Главные вкладки

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Формирование навыков фонематического анализа слов различной слоговой структуры с использованием ИКТ в подготовительном классе»
    план-конспект занятия по логопедии ( класс) на тему

    Занятие проводилось с учащимися подготовительного класса, имеющей недоразвитие лёгкой степени тяжести, дефектное произношение шипящих звуков, нарушения опорно-двигательного аппарата.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл individualnoe_zanyatie.docx24.82 КБ

    Предварительный просмотр:

                Конспект индивидуального логопедического

                                           занятия

    «Формирование навыков

    фонематического   анализа

    слов различной слоговой структуры

    с использованием ИКТ

    в подготовительном классе»

                                   

                                               Составлено и  проведено

                                                учителем-логопедом      Бельчиковой Е.Ф.

    Занятие проводилось с учащимися подготовительного класса, имеющей недоразвитие лёгкой степени тяжести, дефектное произношение шипящих звуков, нарушения опорно-двигательного аппарата.

    Цель: развитие фонематического восприятия, как необходимого условия для формирования навыка фонематического анализа и синтеза.

    Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:

         Формирование начального навыка использования ИКТ на основе знакомства с интерактивными играми.

    • развитие навыков звукового анализа.
    • обогащение словарного запаса.
    • увеличение представлений об окружающем мире

                   2. Коррекционно-развивающие

    • развитие органов артикуляции с помощью общих и специальных (статических и динамических) артикуляционных упражнений.
    • развитие силы и направленности воздушной струи в ходе работы над дыханием.
    • формирование представлений о силе звука.
    • развитие слухового внимания.  
    • развитие фонематического восприятия посредством использования логопедических пособий.
    • увеличение объема зрительной памяти, произвольного внимания.
    • совершенствование меткой моторики рук посредством массажного шарика и сопутствующих упражнений.

              Коррекционно-воспитательные:

    • формировать положительную мотивацию к занятиям,
    • воспитывать самоконтроль за речью,
    • умение воспринимать вербальные инструкции.

    Оборудование: компьютер, компьютерные игры, разработанные порталом МЕРСИБО «Пальчиковые игры», «Магазин стройматериалов»; предметные картинки, зеркало, кукла, логопедические кубики, вертушка, дудочка для развития речевого выдоха и определения силы звука, картинка-раскраска из фонетического альбома «Слова и звуки», карандаши с ребристой поверхностью, массажный шарик «су-джок», мягкий мячик, рисунки «солнышко» и «тучка».

    1. Орг. Момент.

     Установление контакта с ребенком: Здравствуй, Таня! Я рада тебя видеть сегодня на занятии.  А как настроена ты на занятие?  Посмотри - у зеркала висит солнышко и тучка. Если настроение хорошее покажи на солнышко, а если не очень хорошее, то на тучку.

    Ты любишь играть с куклами? На занятие я принесла красивую куколку. Давай вместе придумаем ей имя.

    Постановка цели: Сегодня мы будем учиться слышать, различать и произносить звуки. Чтоб у нас хорошо это получалось мы на каждом занятии делаем упражнения, которые покажем кукле.

    1. Артикуляционные упражнения: «улыбка», «хоботок», «часики», «качели», «почистим зубки», «орех».
    2. Упражнение для определения звуков речи на слух: сначала

    с визуальной опорой (ребёнок видит четкую артикуляцию звука), затем

     без визуальной опоры.

    Я буду произносить звуки, а ты повторяй за мной.

      Сейчас вместе с куклой вы будете угадывать звуки. Я спрячусь за экраном и буду произносить звуки тихо, а ты повторяй громко.

    4.Развитие речевого дыхания.

    Еще у нас есть дудочка - подуй в нее громко, затем тихо. Теперь стало понятно, для того чтоб звук был громким - надо дуть сильнее. Чтоб это увидеть подуй на цветок-вертушку сильно, затем слабо, так мы можем увидеть силу звука.

    5.Выделение первого звука в слове с использованием логопедических кубиков.

     Куклы любят жить в домике. Сейчас мы будем для нее строить дом из звуковых кубиков. Для этого мы будем называть первый звук, с которого начинается слово-картинка на каждом кубике. Красивый получился домик, но еще многого в нем не достает. Необходимые предметы мы купим в компьютерном магазине, но сначала отдохнем и потренируем пальчики.

    6.Упражнения для развития мелкой моторики с

     помощью интерактивной игры «Пальчиковые игры».

    Ребёнок смотрит на экран монитора и повторяет движения героя и сопровождающие стишки:

    - карандашик я беру, будто косточку держу, меж ладошками катаю, удержу -не потеряю(ребенок катает в руках карандаш с ребристой поверхностью).

    - ловко косточки катаю, то к себе, то от себя. Получается отлично, поучитесь у меня (ребенок катает в руках два карандаша с ребристой поверхностью).

    - круглый орешек руками катаю, ручку свою хорошо разминаю (с использованием су-джок).

    - я люблю играть в футбол, ловко забиваю гол. Сам с собой в футбол играю, мячик ручками катаю (с использованием мягкого мячика).

    7. Формирование навыков фонематического анализа с помощью интерактивной игры «Магазин строительных материалов».

    А теперь приступим к покупке предметов для дома. Для этого нужно угадать предмет по описанию.

    Перед тем, как приступить к игре, логопед объясняет, как выполнить задания игры на примере картинок:

    -Угадай по описанию предмет: на Г начинается, на И закачивается, нужно для уборки двора (грабли).

    -На З начинается, на Р заканчивается, нужно для того, чтоб огородить двор (забор).

    -На А начинается, на С начинается, на О заканчивается, вставляют в окна (стекло).

    Ребенок внимательно слушает голос ведущего игры и выполняет задания: по первому и последнему звуку определить название необходимого предмета, назвать его, затем кликнуть на него мышкой. Ведущий игры определит правильно ли выбран предмет.

    8. Итог занятия. Рефлексия.

    Наше занятие подходит к концу.

    Какое задание тебе понравилось больше всего?

     А что показалось трудным?

    Мне очень понравилось, что ты старалась. Ты- молодец. Эта кукла- раскраска тебе на память, нарисуй ей дом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

    Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

    Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

    Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...

    Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

    Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

    Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях".

    Данный конспект индивидуального логопедического занятия могут использовать в своей работе учителя-логопеды начальной школы....

    Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"

    Конспект индивидуального логопедического занятияЦель: Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом...