ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Картавина Наталья Сергеевна

   Подбор и создание физкультминуток - важная задача для учителя. Возрастной фактор здесь играет основную роль.  Упражнения должны восприниматься детьми с интересом, вызывать желание присоединиться к разминке. Эффективность учебной деятельности напрямую зависит  от состояния физического и нервно-психического здоровья учащихся, а поддерживать, стараться сохранить его должен каждый педагог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

   Картавина Н.С.

МБОУ СШ № 16

      Уже давно одним из приоритетных направлений в образовании, наряду с обучением и воспитанием, является здоровьесбережение.  Здоровьесберегающие технологии неразрывно связаны с образовательным процессом. На данный момент роспотребнадзор утвердил новые требования к работе школ и других детских учреждений, которые будут действовать до 2027 г. В документе детально прописаны очень многие аспекты школьной жизни.  Один из пунктов -  обязательное проведение физкультминуток в течение учебного часа. «Физкультминутки – это кратковременные перерывы в работе (учебе) для проведения комплекса упражнений (преимущественно физических), направленных на предупреждение выраженного утомления и устранение неблагоприятных для здоровья последствий трудовой (учебной) деятельности.» [2]  Обычно, они проводятся по две на каждом уроке – для учеников 1 класса и по одной – для учеников 2-4 классов на начальном этапе утомления (через 15-20 минут от начала занятия). Оптимальная продолжительность – 2-3 минуты.

      Перед учителем стоит важная задача в подборе и создании физкультминуток для учащихся разных возрастных групп.  Упражнения должны восприниматься учеником с интересом, вызывать желание принять участие в разминке. Например, в 4 классе, когда возраст детей составляет 10-11 лет, зарядки с чтением стихов уже неуместны. Вместо них может быть видеоразминка с дыхательной гимнастикой, либо пауза для релаксации, расслабления с успокаивающими звуками: классическая музыка, звуки природы. Сюда относятся и физкультпаузы с применением специальных тренажёров. Одним из них является дыхательный тренажёр БОС (биологически-активной связи), разработанный учёным-физиологом А.А.Сметанкиным. Во время его использования ученики вырабатывают такой тип дыхания, при котором  в организме нормализуются все физиологические процессы. Программу тренажёра мы устанавливаем на компьютер и демонстрируем на интерактивной доске всем детям класса на уроках.  Дыхательная гимнастика оформлена в игровой познавательной форме с учётом возрастных особенностей: как с физиологической точки зрения, так и с познавательной, интеллектуальной. Ученики делают вдох и выдох, подстраиваясь под движение цветовых столбиков на экране. При этом, получают информацию о растениях, животных, материках, предметах быта и многом другом в виде занимательных картинок, загадок, ребусов, которые были «спрятаны» за столбцами. Подобная разминка длится не более 6 минут, поэтому соответствует временным рамкам физкультминуток. Актуальность данного тренажёра неоспорима: тренировка дыхательного аппарата является профилактикой острых вирусных респираторных заболеваний.

    Равноценными физкультурным паузам станут учебные задания, которые выполняются с перемещением по классу. Прежде всего - это работа в группах, когда приходится пересаживаться, меняться местами, потом возвращаться обратно, тем самым обеспечивая физическую и психологическую разрядку. В учебных «кабинетах с площадью не менее 2,5 квадратных метров на одного ученика при фронтальной работе» [3] мы практикуем такой вид деятельности учащихся, когда им нужно встать со своего рабочего места и в целях решения поставленной учебной задачи пройти в заданную точку классной комнаты.

        Рассмотрим подобный пример:

    На уроке на этапах закрепления знаний и способов действий, контроля и самопроверки даётся небольшое самостоятельное задание. По периметру класса учителем заранее расклеены, разложены карточки с правильными ответами. По мере выполнения работы, ученики могут подходить к ним и сверять своё решение с верным. Для рационального использования пространства класса, учитель  определяет место расположения карточек для детей, соответственно определённому ряду школьных парт. Таким образом, разные группы учащихся будут перемещаться по классу в разных направлениях. Этим же способом можно предложить ученикам выполнить разноуровневые задания, определив их место в помещении в зависимости от уровня сложности. Прослушав инструкцию по выбору задания и оцениванию результата и учитывая свои возможности и желания, ученики подходят и забирают карточки с определёнными задачами и упражнениями.

      Такой вид работы можно проводить с элементами игры-соревнования. Так, на уроке математики в разных точках класса можно разместить группу примеров для решения детей, сидящих на определённом ряду парт. Ученики по очереди подходят к своим заданиям и выполняют их. Побеждает группа, решившая всё правильно.

     Подобный вид работы на уроке позволяет снять напряжение, усталость, активизировать учащихся.

    Таким образом, эффективность учебной деятельности напрямую зависит  от состояния физического и нервно-психического здоровья учащихся, а поддерживать, стараться сохранить его должен каждый педагог.

Литература

  1. Гурьев С.В. «Использование компьютерного тренажера бос «дыхание» для сохранения и укрепления здоровья студентов». - №55-1, 19.11.2016

Педагогические науки. / Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

  1. https://adaptive_physical_education.academic.ru/611
  2. http://gimn3prol.narod.ru/new_sanpin_for_schools_from_1_january_2021.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах"

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Статья раскрывает возможности школы в сохранении здоровья....

Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС

Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

Здоровьесбережение - неотъемлемая часть урока в начальных классах. В статье найдете физминутки, пальчиковую гимнастику и др....

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

Опыт работы и методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в 1 классе...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

Статья посвящена педагогическим технологиям направленным на сохранение здоровья ребёнка. В начальной школе этот вопрос стоит особенно остро.  Важность материала обусловлена всё более ухудшающимся...