Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов в рамках освоения ФГОС НОО
статья

Выступление из опыта рвботы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание как нравственный аспект

в достижении личностных результатов

в рамках освоения ФГОС НОО

Светлана Владимировна Березина,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории,

зам. директора по УВР,

почетный работник народного образования РФ

МБОУ « СОШ № 33» г. Курска

                                                                         Кто не принадлежит своему отечеству,

                                                                         тот не принадлежит и человечеству.

                                                                         В. Г. Белинский

В последнее десятилетие в нашей стране активизировалась работа в направлении патриотического воспитания. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно – нравственном совершенствовании, уважения к историко – культурному наследию своего народа и народов России.

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений. Патриотическое воспитание является государственным приоритетом, о чем неоднократно говорил Президент РФ В. В. Путин, его статус закреплен в

«Концепции патриотического воспитания граждан РФ».

Новый образовательный стандарт фиксирует внимание на воспитательных задачах, дает способы и механизмы их достижения. Одна из его составляющих – Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Духовно – нравственную личность может воспитать только духовно-нравственная личность. Поэтому именно учитель должен быть носителем базовых национальных ценностей, патриотом и гражданином своей страны.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной школе только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию, результатом которой в свете реализации новых образовательных стандартов должно стать достижение выпускником школы современного национального воспитательного идеала.

Патриотическое воспитание младших школьников - это та объединяющая сила, которая может вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее  время. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных качеств личности, в том числе формирования чувства патриотизма. В тот период развиваются те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, своей  страной и в значительной мере определяют  последующий  путь жизни.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставим развитие у школьников гражданственности, патриотизма, то есть формирование важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели ставим перед собой следующие задачи:

-утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны;

-воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;

- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохраняя традиции.

При решении данных задач мы объединяем усилия учителей, родителей и самих учащихся.

Необходимо отметить основные направления работы нашей школы в системе патриотического воспитания школьников.

1.Духовно – нравственное.

Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих  принципов в практической  деятельности.

2. Историко – краеведческое.

Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы.

3. Гражданско – патриотическое воспитание.

Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и  законопослушности, постоянной готовности к служению своему народу .

4. Социально – патриотическое.

Направлено на активизацию духовно – нравственной преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5. Военно – патриотическое.

Ориентировано на формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству.

6. Героико – патриотическое.

Составная часть патриотического воспитания, ориентирована на пропаганду героических профессий, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

7. Спортивно – патриотическое.

 Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой, формирование опыта служения Отечеству.

 В нашей школе реализуется комплексная программа патриотического воспитания. Учителями начальной школы разработан курс «Ступеньки к патриотизму», который построен на концентрической основе с постепенным расширением понятий и углубления их содержательного осмысления. Организация патриотического воспитания в начальной школе осуществляется по различным направлениям.

  1. Наша страна – Россия.  
  2. Край мой соловьиный.
  3. История моей семьи в истории большой страны.
  4. Школа, которой я горжусь.
  5. Бессмертный полк.
  6. Знаменательные даты в нашей жизни.
  7. Участие в массовых мероприятиях школы.

Данная программа позволяет объединить материал учебных предметов, возможности внеклассной работы и внеурочной деятельности вокруг цели формирования основ патриотического самосознания школьников.

Задачи воспитания Патриота своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания.

Важнейшая задача музея – осуществление связи поколений: подрастающего и непосредственных участников исторических  событий. Старшеклассники и учащиеся 3 – 4 классов пробуют себя в роли экскурсовода.

При организации патриотического воспитания используем следующие технологии:

-исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории страны, родного города;

- проектная деятельность.

В урочной и неурочной деятельности учащиеся выполняют проекты к дню города, к дню Победы. Также мы приняли участие в акции «Мы знаем. Мы помним». Учащиеся собирали материал об участниках Великой Отечественной войны, писали сочинения и выполняли проекты на темы «Дети войны», «Мы знаем. Мы помним». Данные работы представлены на выставке.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

- классные часы. Ежегодно учителя начальных классов проводят классные часы, посвященные воинам интернационалистам, дню города («Моя малая  Родина», ) , дню  Победы ( «Этот День Победы порохом пропах», « По страницам книги памяти», « Дети войны»).

- встречи с ветеранами войны и труда;

- коллективные творческие дела;

- смотры – конкурсы;

- экскурсии

Мы организуем экскурсии в краеведческий и археологический музеи, музей Юных защитников Родины, заповедник им. Алехина, экскурсии по родному городу. Это позволяет детям почувствовать причастность к культурному наследию своего народа, его ценностям.

Для успешного достижения личностных результатов учителя начальной школы ведут мониторинг, делают необходимую корректировку, планируют дальнейшую работу по развитию действий учащихся. С этой целью мы собираем такие материалы, как:

1) мониторинг сформированности УУД класса в целом;

2) карты наблюдений за учеником, которые имеют такие страницы:

  - анкетирование родителей;

  - изучение особенностей развития дошкольника;

  - его готовность к обучению в школе;

  - диагностика адаптации ребенка в школе;

  - диагностика сформированности УУД, диагностика достижений (воспитание нравственных качеств, карты личностного роста)

Для диагностики педагоги выбирают следующие методы:

- анкетирование;

- метод наблюденияю

Для диагностики достижения личностных результатов используем разные методики. Одной из них является методика М. И. Шиловой, которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

- отношение к обществу, патриотизм;

- отношение к умственному труду;

- отношение к физическому труду;

- отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

- саморегуляция личности (самодисциплина).

Баллы по каждому показателю выставляет учитель и родители. Полученные баллы суммируются и делятся на два (вычисляется средний балл). Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности личности ученика:

 -Невоспитанность (от 0 до 10 баллов )

- Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов)

- Средний уровень воспитанности (от 21 до 30 баллов)

- Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов)

Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Результаты наблюдения заносятся в карту наблюдения. Затем по результатам оценивания личностных УУД, полученных в ходе анкетирования, наблюдения, самооценивания, подводится итог уровня достижения личностных результатов. Все эти материалы отражены в портфолио учащихся.

Важно отметить, что учитель работает в сотрудничестве со школьным психологом, родителями, поэтому вывод об индивидуальном прогрессе каждого ребенка складывается, опираясь на полученную информацию от ребенка, учителя, родителей, психолога.

Таким образом, за счет наблюдения в процессе учебно–воспитательной деятельности и использованием параллельно с ним анкетирования родителей и учащихся,  мы  получаем максимально приближенную  к реальности картину достижения  личностных результатов  каждым  ребенком.

Систему оценивания личностных результатов представляем в ряде приложений, которые представлены на выставке.

Обращение к процессу развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России  от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается источником и средством духовного, политического, экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Таким образом, патриотическое воспитание уже в младшем школьном возрасте влияет на дальнейшую жизнь ребенка, и от личностных качеств педагога, от организации его работы зависит, направят ли учащиеся свою деятельность на служение во благо Родине, станут ли действительно патриотами Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы ,способы и приемы достижений личностных результатов в процессе освоения модуля светской этики»

«Методы ,способы и приемы достижений личностных результатов в процессе освоения модуля светской этики»   Cтарых Ольга Викторовна...

Нравственный аспект уроков в начальной школе в рамках введения ФГОС.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня ...

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС. НОО

1.Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?2.Какие нужны новые формы и методы оценки?3.Краткое описание системы оценки результатов ФГОС 4.Формы контроля и учёта достижений о...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС

....Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов......какие возможности предлагает для оценки планируемых результ...

Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений....

Достижение предметного результата в рамках реализации ФГОС ООО

Достижение предметного результата в рамках реализации ФГОС ООО...