Методическая разработка. Обследование устной и письменной речи младших школьников (3 класс).
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему

Волкова Нина Валерьевна

Обследование устной и письменной речи младших школьников  (3 класс) общеобразовательной школы с целью выявления речевой паталогии. Речевой материал для обследования  звукового анализа, словарного  запаса, грамматического строя речи для проведения диагностики в период с 1 по 15 сентября учителем-логопедом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для обследования звукового анализа. Гласные и согласные звуки и буквы (3 класс)

Фамилия_______________________Имя____________________класс__________

1. Разгадай какие слова зашифрованы в транскрипциях и запиши:

[т’ул’пан]_______________________   [голуп’]_______________________

[кал’цо]_________________________   [ос’эн’]________________________

2. Подумай и вставь гласную или согласную букву так, чтобы получились слова. Запиши получившиеся слова, отметь цифрой их число на каждой строчке.

л – к  (у ю е а и)________________________________________________________________

ст – л  (у а о е ы)_______________________________________________________________

б -нт (а у и е о ы ю)_____________________________________________________________

ко – а (р з л с ж)________________________________________________________________

3. Найди пары слов, которые различаются друг от друга одной буквой. Запиши эти слова парами и подчеркни букву которой они различаются.

Пень, соль, зубы, врач, вагон, мел, майка, работа, ворона, грач, загон, забота, лень, губы, ноль, сел, топот, сайка, корона, ропот

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Материал для обследования словарного запаса

1. Назови одним словом и запиши:
Яблоко, вишня, груша, слива, персик, абрикос, банан...это_____________________

 Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки..это________________

Огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, картофель, кабачок...это__________________

Берёза, клён, дуб, ель, сосна, ива, тополь, осина, липа...это_________________________

2. Замени фразу одним словом и запиши:
Ребята, которые учатся в школе - это_____________________________________

Главный город страны - это______________________________________________

3. Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши:

образец: острый - тупой
горький — ..._________________

здоровый — ..._________________

чистый — ...__________________


высокий — ...___________________

большой — ...____________________

прямой — ...___________________

4. Подбери близкие по значению слова (синонимы) и запиши:
образец: грустный – печальный

беда — ..._________________                  радость — ... _____________________

5. Подбери родственные слова и запиши:

образец: лес – лесник……
боль — …________________________________________________________________          

соль — ..._________________________________________________________________

6. Как ты понимаешь пословицу? Напиши:


Семь раз отмерь один отрежь.
__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Как называют человека, который:
Работает в библиотеке ______________________________________
Работает в магазине... ______________________________________
Охраняет  границу... _________________________________________
Снимается в кино____________________________________________
8. Назови детенышей и запиши:

у собаки — …_____________________
у медведя — ..._____________________
у свиньи — ...________________________
у овцы - …__________________________

у лисы — ...____________________
у курицы — ...__________________
у лошади — ....__________________

у коровы — ..._____________________

Материал для обследования грамматического строя речи


1. Исправь ошибки и запиши правильно.
На столе сапожки, под столом лепёшки._________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дети в печи, дрова на печи._____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Данные существительные запиши во множественном числе:

стол — ... _____________________                     глаз — ..._______________________
ведро — ... _____________________                    окно — ..._______________________
ухо — ...  _______________________                   дерево — ..._____________________


3. Подбери к существительному подходящее по смыслу прилагательное и запиши:
яблоко (какое?)_______________________ зима (какая?)_____________________________

ветер (какой?)________________________ шар (какой?)____________________________
4. Образуй слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и запиши:
образец: голос - голосок
кровать —… _________________      дом — ..._____________________________
стул — ...  _____________________   ложка — ...___________________________
нос — ... _______________________ палец — ..._____________________________
5. Образуй прилагательные от существительных и запиши:
образец: зима — зимний 

дуб _______________________  липа —______________________________

утро —_____________________  лимон — _____________________________

5.Составь новые словосочетания  и запиши:

образец: сок из яблок — яблочный сок 
суп из рыбы — ... __________________________________________________________

варенье из слив - …_________________________________________________________

валенки из войлока__________________________________________________________

блюдо из фарфора___________________________________________________________
6. Ответь на вопросы, данные в скобках и запиши:
образец :Хвост у лошади (чей хвост?) – лошадиный хвост
Грива у льва ______________________________________________________________
Хвост у мыши  ____________________________________________________________
Уши у зайца ______________________________________________________________
Голова у медведя__________________________________________________________

7. Образуй новые слова с помощью приставок и запиши:
Ходит (у-, при-, за-, вы-, от-, пере-, под-)— ______________________________________

____________________________________________________________________________
Шить (за-, под-, при-, вы-, пере-) —______________________________________________ _____________________________________________________________________________

8. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Укажи,  где приставки, а где предлоги.

Труд и (на) кормит, и (на) учит.__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Счастье бывает тому, кто (в) труде да (в) учении ума (на) бирает._____________________

_____________________________________________________________________________

Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт. _____________________________________________

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"

В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2020-2021 уч. г.

Презентация для педсовета по итогам входной диагностики первоклассников (все вычисления для графики выполнены на основе реальных данных по Средней школе № 1 )...