Выступление на педсовете. Портфолио - как основная форма учёта личностных результатов внеурочной деятельности.
методическая разработка

Степанова Татьяна Владимировна

Портфолио - как основная форма учёта личностных результатов внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_stepanovatv.docx30.62 КБ
Office presentation icon pedsovet_stepanovatv.ppt2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Тема: Портфолио - как основная форма учёта личностных результатов внеурочной деятельности.

(слайд 1)  

   Мир постоянно информационно  усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-то учиться, находить и развивать способности и таланты, заниматься самообразованием  на протяжении всей  жизни.  Непрерывное образование становится потребностью. Сегодня каждый человек должен быть не только профессионалом своей профессии, но и уметь представить себя с лучшей стороны.

   

   В современном обществе приоритетом образования становится такое обучение, которое помогает выпускнику найти своё призвание, реализоваться в жизни как личность. Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. 


(слайд 2)

   Основная трудность в решении вопроса о результатах образования состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих результатов должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.


  Названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата образования мы будем рассматривать личностный  рост ребёнка. Одним из методов оценки личностных результатов школьника  является оценка личностного прогресса ученика с помощью
 портфолио, способствующего формированию у детей культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать и  классифицировать.

(слайд 3)

   Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных достижений обучающихся. 
  Портфолио – это  новый подход к обучению, и важным в работе над портфолио является взаимодействие между учеником, учителем и родителями. 

   

(слайд 4)

   Цель составления портфолио – подвести итог деятельности обучающегося  в определенный период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

   Ученик приходит в школу, чтобы получать знания, получать развитие.

   Знания важны, это бесспорно. Но, наверное, еще важнее общая образованность. Это не только знания, но и созданный интеллектуальный потенциал – мобильность, глубина мышления, наличие творческих наклонностей. Знания – это первичные характеристики человека, а убеждения – глубинные, которые характеризуют его сущность. И весь образовательный  и воспитательный процесс должен быть направлен на личностные достижения обучающихся.

   

        (слайд 5)

       3 июля 2012 года в ходе круглого стола в РИА Новости, посвященного внеурочной деятельности и дополнительному образованию детей, обсуждалось ведение портфолио обучающегося. 

   Уполномоченный по правам ребёнка Евгений Бунимович заявил: «Портфолио из творческих работ, грамот и сертификатов, которое ученик собирает на протяжении обучения в школе, должно войти в обязательный пакет документов при приеме в российские учебные заведения».

   «Когда человек поступает в  ВУЗ, то приемная комиссия смотрит только на его результаты ЕГЭ. Но его портфолио тоже очень важно, и во многих странах мира оно является частью пакета документов, который должен подать абитуриент.

   Портфолио - результат образовательной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, которым дети занимаются в свободное от школьных занятий время.  В эти отведенные часы ребёнок изучает то, что он любит. Он формирует свой будущий досуг, а, возможно, и свою будущую профессию», - сказал Бунимович во время круглого стола.

        (слайд 6)

   Различается  портфолио трёх уровней  обучения

Первый уровень обучения — начальная школа (1-4 классы).

Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

Второй уровень обучения (5-9 классы).

Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.

   (слайд 7)

Третий уровень обучения (9-11классы).

Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.

Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации  обучающихся  9-11 классов; содержит информацию об изучаемых  предметах и  курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.

(слайд 8)

Девизом работы с портфолио ученика должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

       (слайд 9)

   Технологию «Портфолио» ученика необходимо вводить с первого класса. 

           Как выглядит портфолио? 

   Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует.

   Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

  (слайд 10) 

    В нашем общеобразовательном учреждении  МОУ «С(К)ОШИ№3» принято «Положение о Портфолио обучающегося начальной школы». В нём утверждены:

  • общие положения,
  • структура, содержание и оформление Портфолио,
  • основные направления деятельности по формированию Портфолио,
  • оценка

      Структура портфолио (разделы):

  •   Титульный лист
  •   Мой мир
  •   Моя учёба
  •   Моя общественная работа
  •   Моё творчество
  •   Мои впечатления
  •   Мои достижения
  •   Самооценка моей деятельности за год

   Портфолио обучающегося проверяется и оценивается классным руководителем    не реже 1 раза в полугодие. В Положении о портфолио дана таблица с критериями оценивания.

           Итоговая оценка Портфолио может определяться как простая сумма баллов.

     (слайд 11)

 Порядок  работы  с  портфолио

Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: учителей, педагогов внеурочной деятельности и дополнительного образования, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнёрства и сотрудничества.

   Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

   Ответственность за оформление портфолио ложится на учеников, родителей, классных руководителей.

 

     (слайд 12)

Где и когда можно использовать портфолио?

  • В организации предпрофильной подготовки в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников  школы (наряду с результатами итоговой аттестации), а в дальнейшем при поступлении в учебные заведения.
  • При переходе ученика с одной ступени обучения на другую.
  • При переходе из одной школы в другую.
  • При проведении в учебном заведении рейтинговых конкурсов, например конкурса «Ученик года».

 (слайд 13)

В школах города  в начальных классах  введён  курс внеурочной деятельности «Портфолио». Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основные цели программы - создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации, через создание портфолио.

Формы занятий - занятие-беседа, совместная работа с родителями дома, занятие-экскурсия «История имени»,

занятие «Художественная мастерская», семейный огонёк,

мини-проект «Праздники», занятие с элементами игры,

работа в группах, тренинг, экскурсия, занятие-викторина,

виртуальная экскурсия, конкурс рисунков, фотографий, поделок и др.

(слайд 14)

Интересен опыт работы с Портфолио МОУ СОШ№5 в среднем звене.

5 класс – «Портфолио успешности»

6 класс – «Портфолио интересов»

7 класс – «Портфолио творческой деятельности»

8 класс – «Портфолио исследований»

9 класс – «Портфолио выпускника основной школы»

По ведению Портфолио в каждом классе разработаны инструкции для детей, родителей (род. собрании), для учителей.

(слайд 15)

     Итак, портфолио ребёнка необходимо было бы создавать, даже если бы оно не имело никакой официальной силы. Прежде всего, потому, что оно необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики его достижений. Также сбор материала для портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. 

    Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии. Это своего рода папка воспоминаний о школьном периоде, в которой на многие года бережно сохранены и систематизированы рисунки, фотографии, грамоты и прочие достижения. 

  (слайд 16) 

  В нашей – коррекционной, школе особенно важно отслеживать результаты внеурочной деятельности ребят, вести вместе с ними их портфолио, их «историю успеха». Почему?

   У каждого, даже здорового, взрослого, успешного человека, есть багаж своих комплексов. И, конечно же, у детей нашей школы комплексов немало. А что такое – комплексы?

   Комплексы – это внутренние ограничители, которые мешают нам добиваться того, чего мы могли бы достигнуть, если бы больше верили в себя. Комплексы похожи на знак «стоп!», а портфолио, раскрывающее возможности, достижения ребёнка говорит ему: «Ты успешен! Верь в себя! Не бойся будущего! Пути открыты».

(слайд 17)

Желаю творческих Вам процветания и благополучия! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портфолио - как основная форма учёта личностных результатов внеурочной деятельности Степанова Т.В.

Слайд 2

Трудности в решении вопроса о результатах образования результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы оценка этих результатов должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу

Слайд 3

Портфолио Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных достижений обучающихся. Портфолио – новый подход к обучению, и важным в работе над портфолио является взаимодействие между учеником, учителем и родителями. Основной смысл «портфолио» - дать возможность ребёнку показать все, на что он способен и создать для ученика «стимул роста».

Слайд 4

Цель составления портфолио - подвести итог деятельности ученика в определенный период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

Слайд 5

Портфолио из творческих работ, грамот и сертификатов, которое ученик собирает на протяжении обучения в школе, должно войти в обязательный пакет документов при приёме в российские учебные заведения. Бунимович Е.А.

Слайд 6

Особенности портфолио на трёх уровнях обучения Первый уровень обучения — начальная школа (1-4 классы). Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. Второй уровень обучения (5-9 классы). Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.

Слайд 7

Третий уровень обучения (9-11 классы). Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности. Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации обучающихся 9-11 классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно- исследовательской деятельности.

Слайд 8

Девиз работы с портфолио: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Слайд 9

Как выглядит портфолио Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Слайд 10

Структура портфолио (положение МОУ «С(К)ОШИ№3») Разделы: Титульный лист Мой мир Моя учёба Моя общественная работа Моё творчество Мои впечатления Мои достижения Самооценка моей деятельности за год

Слайд 11

Порядок работы Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: учителей, педагогов внеурочной деятельности и дополнительного образования, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнёрства и сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление портфолио ложится на учеников, родителей, классных руководителей.

Слайд 12

Где и когда можно использовать портфолио? В организации предпрофильной подготовки в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы (наряду с результатами итоговой аттестации), а в дальнейшем при поступлении в учебные заведения. При переходе учащегося с одной ступени обучения на другую. При переходе учащегося из одной школы в другую. При проведении в учебном заведении рейтинговых конкурсов, например конкурса «Ученик года».

Слайд 13

Курс внеурочной деятельности «Портфолио» Основные цели программы - создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации, через создание портфолио. Формы занятий - занятие-беседа, совместная работа с родителями дома, занятие-экскурсия «История имени», занятие «Художественная мастерская», семейный огонёк, мини-проект «Праздники», занятие с элементами игры, работа в группах, тренинг, экскурсия, занятие-викторина, виртуальная экскурсия, конкурс рисунков, фотографий, поделок и др.

Слайд 14

Ведение портфолио в 5-9 классах ( СОШ №5) 5 класс – «Портфолио успешности» 6 класс – «Портфолио интересов» 7 класс – «Портфолио творческой деятельности» 8 класс – «Портфолио исследований» 9 класс – «Портфолио выпускника основной школы »

Слайд 15

Заключение: Портфолио необходимо самому ребёнк у, для прослеживания динамики его достижений. Также сбор материала для портфолио приобщает его к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии. Это своего рода папка воспоминаний о школьном периоде, в которой на многие года бережно сохранены и систематизированы рисунки, фотографии, грамоты и прочие достижения.

Слайд 16

В нашей – коррекционной школе особенно важно отслеживать индивидуальные результаты ребят, вести вместе с ними их портфолио, их «историю успеха». Портфолио, раскрывающее возможности, достижения ребёнка говорит ему: «Ты успешен! Верь в себя! Не бойся будущего! Пути открыты».

Слайд 17

Желаю творческих Вам процветания и благополучия !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основные подходы к разработке программы внеурочной деятельности".

Внедряем ФГОС. С чего начать? С разработки программы....

2. Критерий «высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету»

Конкурс на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края       2. Критерий «высокие результаты внеурочной деятельности  обучающихся п...

Выступление на Педсовете "Портфолио ученика начальной школы"

Выступление содержит информацию о понятии "Портфолио", цели и задачи метода, значение портфолио в формировании личности ребёнка....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК» ДЛЯ 1 КЛАССА

Курс «Читающий росток» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя...

выступление на РМО «Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников»

Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников             Приоритетной целью современного начального об...

4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога

4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога...

Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах и результаты внеурочной деятельности обучающихся

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию. А это значит, что основной упор должен быть не только на развитие творческих способностей детей,...