познавательная мотивация

- целеполагание

- рефлексия

- взаимодействие и сотрудничество  с педагогом и сверстниками

У меня в классе из 5 человек  работающих по индивидуальному образовательному маршруту

  • 1 - отличник,
  • 4 - занимаются с удовлетворительными оценками.

В настоящее время по индивидуальному маршруту занимается 3 человека.

У двух  детей уже есть продвижение вперед. Другим не все еще удается, но динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении.

       В результате работы с индивидуальными образовательными маршрутами  учеников

- повысился уровень личностного развития учащихся;

 -наблюдается положительная динамика качества обучения:         

- степени обученности;

- повысился уровень УУД.( универ учеб . действия)                                

Рекомендации педагогам  и родителям  воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту.

Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

 Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.

Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Подходите ко всему творчески.

Для  треть учеников характерна низкая степень учебных возможностей – бедный фонд действенных знаний по многим предметам, несформированность положительных качеств ума, низкий уровень психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и речи.

Каждый маршрут ученика 1 – 4 классов включает предметы учебной программы,  факультативы, кружки, творческую и учебно-исследовательскую деятельность, спортивные достижения. По предметам русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир выделены основные,  формируемые в течение учебного года знания и умения.

 В конце четверти учителями 1 и 2 классов   фиксируются и анализируются результаты учебной деятельности, отражающие уровень их сформированности: сформированы, частично сформированы, не сформированы.Учащиеся, требующие повышенного внимания, находятся на особом контроле педагога.

Обучающиеся  3 – 4 классов учатся  самостоятельному анализу и осмыслению прохождения собственного образовательного маршрута.  Поэтому  под руководством учителя они пытаются  оценивать и фиксировать  результат учебного труда,  используя условную запись: знаю, сомневаюсь, не знаю; умею, сомневаюсь, не умею. Удаётся не всем. Эта работа позволяет сформировать первоначальные умения самоанализа и  самооценки, повышает уровень самосознания в процессе обучения.

     В результате реализации ИОМ выявлено продвижение учеников вперед, подъем их на более высокий уровень развития.  Есть надежда, что дети будут успешными в учении, и произойдет реализация персональных запросов на образование.

      Роль учителя при работе с индивидуальными образовательными маршрутами изменяется: это консультирование, рекомендация дополнительных источников информации;  учитель помогает привести запланированные продукты учения в соответствие с образовательными возможностями и потенциальными способностями ученика. Учитель выполняет функции тьютора: оказывает персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве, создает условия для реализации индивидуализации процесса обучения.

       Работа по индивидуально-образовательным маршрутам реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.

В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей формируются основы учебно-познавательной компетенции:

они учатся самостоятельно самоорганизовываться на занятие,

 планировать свою работу

стараются оценить и проанализировать свою работу.

 Реализация индивидуальных образовательных маршрутов школьников  рассматривается как способ реализации личностно-ориентированного подхода, как способ повышения качества образования и формирования ключевых компетентностей у учащихся, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания  с целью их личностного развития и стимулирования творческой инициативы.

     Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования, инструмент повышения качества образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Использованная литература

Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2009.-№9.-С.4-7.

Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.

Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2009. - №6. - С.46-47.

Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2008. -№1. - С.62-66.

Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт возрастных особенностей младших школьников в их воспитании

Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста....

Выступление на педсовете. Портфолио - как основная форма учёта личностных результатов внеурочной деятельности.

Портфолио - как основная форма учёта личностных результатов внеурочной деятельности....

Возрастные особенности обучающихся. Их учёт в учебном процессе

Выступление на заседании «Круглого стола» по теме :«Обучение учеников самостоятельному получению знаний»...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

 Подбор и создание физкультминуток - важная задача для учителя. Возрастной фактор здесь играет основную роль.  Упражнения должны восприниматься детьми с интересом, вызывать желание пр...

Учёт возрастных особенностей младших школьников в их воспитании.

Характеристика возрастных особенностей младших школьников...

Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения

Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения...