выступление на РМО «Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников»
учебно-методический материал на тему

Бабченко Татьяна

Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников     

        Приоритетной целью современного начального образования является формирование у обучающихся  учебной самостоятельности, подготовка выпускника начальной школы к дальнейшему обучению. На  ступени начального общего образования формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности.

Умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. 

Образование  рассматривается как активная деятельность, цель которой – развитие личности и раскрытие её индивидуальности посредством воспитания и обучения.  Технологией, которая   позволяет возникнуть взаимопониманию  и взаимодействию между учителями, обучающимися и родителями; познать личность ребёнка, учесть его особенности в процессе обучения, способствовать укреплению и сбережению его здоровья, развивать общеучебные умения и навыки, ненасильственно формировать учебную деятельность, является технология сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Г. ТАТАРСКА НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

«Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников»    

Учитель начальных классов:

Татьяна Викторовна Бабченко

2017 г.

Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников     

        Приоритетной целью современного начального образования является формирование у обучающихся  учебной самостоятельности, подготовка выпускника начальной школы к дальнейшему обучению. На  ступени начального общего образования формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности.

/слайд1/ Умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. 

Образование  рассматривается как активная деятельность, цель которой – развитие личности и раскрытие её индивидуальности посредством воспитания и обучения.  Технологией, которая   позволяет возникнуть взаимопониманию  и взаимодействию между учителями, обучающимися и родителями; познать личность ребёнка, учесть его особенности в процессе обучения, способствовать укреплению и сбережению его здоровья, развивать общеучебные умения и навыки, ненасильственно формировать учебную деятельность, является технология сотрудничества. 

Проблема формирования учебной деятельности  изучалась на разных этапах становления начальной школы.  /слайд  2/

Д.Б. Эльконин  рассматривал учебную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направленную им на осуществление целей обучения, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. В.В. Давыдов разработал теорию учебной деятельности младших школьников; Л.В. Занков выделил  принципы осознания процесса учения; А.Б. Воронцов и Г.А. Цукерман рассмотрели место и роль действия контроля и оценки в учебной деятельности младших школьников. Г.А. Цукерман и К.Н. Поливанова предложили модель сотрудничества.

Педагогика сотрудничества – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов – новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н. К. Крупская, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежной (Ж. Руссо, Я. Корчак, Э. Барн) психолого – педагогической практики и науки.

          Особенностями содержания и методики педагоги сотрудничества на сегодня являются 4 направления:/слайд 3/

  1. Гуманно- личностный подход к ребенку;
  2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
  3. Концепция воспитания;
  4. Педагогизация окружающей среды.

Для раскрытия понятия учебного сотрудничества воспользуемся определением М.С. Соловейчик: /слайд 4/ «Учебное сотрудничество – это особая форма отношений ребёнка и взрослого, необходимая  для полноценного усвоения теоретических понятий. Способность строить учебное сотрудничество в начальной школе совпадает с умением учиться – самостоятельно расширять собственные знания, умения, навыки, способности». 

Учебное сотрудничество может сложиться при определённой организации обучения, когда постановка учебных задач требует поиска новых способов действия. В основе приёмов и методов учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия учителя и обучающихся, поэтому систематически следует использовать активные методы обучения детей: работа в малых группах, в статической, динамической, вариационной паре.

Для реализации технологии сотрудничества необходимо соблюдение ряда педагогических условий:\Слайд 5\

- создание эмоционального комфорта в классе;

- создание на уроке ситуации успеха, учитывая личностные особенности и темпы развития каждого обучающегося;

- формирование определённых способов и приёмов познавательной деятельности: создание и решение проблемных ситуаций, разрешение противоречий;

- организация совместной познавательной деятельности учителя и учащихся.

-Учитель должен занимать позицию сопровождающего. Помощь осуществлять в виде совета, наталкивающего ребёнка  на правильное решение.

-Привлекать обучающихся к оценочной деятельности, формировать у них позитивное отношение к оценке и самооценке.

-Предоставить каждому обучающемуся возможности выбора задания (творческого, частично-поискового или репродуктивного), формы активности (самостоятельно или совместно), выбор партнёра.

При этом важно выдерживать следующие  этапы сотрудничества на уроке:

1.Вызвать интерес к информации.

2. Побудить обучающихся к размышлению .

3. Соорганизовать на обсуждение информации.

           Актуальность темы обусловлена сменой учебных приоритетов в современном образовании, качественно изменившим основную задачу школы. Обучение в современных условиях предполагает отказ от преимущественно репродуктивных методик и применение методик творческой   деятельности.  Обучающиеся    наблюдают, анализируют, группируют, сопоставляют,  проводят аналогии, ждут новых форм знакомства с материалом, где  могла бы проявиться их самостоятельность и деятельный характер мышления. В работе с детьми, привыкшими к творческой деятельности считаю наиболее актуальным использование технологии учебного сотрудничества,   которая носит развивающий характер  и отвечает требования современного общества.

/слайд 6/

  • учебное сотрудничество обеспечивает развитие и самореализацию личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;
  • предоставляет возможность каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
  • содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.

В условиях модернизации и гуманизации современной школы практически эти задачи решаются путём правильного сочетания индивидуальной, групповой и коллективной деятельности обучающихся. Следовательно, в образовании и воспитании успех определяется именно сотрудничеством с детьми, сотворчеством.  Обычно в классе подбираются и хорошо, и средне, и плохо усваивающие учебный материал. Здесь и дети из обеспеченных и малообеспеченных, неблагополучных семей; те, кто хочет учиться, и те кому не куда пойти, дети с ослабленным здоровьем. Возможно ли в таких условиях добиться, чтобы каждый ученик работал на уроке в полную силу, чтобы от урока к уроку рос его интерес к учёбе? Что и говорить, удаётся это не всегда. /слайд 7/ «Поскольку внешних побуждений к учению нет, если способов принуждения совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету - и, если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности,- то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперёд, развития. Иначе детей не выучишь. Результат учения равен произведению способности на старательность». («Педагогика сотрудничества»).

           Идея учебного сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконтроля и самооценки.

 /слайд 8/ «Для того, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, – писал В. А. Сухомлинский,- надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал.

         Система  моей педагогической деятельности  состоит из следующих компонентов: /слайд9/

  • Учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.
  • Идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.
  • Идея опоры. Чтобы даже самый слабый обучающийся мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.
  • Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.
  • Технология обучения в сотрудничестве.

 Сегодня  важнейшей задачей  системы образования  является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться». В результате изучения всех предметов в начальной  школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. /слайд 10/

Реализуя обозначенную проблему/слайд 11\ (Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников)    в своей педагогической деятельности могу отметить, детям учиться вместе, не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов обучающихся, их интеллектуального развития, но и нравственного.

   Используя такие формы организации обучения как:     

  • учебная дискуссия; 
  • работа в парах,
  • работа в группах  постоянного и сменного состава,
  • коллективное взаимодействие

Позволяет  мне:  

  • стимулировать инициативность обучающихся;
  • развивать рефлексивное мышление;
  • формировать коммуникативную и дискуссионную культуру.

  Для этого я поставила  ряд задач: /слайд 12/

  • не злоупотреблять своими репликами, высказываниями, монологами, т.е. заменять самоорганизацию детей прямым управлением.
  • стимулировать, побуждать участников к обмену точками зрения. Обмен мнениями между участниками дискуссии должен происходить свободно. Предпочтение   отдавать открытым вопросам, которые не предполагают краткого, однозначного ответа (это вопросы типа «Как?», «Почему?», «При каких условиях?»), а также оценочным вопросам, которые связаны с выработкой ребёнком собственной оценки того или иного явления, собственного суждения.
  •  уметь выдерживать «паузу ожидания» между своим вопросом и ответами обучающихся.
  • повышать уверенность детей;
  • усиливать творческую направленность мышления детей,
  • стимулировать взаимодействие между учениками.

Достижение которых регулируется соблюдением определенных правил  сотрудничества: /слайд13/

  • все высказывания должны относиться к обсуждаемой теме;
  • можно вносить поправки, развивать (дополнять) или подвергать сомнению высказанные ранее суждения;
  • допустимо ставить под вопрос неточные высказывания;
  • все утверждения должны сопровождаться обоснованием.

 Наиболее успешно это выражается в следующей организации групповой работы:/слайд14/

  • cовместно - групповая - характеризуется тем, что проблема будет решена тогда, когда не все дети активно взаимодействуют;
  • cовместно-взаимозависимая (коллективно-кооперативная) - общий результат достигается действиями всех учеников; если же кто-то прекратит свою работу, то у остальных возникнут затруднения;
  • коллективно - творческая - в процессе обучения имеет место учебная творческая работа коллектива; количество обучающихся варьируется от двух до целого класса.

 Стараюсь  организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало все формы взаимодействия обучения – и сотрудничество ребёнка с учителем, и с другими обучающимися, и с самим собой. /слайд 15/ Умение ребёнка вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования его как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.

 Что касается работы в группах, то я считаю, что она одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:/слайд 1 6/

  • дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку;
  • дать каждому обучающемуся  возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, дискуссиях, где нет  огромного авторитета учителя;
  • дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться ;
  • дать каждому обучающемуся опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);(зачитать)
  • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения. 

            Совместная  деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива обучающихся. Она  направлена на индивидуальное развитие каждого ребенка:/слайд 17/

  • дети готовы действовать даже в самых рискованных условиях, требующих поиска новых способов действия, так как, находясь в группе (в классе), где им комфортно, уютно, они чувствуют себя защищенными, уверенными в успехе;
  • растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого обучающегося, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями;
  • снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную деятельность, заинтересованных в достижении успеха, не остается времени на дисциплинарные нарушения;
  • ребята  приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными.

       Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля и оценки.

Относительно  учебных достижений: /слайд 18/

  • производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее достигнутыми этим обучающимся результатами;(зачитать)
  • любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это можно поощрить группу дополнительным баллом;
  • групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы.

Относительно  социальных достижений:/слайд19/

  • если группы работают охотно, то хвалить и поощрять группы не следует;(зачитать)
  • все члены группы должны получать одинаковое поощрение или не получать никакого;
  • необходимо избегать выделения какой-либо одной группы, не устраивать соревнования;
  •  необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
  • важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними. (зачитать)

Для  оценки групповой деятельности использую листы оценивания, листы самооценки и взаимооценки (см. таблицу 1, 2) /слайд 20/

         Для формирования учебной деятельности через сотрудничество использую специальные задания на формирование умения формулировать цель, учебную задачу урока, тему, на формирование умения планировать, распределять роли, добиваться цели.

  Применяю  разные виды оценивания учебной деятельности при организации сотрудничества: комментирование проявленных ими умений сотрудничать; обращение внимание класса на проявление помощи товарищу, взаимовыручки; использование экспресс – опросов, шкал оценивания своей деятельности в группе, оценочных листов; применение беседы; рефлексия, а также давать оценку как относительно учебных достижений, так и социальных.

Все это в совокупности помогает правильно организовать деятельность сотрудничества, а значит и активизировать учебную деятельность детей.  Динамику форм учебного сотрудничества рассматриваю как последовательное движение обучающегося: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой.

      Говоря о результатах  использования /слайд21/учебного сотрудничества необходимо отметить роль родителей в работе над достижением личностных результатов обучающихся, всей воспитательной работе в классе. Дети в младшем школьном возрасте  тяготеют к черно-белому оцениванию себя. И я учу детей видеть свои сильные и слабые стороны,  начиная с самых первых встреч привлекая родителей.

Обучающиеся  вместе с родителями становятся  участниками классных часов, конкурсов, игр. \Слайд 22/ При составлении плана работы у нас с детьми сложилась   система чередования традиционных поручений, что позволяет каждому ребенку побывать в роли организатора и участника. Для этого создается микрогруппа по организации дела, которая имеет название «Совет дела». Моя  же роль, незаметная корректировка, а основные функции у детей. Это позволяет реализоваться потребностям ребенка, стать взрослее и самостоятельнее. /слайд23/

Обращаясь  к п. 1.3.2.   «Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов» /слайд 24/

«Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта не подлежат итоговой оценке». Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Оценка  личностного прогресса в форме портфеля достижений, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. 

 п. 1.3.3. «Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»

В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно­оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

/слайд 25/

1. Выборки детских работ

 Материалы  стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности. Результаты  участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки.  

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:/слайд 26/

1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно­познавательных и учебно­практических задач;

3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно­смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. (зачитать)

           Результатом нашей совместной деятельности является сохранение и поддержание мотивации достижения успеха,  что выражается в индивидуальности моих детей. /Слайд 27 / Которые с желанием   включаются в творческую работу и делают ее с удовольствием, результатом можно считать   сочинения, сказки, рассказы, стихи, рисунки. /слайд 28/Дети читают  и используют в своей деятельности массу дополнительной литературы по различным  предметам, используют ИКТ технологии./слайд 29/

     Таким образом, технология учебного  сотрудничества позволяет вовлечь всех участников в образовательный процесс, тем самым собрав воедино субъектов образовательного процесса: обучающихся, учителя, родителей:/слайд 30/

• позволяет реализовать продвижение каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями;

• развивает коммуникативные и личностные универсальные учебные действия;

• формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;

• обеспечивает высокую интенсивность обучения; (зачитать)

• повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся;

• развивает способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;

• формирует навыки социального и делового общения;

• создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся;

• развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков; (зачитать)

• обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, повышает интерес к обучению.

  /слайд 31/       Завершая своё выступление хочу обратиться к словам китайского мудреца: «Скажи мне, и я     забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».   

Используемая литература:

1 А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2010.

2.Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос, 2011.

3.Выготский Л.С. Собр соч.: в 6 т. – М., 1982. –Т.1

4.Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004.

5.Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

6.Мкртчян М.А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005.

7.Савенков А. Как провести самостоятельное исследование?  Педагогика. 2001, № 8.

8. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7 – 10 лет. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.

9. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)

10. Цукерман Г.А. , Фокина Н.Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. 1983. №4

11.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.

12.Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985.

13.Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников . – М.: Просвещение, 2011.

Таблица 1

Лист самооценки

Код класса ____________                             Номер группы _________

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

 

Таблица 2

Лист самооценки и взаимооценки

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий

учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я предлагал (а) новые идеи

Я  принимал (а) участие в совместной работе, определял(а) цели, ставил(а) задачи

Я  задавал (а) вопросы, искал (а) факты

Я  оказывал (а) помощь другим

Я находил (а) и исправлял ошибки

Я чувствовал (а) ответственность за общее дело


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".

Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...

«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»

Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...

Система оценивания достижения планируемых результатов младших школьников в условиях требований ФГОС НОО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...

Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений....

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.

Портфолио отражает  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника,  динамику его продвижения в учебной и других видах деятельно...

Статья "Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов младших школьников"

: в статье рассматривается влияние внеурочной деятельностина достижение личностных результатов обучающихся...

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.

Статья будет полезна классным руководителям, учителям начальных классов, родителям и воспиателям.Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников....