Достижение предметного результата в рамках реализации ФГОС ООО
статья

Роева Евгения Владимировна

Достижение предметного результата в рамках реализации ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roeva.docx245.02 КБ

Предварительный просмотр:

Достижение предметного результата в рамках реализации ФГОС ООО

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика. На данный момент можно констатировать, что существующая отметочная система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанная только на одном конечном продукте – детском рисунке  не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.

Необходимо, чтобы оцениванию на уроках  ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д.

Возникает потребность использовать такую оценочную систему на уроке ИЗО, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику, т.е. не устраняла бы системы контроля со стороны учителя, администрации школы, родителей, а, наоборот, еще и усилила бы роль самоконтроля и самооценки ученика.

Крайне важным становится обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, а так же ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика. Учитель и ученик должны определять оценку и отметку вместе, сообща.

Арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО разнообразен.

 Ниже представлены возможные формы диалогового  (внешняя оценка + самооценка) оценивания  учащихся на уроках изобразительного искусства.

  1. Представление и защита творческой работы.

 Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся  не только выполнить творческую работу,  но и высказать своё мнение о работе, а так же  выслушать  мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:

  1. по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;
  2. по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?».
    «У кого получилось лучше то или иное изображение?»;
  3. «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.

Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить  учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания.

Критериями  и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть:  композиционная организация изображения в листе;  построение формы, передача пропорций;  умение использовать цвет при создании композиции, выразительность; умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;  оригинальность композиции. Оценивается также соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.

При выполнении итоговых творческих композиций объявляется  конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии  помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто. За лучшие работы дети награждаются грамотами, на которых изображены их рисунки. 

Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

2. «Отзыв о  творческой композиции». 

Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства. Примерный план отзыва о композиции может включать следующие параметры: название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме; почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание); какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).

Применение оценочного инструментария при самооценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать  цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельная проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями.

При работе с использованием системы самооценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации оценки главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.

3. «Портфолио или Портфель достижений ученика по предмету».

 «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в художественном творчестве, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

 В Портфолио учащегося могут быть отражены его увлечения в области изобразительной деятельности (объем времяпровождения за рисованием, просмотра телепередач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подборку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; продукты учебно-познавательной деятельности – доклады, сообщения и пр. За основу составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художественно-творческих способностей ученика и его интересы.

Лист «портфеля» может заполняться как учителем, так и самим учеником (совместно с учителем или под его контролем). Для активизации совместной работы с родителями по развитию познавательной и созидательной деятельности ребенка заполнение листа личных достижений можно рекомендовать родителям.

Введение продуманной методики «Портфеля личных достижений ученика» призвано обогатить систему оценивания, представить учителю, родителю дополнительную информацию об индивидуальном развитии ребенка, поспособствовать активизации детей в оценке своей собственной работы (развитии навыков контрольно-оценочной деятельности).

На основе обобщения учителем итоговых результатов по окончании учебного года в сравнении с результатами предыдущих тестовых данных (стартовой работы) ему, возможно, будет выстроить аналитическую работу по корректировке и планированию изучения учеником содержания как предмета ИЗО, так и других курсов данной образовательной области в следующем учебном году.

Разделами «Портфеля достижений по предмету» могут быть:

  1. показатели предметных результатов (выборки проектных, творческих и других работ по предмету, результаты работы учащегося по конкретному блоку учебного материала);
  2. показатели метапредметных результатов;
  3. показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности);
  4.  материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.
  5. заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие результаты наблюдений за развитием художественного творчества учащегося;  
  6. отзывы и комментарии учителей, одноклассников, родителей о работах учащегося.

Одним словом, включается все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данному предмету. Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.

Основной смысл портфолио — показать все, на что ты способен.

Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету.

  Целесообразно использовать два вида портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное. В первое  — рабочее — учащийся складывает все продукты своей деятельности, а далее отбирает из него те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд школьника, наиболее полно отражают его усилия и прогресс в обучении. Он также может делать  отметки на полях, например, в случаях, если хочет выделить ту или иную свою работу: «самая удачная работа», «любимая статья по данной теме», «моя любимая работа» и т.д. Самостоятельно отобранные в оценочное портфолио работы учащийся отмечает в правом верхнем углу буквой «У», что означает — отобрана им самим. После этого аналогичную процедуру осуществляет учитель. Свой выбор учитель обозначает буквой, например — «П» (выбор преподавателя).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию.

«Портфель достижений по предмету» позволяет решить целый ряд задач: сохранять результаты всех достижений ученика − учебных и внеучебных − за все годы изучения предмета «Изобразительное искусство»,  информацию о динамике его достижений,   развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат,  позволяет  поощрять не только оценкой, но и самооценкой, и взаимооценкой учащихся, а также развивать самоанализ и самоконтроль учащегося.  

4. Обучение алгоритму самооценивания  работы.

Обучить детей порядку самооценки можно с помощью алгоритма.

 Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок.  Поэтому  формированию самооценивания нужно учить. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа  или в дневнике учащиеся  обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Затем даётся  учащимся  возможность оценить содержание своей  работы. На данном этапе используется коллективная самооценка.

         Для публичной самооценки результатов своей работы сначала  выбирается наиболее подготовленный  ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты.  Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.  

Алгоритм самооценки:

1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания?

  1. Такие художественные работы  мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
  2. В этой работе  мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
  3. Такие работы  мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)

7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.  

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Таким образом,  на уроке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий  значительно повышает  эффективность работы учеников.

Благодаря представленным формам диалогового оценивания, ученики приобретают ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика,   получить необходимые данные для комплексной накопительной оценки,  позволяют ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.  

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты

По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • знать несколько народных художественных промыслов России;
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Мезени, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

6 класс:

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
  • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства; 

7 класс:

  • знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
  • знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
  • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
  • знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
  • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  • знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
  • знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
  • знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
  • называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
  • иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
  • иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
  • получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры;
  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

По теме:

Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства

Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: в данном материале раскрываются основополагающие аспекты реализации ФГОС ООО в изучении курса "Изобразительное искусство".
Назначение: содержание статьи адресовано учителям изобразительного искусства, осуществляющим обучение в соответствии с ФГОС ООО.
Цель: раскрытие путей реализации федерального государственного стандарта второго поколения на уроках изобразительного искусства

Отличительной особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия (метапредметные результаты).
Этот термин означает умение учиться, т.е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении – это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Перед педагогами ставится очень непростая задача: обеспечить овладение учащимися различных видов УУД.

ФГОС второго поколения предусмотрено введение нвого содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения.
Согласно концепции ФГОС образовательный результат представляет собой единство личностных, метапредметных, предметных результатов:
- предметные (знания и умения, опыт творческой деятельности),
- метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предмета, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях),
- личностные (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся)
Итоговая оценка строится из достижений предметных результатов в совокупности с метапредметными, необходимыми для дальнейшего образования.
На современном уроке в деятельности учителя становятся значимыми задачи:
- создание ситуаций взаимодействия,
- организация познавательной деятельности с различными источниками информации,
- оказание помощи в решении учебных проблем,
- понимание школьниками ценностей и усвоение ценностных установок и смыслов.
Поэтому в основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; их активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
На первый план выходят педагогические
технологии, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся: проектно-исследовательская деятельность, уровневая дифференциация, информационные и коммуникационные технологии, обучение на основе «учебных ситуаций» и др.

Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебной задачи. Отличительная черта таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приёмы) учебной деятельности.
В
задаче должны содержаться указания на способ учебной деятельности, например:
- классифицируйте…..и укажите основание для классификации,
- сравните,
- обобщите объекты,
- продолжите ряд,
- определите лишний элемент,
- объясните причину выбора,
- установите соответствие,
- установите последовательность этапов.
Приведу
примеры заданий.
Задание на устное моделирование сюжета будущего рисунка - приём «Сообщи о своём Я», когда обучающийся перед самостоятельной работой предварительно высказывает своё мнение о выполнении задания: «Я бы начал рисунок с…», «Для передачи настроения я бы использовал…» и т.д.

Задание на сравнение изображений, например в 5 классе, при изучении характерных особенностей традиционных народных промыслов. На ряде уроков школьники знакомятся с гжельской росписью, жостовским письмом, хохломской росписью, сравнивают уже известные им образцы народных промыслов с предложенными на данном уроке, анализируют их цветовое решение, делают выводы. Такие задания можно подготовить на основе игры "домино". Учащиеся соотносят изображение с названием промысла и раскладывают карточки в любом направлении, располагая рядом соответствующие изображение и название. Свои действия обучающиеся сопровождают объяснениями.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16731_ad384b80569b90e02324c0cb98936430.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16731_74bde48d2e0c0df21f87b88bf30f1054.jpg.jpg


В 6 классе школьники углубленно знакомятся со средствами художественной выразительности в живописи. Адекватный выбор формы живописного мазка относительно замысла также можно отрабатывать в упражнении на основе игры "домино".

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16731_abd7c1dabd896efbbb25eb42f54e778d.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16731_3b2896335c7c4d2d8577f0718ad7bbe6.jpg.jpg


Задания на реконструкцию изображений возможны при изучении пропорций головы, фигуры человека, конструкции предметов и др. Обучающимся предлагается сложить мозаику гармоничного сочетания частей головы или закончить начатый учителем педагогический рисунок.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16731_93051a64d4d3c0b7634b5ec7ae1bb805.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16731_12cc38fd45db9f2263effdb6248cb8b9.jpg.jpg


На фотографиях представлены задания для начальных классов и 5-7 классов.
Составьте ряд вопросов к произведению художника. Это интересная и содержательная работа с иллюстративным материалом по анализу изображения. Учащиеся составляют вопросы, на которые сами могут дать ответы: какое настроение навевает произведение художника, какими средствами удалось художнику передать своё отношение к изображённому на полотне и т.д.
В подобных задания формируются регулятивные универсальные учебные действия: постановка учебной задачи, определение целей с учётом конечного результата, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Включение в содержание занятий по изобразительному искусству проблемных вопросов, ситуаций, проблемного изложения, которые для своего решения требуют обобщения, сравнения, абстрагирования, анализа исходных данных способно повысить мотивацию. Но нежелательно использовать учебные задания с искусственно созданной проблемой. Обучающиеся чутко реагируют на искусственные и необоснованные осложнения, вызывающие у них скептическое отношение. На занятиях изобразительным искусством для учащихся уже проблемной задачей является поиск выразительности образа, способов передачи собственного замысла, поиск оригинального композиционного решения, подбор адекватных замыслу средств художественной выразительности.
Целесообразно начиная с 5 класса вести блокнот «Словарик юного художника». В него заносятся не только термины. В связи с терминологией ведётся целенаправленная творческая работа: учащиеся сочиняют к термину стихотворение, сказку, новеллу, ребус, синквейн, кластер или кроссворд (если позволяет материал темы), вклеивают в «Словарик…» иллюстрации, делают зарисовки. Ведение «Словарика юного художника» не только повышает познавательную активность учащихся, но и способствует развитию их критического мышления.

Включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность является основополагающим в формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства носят чаще всего конкретную практическую ценность. Традиционными объектами проектной деятельности моих учащихся в 7 классе стали «Книга изобразительного искусства» или альбом «Пословицы и поговорки», «Герб учебного предмета (кабинета)» в 5 классе, коллективные и групповые проекты «Праздничные народные гулянья», «Завей на счастье берёзку» (о Троице), «Уголок крестьянской избы» в 5 классе, «Жизнь в моём селе 100 лет назад» в 7 классе с привлечением материалов школьного краеведческого музея и другие.
Привожу пример результата проекта "Пословицы и поговорки".

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16731_fbaac1b1ab59aebbc9c55040e7c22047.jpg.jpg


Обучающиеся в своей группе должны были отобрать пословицы для индивидуальной работы, обсудить выбор единого материала для оформления альбома, единого формата и расположения листа, элементов оформления альбома, распределить роли в коллективной деятельности, защитить свою работу.
В проектной деятельности формируется целый ряд познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Таким образом, предложенные выше методы, приёмы и способы деятельности позволяют целенаправленно реализовывать основные требования ФГОС ООО.
 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты

По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • знать несколько народных художественных промыслов России;
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Мезени, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

6 класс:

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
  • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства; 

7 класс:

  • знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
  • знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
  • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
  • знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
  • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  • знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
  • знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
  • знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
  • называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
  • иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
  • иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
  • получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры;
  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО

Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера...

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС. НОО

1.Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?2.Какие нужны новые формы и методы оценки?3.Краткое описание системы оценки результатов ФГОС 4.Формы контроля и учёта достижений о...

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС

....Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов......какие возможности предлагает для оценки планируемых результ...

Педагогический проект "Кроссенс как прием достижения планируемых результатов в контексте реализации ФГОС "

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очер...

Статья «Методы достижение метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»

Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра о...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения при реализации ФГОС при безотметочном обучении»

«Действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недос...