Изменения требований к предметным результатам в рамках реализации обновленных ФГОС НОО
материал

Угарова Анна Николаевна

При подготовке к выступлению, я опиралась на материалы Академии Минпросвещения ,которые нам предлагал наш НИРО  год назад на курсах и на методическое пособие (см.слайд2) Института стратегии развития образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugarova_2.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Изменения  требований к предметным результатам в рамках реализации обновленных ФГОС НОО.

При подготовке к выступлению, я опиралась на материалы Академии Минпросвещения ,которые нам предлагал наш НИРО  год назад на курсах и на методическое пособие (см.слайд2) Института стратегии развития образования.

Каждый стандарт включает в себя три вида требований :требования к структуре основных образовательных программ, требования к условиям реализации  образовательных программ и требования к результатам освоения ООП. (слайд3)

Во ФГОСе третьего поколения сохранены три группы   результатов. (личностные, метапредметные, предметные.)Мы обратим внимание на предметные.

(слайд4)Коллектив лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» ввели новое для начальной дидактики понятие «пирамида успешности», чтобы подчеркнуть особенности взаимодействия в процессе обучения предметных, метапредметных и личностных достижений обучающегося. Фундамент «пирамиды успешности» представлен системой предметных результатов обучения. На этой основе формируются метапредметные достижения обучающихся, которые определяют центральную часть пирамиды. А ее вершиной становятся существенные изменения в личности младшего школьника(слайд4)

(слайд5)Предметные результаты –это виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразование в учебных, проектных и социальных ситуациях, умения, специфические для данной предметной области, опыт решения проблем и творческой деятельности.

Требования к результатам реализации образовательной программы в обновленных ФГОС сформулированы в  категориях системно-деятельностного подхода.

Отличительной особенностью Стандарта третьего поколения является детализация требований к результатам освоения образовательной программы.(слайд 6-7).На этих двух слайдах мы видим ,что предметные результаты конкретизировали и систематизировали .Изменились формулировки : применяются глагольные  формы «осознавать», «понимать», «владеть», «использовать» и т.д.Эти отглагольные формы означают акцент на деятельность, с одной стороны, а с другой стороны , они нацелены на понимание возможности оценивания предметных результатов.

Критерии  оценивания на следующем слайде (слайд8):

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ:

– роль изучаемой области знания/вида деятельности в различных контекстах;

– терминология;

– понятия и идеи;

– процедурные знания (алгоритмы);

(слайд 9)ПРИМЕНЕНИЕ:

– использование теоретического материала при решении учебных задач/проблем, различающихся сложностью

предметного содержания, сочетанием когнитивных операций и универсальных познавательных действий,

- степенью проработанности в учебном процессе;

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ:

– использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации,

- применение и преобразование знаний  при решении учебных задач/проблем;

- в том числе – в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности;

Предметные результаты представлены в обобщенном виде в тексте основного документа – федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также в конкретизированном варианте (по годам обучения) в федеральной образовательной программе начального общего образования (ФОП НОО) и федеральных рабочих программах (ФРП) по учебным предметам.

Итак,(слайд 10) каковы требования к предметным результатам в обновленных ФГОС?

  • формулируются в деятельностной форме с усилением  акцента на применение знаний и конкретных умений;
  •  формулируются с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования,  международных сравнительных исследований).
  •  учитывают особенности реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных групп.
  • определяют минимум содержания начального общего образования, построенного в логике изучения каждого учебного предмета;
  •  усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки.

Говоря о предметных результатах ,мы не можем не вспомнить о ново м введенном в ФГОС понятии «функциональная грамотность».(слайд11) Способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных        предметных, метапредметных и универсальных способах деятельности.

Следующий слайд(слайд12)

Особенности обновленных ФГОС:

1. Основное содержание курса представлено по годам обучения, и у педагога есть возможность увидеть перспективу изучения той или иной темы.

 2. В обновленных программах предметные требования к подготовке стали более конкретными, соблюдается преемственность от класса к классу.

3.Благодаря обновленному стандарту расширены возможности образовательной организации в определении направлений индивидуально-дифференцированной работы с младшими школьниками, в частности, в разработке и реализации программ, предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов. Организации, являющиеся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, вправе «самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей, учебных предметов, учебных курсов и модулей»

(1 .) Образовательная деятельность учителя может строиться на разделении обучающихся на группы с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья.

 Обычно выделяют четыре группы: группа детей устойчиво успешных («отличники»); успешных («хорошисты»), ситуативно неуспешных («удовлетворительные») и устойчиво неуспешных («неуспевающие»). Теперь с учетом трудностей, возникающих у каждой группы обучающихся, составляется план индивидуальной программы обучения.(методическое пособие Интститута стратегии развития образования дает рекомендации педагогу по каждой группе)

Особого внимания требуют младшие школьники, которые, как свидетельствуют результаты диагностики, относятся к группе «хорошистов» и удовлетворительно успешных. Именно у этих обучающихся, не получивших своевременную индивидуальную поддержку учителя, постепенно накапливаются проблемы и трудности учения, что приводит к снижению успешности их учебной деятельности, и они переходят в группу более низкой успеваемости

Посмотрим на примере Математики. Все мы перед нынешним учебным годом поработали с Конструктором рабочих программ и обратили внимание, что результаты освоения программы расписаны по годам обучения(как и содержание),и это уже было в нашей практике.

Если взять раздел курса Математики «Геометрические величины» предметные результаты выглядят так.(слайд13-15).

        1 КЛАСС

Предметные   результаты:

распознавать отрезки,

измерять длину отрезка (в см),

 сравнивать отрезки про длине (длиннее-короче).

2 КЛАСС

Предметные  результаты:

определять длину с помощью измерительных инструментов (линейки, сантиметровой ленты и др.),

 измерять длины реальных объектов с помощью линейки,  

указывать числовые данные на рисунке/чертеже,

проверять правильность измерения.

и т.д. увеличивается и усложняется уровень предметных действий от 1 к 4 классу. (формулировка деятельностного характера)

    Если говорить вообще о математических величинах, ученику нужно достичь определенных предметных результатов. Научиться понимать смысл математических величин (длина, масса, скорость, площадь и др.), познакомится и, по возможности, научиться измерять некоторые величины, прикидывать их возможные значения (отвечать на вопросы: «В каких единицах можно измерить рост человека?», «Какова ширина тетрадного листа в см, в см и мм?», «Может ли скорость пешехода быть равной 50 км/ч?», «На сколько (во сколько раз) первый отрезок длиннее второго?», «Какую скорость показывает спидометр?»). Приобрести опыт использования арифметических приемов для разрешения сюжетных ситуаций: устанавливать отношения между значениями величин, увеличивать или уменьшать их (на заданную величину, в заданное число раз), суммировать, находить остаток и т. д. Также младшему школьнику необходимо научиться распознавать математическую проблему в учебных (вычислить, найти значение, назвать неизвестный компонент, измерить, решить) и практических (выяснить, хватит ли; расположить предметы в определенном порядке; выяснить, как узнать) ситуациях.(Математическая грамотность) Успешность изучения математики во многом определяется способностью обучающегося правильно применить изученные алгоритмы, правила, смысл действия или величины.

Оценить достижения предметных результатов мы можем с помощью ВПР.(слайд 16) если раньшеоговаривалось, что ВПР оценивает только  качество образования  в каждой отдельно взятой школе, то теперь школам разрешено использовать ВПР для промежуточной  аттестации школьников.(скорректировав спецификацию).

В 2024 году будет проводиться по образцам 2023 года. Я сравнила ВПР по математике (демоверсию 2021,2024 ).Совершенно идентичны.

 Проверить предметные результаты по разделу «Геометрические величины» помогает задание №5. Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры. Пункт 1 задания предполагает вычисление

периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата.

Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. 

Задания 3 и 8 поверяют умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.(функциональная грамотность).(Сдача с купюры в 100 рублей (задание 3),сколько потребуется банок  для определенного количества варенья, которые уже разлили в банки разного объема(8)).

В варианте 2024 года (после системы оценивания) приписка :

«Обучающимся, набравшим 18–20 баллов, по решению образовательной организации может быть выставлено две отметки «5». Кроме того, рекомендуется обеспечить возможности для развития математических способностей у таких обучающихся». (индивидуально-дифференцированная работа,см. на слайде выше)

Подведем итог(слайд 17). Стандарт третьего поколения:

• опирается на системно-деятельностный подход;

• уточняет и конкретизирует достижение трёхкомпонентных результатов образования;

  • сохраняет и развивает курс на вариативность, индивидуализацию, открытость образования;
  • стимулирует использование ДОТ(дистанционные образовательные технологии) и электронного обучения;
  • стимулирует организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • ставит задачу формирования функциональной грамотности обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС. НОО

1.Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?2.Какие нужны новые формы и методы оценки?3.Краткое описание системы оценки результатов ФГОС 4.Формы контроля и учёта достижений о...

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС

....Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов......какие возможности предлагает для оценки планируемых результ...

Достижение предметного результата в рамках реализации ФГОС ООО

Достижение предметного результата в рамках реализации ФГОС ООО...

Роль педагогической диагностики метапредметных результатов в аспекте требований обновленных ФГОС НОО

Актуальность вопроса о проведения диагностики качества сформированности универсальных учебных действий у младших школьников навряд ли вызовет сомнение. Тот акцент внимания на характеристике  спос...

Реализация новых форм занятий внеурочной деятельности в рамках внедрения обновленного ФГОС НОО

В презентации представлены основные направления внеурочной деятельности, их виды и фомы....

Формы работы с родителями в условиях реализации обновленного ФГОС

Формы работы с родителями в условиях реализации обновленного ФГОС...

Использование КИМ и диагностика метапредментных результатов в аспекте требований обновленных ФГОС НОО

1. Методики диагностики сформированности универсальных учебных действий для учащихся 1 – 2 класса.2. Итоговая диагностика сформированности универсальных учебных действий для учащихся 2 класса....