Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Макеева Ирина Владимировна

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на педсовете22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении

личностных  результатов в рамках освоения ФГОС НОО

Светлана Владимировна Березина,

учитель начальных классов  первой квалификационной категории,

зам. директора по УВР,

почетный работник народного образования РФ

МБОУ « СОШ № 33» г. Курска

Ирина Владимировна Макеева,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ « СОШ № 33» г. Курска

                                                                         Кто не принадлежит своему отечеству,

                                                                         тот не принадлежит и человечеству.

                                                                         В. Г. Белинский

          В последнее десятилетие в нашей стране активизировалась работа в направлении патриотического воспитания. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно – нравственном совершенствовании, уважения к историко – культурному наследию своего народа и народов России.

        Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений. Патриотическое воспитание является государственным приоритетом, о чем неоднократно  говорил  Президент РФ В. В. Путин, его статус закреплен в  «Концепции  патриотического воспитания  граждан РФ» и государственной  программе « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001- 2005 годы»

          Новый образовательный стандарт  фиксирует внимание на воспитательных задачах,  дает способы и механизмы их достижения. Одна из его составляющих – Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     Духовно – нравственную личность может воспитать только духовнонравст-

венная  личность. Поэтому  именно  учитель должен    быть   носителем   базовых

национальных  ценностей, патриотом и гражданином  своей  страны.

             Воспитать  патриота своей Родины – ответственная и сложная  задача, решение которой в начальной  школе только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных  средств воспитания, общие усилия  школы и семьи, ответственность взрослых  за  свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию, результатом которой в свете реализации новых образовательных стандартов должно стать достижение выпускником школы современного национального воспитательного идеала.

          Патриотическое воспитание младших школьников это та объединяющая сила, которая может вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Поэтому работа с детьми в области  формирования патриотизма является  актуальной  задачей  в настоящее  время.

          Младший  школьный  возраст – наиболее  благоприятный  период для воспитания    положительных    качеств   личности , в    том    числе  формирования  чувства патриотизма. В  этот  период развиваются  те  чувства, черты характера, которые незримо  связывают  ребенка  со своим  народом, своей  страной и в значительной  мере  определяют  последующий  путь  жизни.

           Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставим развитие у школьников гражданственности, патриотизма, то есть формирование важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели  ставим перед собой следующие задачи :

- утверждение в сознании и чувствах  школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны;

- воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям ;

- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохраняя традиции.

           При решении данных задач мы объединяем усилия учителей, родителей и самих учащихся.

          Необходимо  отметить  основные  направления работы нашей  школы в  системе  патриотического воспитания  школьников.

1.Духовно – нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших  ценностей, идеалов и ориентиров реальной  жизни, способность руководствоваться ими  в качестве определяющих  принципов в практической  деятельности.

2. Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на  познание историко – культурных корней , осознание неповторимости Отечества, его судьбы.

3. Гражданско – патриотическое воспитание. Воздействует через систему  мероприятий  на формирование  правовой  культуры и  законопослушности, постоянной готовности  к  служению  своему  народу .

4.Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно – нравственной преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого  возраста.

5. Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству.

6. Героико – патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентирована на  пропаганду  героических профессий, воспитание чувства  гордости к героическим  деяниям предков  и  их  традициям.

7. Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие  морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, дисциплинированности в процессе  занятий физической культурой, формирование  опыта  служения Отечеству.

 В  нашей  школе реализуется комплексная  программа патриотического  воспитания. Учителями  начальной школы разработан  курс « Ступеньки к патриотизму», который  построен на концентрической  основе с постепенным  расширением  понятий и углубления их содержательного осмысления. Организация патриотического воспитания в начальной школе осуществляется по различным  направлениям.

  1. Наша страна – Россия.  
  2. Край мой соловьиный.
  3. История моей семьи в истории большой  страны.
  4. Школа, которой я горжусь.
  5. Бессмертный полк.
  6. Знаменательные даты в нашей  жизни.
  7. Участие в  массовых мероприятиях  школы.

Данная  программа  позволяет  объединить материал  учебных  предметов , возможности  внеклассной работы и внеурочной  деятельности вокруг цели  формирования  основ  патриотического самосознания школьников.

Задачи  воспитания Патриота своего  Отечества  призван  в  первую  очередь  решать школьный  музей, так как он является  хранителем  бесценного  фонда  исторического  наследия.

Детская  аудитория  традиционно является  приоритетной  категорией  музейного  обслуживания.

Важнейшая  задача  музея – осуществление  связи  поколений: подрастающего и  непосредственных  участников  исторических  событий. Старшеклассники  и учащиеся 3 – 4 классов  пробуют  себя  в роли  экскурсовода.

При  организации  патриотического воспитания  используем следующие  технологии :

- исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории страны, родного города;

- проектная деятельность .

       В урочной и неурочной  деятельности  учащиеся  выполняют  проекты   к  дню города, к дню Победы. Так же  мы приняли участие  в  акции « Мы знаем. Мы помним». Учащиеся  собирали материал об участниках Великой Отечественной войны , писали сочинения и выполняли проекты на темы  « Дети войны», « Мы знаем . Мы помним». Данные  работы представлены на выставке.

      Формы работы по патриотическому воспитанию :

- классные часы;

      Ежегодно учителя начальных классов проводят классные часы, посвященные воинам интернационалистам, дню города ( « Моя  малая  Родина», ) , дню  Победы

( « По страницам книги памяти», « Дети войны»).

- встречи с ветеранами войны и труда;

- коллективные творческие дела;

- смотры – конкурсы;

- экскурсии

      Мы организуем экскурсии  в краеведческий и археологический музеи, музей Юных защитников Родины, заповедник им. Алехина, экскурсии  по родному городу.

Это  позволяет  детям почувствовать  причастность  к  культурному  наследию  своего народа, его  ценностям.

       Для  успешного  достижения  личностных  результатов учителя начальной школы ведут мониторинг, делают  необходимую  корректировку, планируют дальнейшую  работу  по развитию  действий  учащихся. С  этой  целью  мы  собираем такие материалы , как :

1) мониторинг  сформированности  УУД класса  в  целом;

2) карты  наблюдений  за  учеником, которые  имеют  такие  страницы :

  - анкетирование  родителей;

  - изучение  особенностей  развития  дошкольника ;

  - его  готовность  к  обучению  в  школе;

  - диагностика  адаптации  ребенка  в  школе;

  - диагностика  сформированности  УУД, диагностика достижений ( воспитание нравственных качеств, карты личностного роста )

           Для  диагностики  педагоги  выбирают  следующие  методы :

- анкетирование;

- метод  наблюдения

          Для диагностики  достижения личностных  результатов используем разные методики. Одной из них является  методика М. И. Шиловой, которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника :

- отношение к обществу, патриотизм;

- отношение к умственному труду;

- отношение к физическому труду;

- отношение к людям( проявление нравственных качеств личности );

- саморегуляция личности ( самодисциплина )

       Баллы по каждому показателю выставляет учитель и родители. Полученные баллы суммируются и делятся на два( вычисляется средний балл). Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности личности ученика:

 - Невоспитанность ( от 0 до 10 баллов )

- Низкий уровень воспитанности ( от 11 до 20 баллов )

- Средний уровень воспитанности ( от 21 до 30 баллов )

- Высокий уровень воспитанности ( от 31 до 40 баллов )

        Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности.

        Результаты  наблюдения  заносятся  в  карту  наблюдения. Затем  по  результатам  оценивания  личностных  УУД, полученных  в  ходе  анкетирования, наблюдения, самооценивания, подводится  итог  уровня  достижения  личностных результатов. Все эти материалы отражены в портфолио учащихся.

          Важно  отметить , что  учитель  работает  в  сотрудничестве  со  школьным  психологом, родителями, поэтому  вывод  об  индивидуальном  прогрессе  каждого  ребенка складывается, опираясь на  полученную  информацию  от  ребенка, учителя, родителей, психолога .

          Таким  образом, за  счет  наблюдения в процессе  учебно – воспитательной  деятельности  и  использованием  параллельно  с  ним анкетирование  родителей и учащихся  мы  получаем  максимально  приближенную  к  реальности  картину достижения  личностных  результатов  каждым  ребенком.

        Систему  оценивания  личностных  результатов  представляем  в  ряде  приложений, которые представлены на выставке.

        Обращение к процессу  развития  универсальных  учебных  действий  в системе  образования  отвечает новым социальным   запросам, отражающим  переход  России  от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Социальные запросы  определяют  цели образования  как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

        Многовековая история  наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо  создать сильную державу, невозможно  привить людям понимание их гражданского  долга и уважения к закону. Поэтому  патриотическое  воспитание всегда и везде  рассматривается источником и средством духовного, политического, экономического  возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

       Таким образом, патриотическое воспитание уже в младшем школьном возрасте  влияет на  дальнейшую жизнь ребенка, и от личностных качеств педагога, от организации его работы зависит, направят ли учащиеся свою деятельность на служение во благо Родине, станут ли действительно патриотами Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".

Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.

Портфолио отражает  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника,  динамику его продвижения в учебной и других видах деятельно...

выступление на РМО «Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников»

Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников             Приоритетной целью современного начального об...

Статья "Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов младших школьников"

: в статье рассматривается влияние внеурочной деятельностина достижение личностных результатов обучающихся...

Формирование личностных результатов младших школьников в рамках профориентационной работы

Статья о том, что профессиональная ориентация  в начальной школе может стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы школьников в старших классах....

Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.

Статья будет полезна классным руководителям, учителям начальных классов, родителям и воспиателям.Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников....