Главные вкладки

    Статья "Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов младших школьников"
    статья на тему

    Шищенко Анастасия Сергеевна

    : в статье рассматривается влияние внеурочной деятельности

    на достижение личностных результатов обучающихся

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Гимназия №7»

    учитель начальных классов

    Шищенко Анастасия Сергеевна

    Аннотация: в статье рассматривается влияние внеурочной деятельности

    на достижение личностных результатов обучающихся.В рамках организации внеурочной деятельности учащиеся вовлекаются в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых происходит более разностороннее раскрытие индивидуальных особенностей ребенка,развитие интереса к различным видам деятельности,умение самостоятельно организовывать свое свободное время. 

    Ключевые слова: внеурочная деятельность, достижение личностных результатов, портрет выпускника начальной школы, духовно-нравственное воспитание

    Внеурочная деятельность как средство достижения

     личностных результатов младших школьников.

    «Знание составляется из
    мелких крупинок ежедневного опыта»
    Д.И. Писарев

          Главной задачей педагогов, которые осуществляют  внеурочную работу, становится сегодня формирование личности обучающегося.Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».[1] Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на  достижении личностных результатов, те есть готовность и способность  к саморазвитию, сформированность мотивации к учению, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, которые отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности.[1]

          В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы. В процессе внеурочной деятельности обучающиеся должны научиться принимать решения и определять ценностные жизненные ориентиры; любить свой народ, свою Родину; уважать ценности семьи и общества; активно познавать мир; отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение; выполнять правила здорового образа жизни, владеть основами умения учиться.[2]

          Не всегда на уроке возможно научить ребят общаться, организовывать свою познавательную деятельность, выполнять согласованно совместную работу, а педагогу отследить, как формируются и развиваются личностные качества учащихся.[3]  Благодаря внеурочной деятельности происходит более разностороннее раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, развитие интереса к различным видам деятельности, умение самостоятельно организовывать свое свободное время. 

          Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта реализуется по следующим направлениям:

    - духовно-нравственное;

    - социальное;

    - общеинтеллектуальное;

    - общекультурное;

    - спортивно– оздоровительное.

        Очень актуальна в последнее время проблема духовно-нравственного воспитания. Современный ребенок находится в беспредельном информационном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.[4]

           Поэтому в настоящее время одной из важнейших задач образования является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.

    Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте, когда дети знакомятся с нравственными нормами и правилами поведения, происходит формирование моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка.

    Основная задача учителя в том, чтобы у ребёнка пробудить интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе,  своих поступках, их нравственной сущности.

     Духовно-нравственное направление в нашей гимназии реализуется через программу «Уроки вежливости»,  направленную на формирование у детей нравственных ориентиров, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

    Программа состоит из 4 разделов:

    • Я среди людей
    • Речевой этикет
    • Культура поведения
    • В мире сказок

    Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий, игровых программ, тренингов, благодаря которым школьники приобретают опыт нравственного поведения. 

    Ученики с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения. Помимо навыков общения учащиеся получают основные навыки по формированию здорового образа жизни. Выполняют творческие задания: сочиняют рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки.
    Проводятся беседы на нравственные и этические темы, темы добра и зла: «Дарите людям доброту!», «Давайте жить дружно», «Дружба и взаимоотношения в коллективе», «Добро и зло», «Ты в этом мире не один», «От сердца к сердцу».

    Детское творчество ярко проявляется в играх-драматизациях «Теремок», играх на развитие ассоциативного мышления «На что похоже», «Волшебные кляксы», игры на развитие диалектического мышления «Хорошо-плохо».

    Эффективной формой организации внеурочной деятельности являются проектные работы «Мир сказок», «Свойства воды», «Мир доброты». Проекты воспитывают культуру поведения, милосердие и гуманность, развивают творческие способности детей.

    Частью духовно-нравственного воспитания учащихся является патриотическое воспитание. Проводятся встречи с ветеранами, акция «Письмо ветерану», классные часы о защитниках Отечества и их подвигах, о детях-героях; конкурс рисунков "Война глазами детей", просмотр документальных и художественных фильмов о войне. Дети выполняют проекты «Моя малая родина», «Улицы моего города», благодаря которым в душе каждого ребенка появляется  гордость за свой народ, за свою страну, воспитываются патриотические чувства к своей Родине.

                 Ценности семейной жизни, которые ребенок  усваивает с первых лет жизни, имеют  авторитетность для человека в любом возрасте. С участием родителей прошел открытый урок «Нравственные отношения в семье».Учащиеся подготовили семейные фотографии и рассказы о традициях своих семей. Итогом мероприятия стало  создание проекта «Моя семья». Были сформированы духовно-нравственные качества семейной культуры:

    • положительное отношение к семье, как основе российского общества;
    • уважительное отношение к родителям;
    • представления о семейных ценностях, семейных ролях,  уважения к ним.

    Определить изменения обучающихся в личностном развитии можно с помощью диагностик, наблюдением за поведением и эмоционально-нравственным состоянием, в общении со сверстниками, при проведении мероприятий.
             Таким образом, в процессе формирования личности, внеурочная деятельность играет определенную роль, она способствует формированию в сознании ребенка основных социальных, нравственных и культурных ценностей.

    Поэтому необходимо создавать условия для развития социально-значимых личностных качеств ребенка, для формирования благоприятного психологического климата в детском коллективе, для  приобщения учащихся к нравственным и культурным ценностям общества.


    Литература:  

    1.   Филатова М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №16.
    2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Серия «Стандарты второго поколения». — М.: «Просвещение». — 2009.

    3.  Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение - 2010. 

    4.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников

    Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников...

    Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"

    В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....

    доклад "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"

    реферат на тему "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"...

    Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников.

    Обобщение опыта работы на тему "Проектно-исследовательская деятельность   как средство нравственного воспитания младших школьников"....

    Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников

    Статья "Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников" относится к разделу "Окружающий мир". В ней раскрывается роль исследовательской деятельности  в экологическом ...

    Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)

    Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?1.    Регулятивные УУД формируются на этапах:-нахождения проблемы;-выдвижения гипотезы;-постановки цели.2.    Позн...