Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [р]
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Развитие фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

по развитию фонематического слуха на материале звука [р]

Тема: Звук [Р]

Этап работы: автоматизация

Вид занятия: индивидуальное

Цель: формировать умение различать звук [р] среди близких и далёких по артикуляции звуков.

Задачи:

  1. Закрепить умение удерживать язык в заданном положении, за верхними резцами;
  2. Закрепить умение различать звук [Р] на уровне ряда звуков;
  3. Формировать умение различать звук [Р] на уровне ряда слогов;
  4. Формировать умение различать звук [Р] на уровне ряда слов;
  5. Формировать умение определять позицию (начало, середина, конец) заданного звука [Р] в словах.

Оборудование: большое зеркало, игрушка робот, картинки со звуком [Р] и [Л] (малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза), картинки (сыр, бор, рак, мак), магнитная удочка, картинки (роза, ракета, торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев).

План занятия:

  1. Организационный момент

Объявление темы занятия

  1. Основной этап
  • Артикуляционная гимнастика
  • Уточнение артикуляции звука [Р]
  • Игра «Поймай звук»
  • Игра «Шаловливый ветерок»
  • Исключить лишнее слово
  • Игра «Поймай рыбку»
  • Игра «Голова, плавник, хвост»
  1. Подведение итогов занятия

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Сегодня в гости к нам пришёл робот.

- Он вместе с тобой будет справляться с заданиями, которые я вам приготовила.

Объявление темы занятия.
- А теперь послушай внимательно стихотворение, которое рассказал мне робот.
(Прочесть стихотворение, насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще?

- Правильно, сегодня мы будем на нашем занятии искать звук [Р] в слогах и словах.

  1. Основной этап.
  • Артикуляционная гимнастика

-Но сначала давай мы поиграем с язычком.

  • Чашечка (под счет)

Откроем наш ротик. Широкий язычок поднимем к верхней губке и сделаем язычок в виде чашечки.

(Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).

  • Грибок

Давай с тобой улыбнёмся нашему роботу так, чтобы были видны наши красивые зубки, язычок прижмём к верху и откроем ротик.

(Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот).

  • Гармошка

Ротик откроем, сильно прижмём наш язычок к верху, улыбнёмся с тобой и теперь открываем ротик и закрываем. Как крышечка у сундучка откроем сундучок, закроем сундучок

(Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке).

  • Лошадка

-А теперь давай с тобой поцокаем как лошадка

(Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть не подвижна).

(Перед зеркалом)

  • Уточнение артикуляции звука [Р]

Сейчас давай покажем нашему роботу как красиво мы говорим звук [Р].

- губки растянем в улыбке;

- между зубками у нас небольшое расстояние;

- кончик языка поднят к верху и вибрирует;

- по середине язычка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладони.

(несколько раз с ребенком пробуем отработать артикуляцию).

  • Игра «Поймай звук»

- Ты должен хлопнуть в ладошки, когда услышишь звук [Р]. А мы с роботом будем следить чтобы, ты всё делала правильно.
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

  • Игра «Шаловливый ветерок»

- Смотри перед тобой лежат картинки. На них подул ветерок и они перепутались. Надо их сложить так, чтобы в одной стороне были слова со звукам [р], а в другой со звуком слова в которых нет звука [р].
малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза.

  • Исключить лишнее слово.

Давай поможем нашему роботу, смотри он не может найти лишнее слово на этих картинках: сыр, бор, рак, мак. А почему лишнее это слово?

  • Игра «Поймай рыбку»

- Сейчас ты и робот будите ловить рыбку, но поймать и взять с собой нужно только тех рыбок, в названии которых есть звук [Р]. Ребёнок с помощью магнитных удочек ловит рыбок, логопед произносит названия пойманных рыб, малыш топает, если слышит в словах звук [Р].

Картинки: роза, ракета, торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев.

  • Игра «Голова, плавник, хвост».

Сейчас я буду произносить слова со звуком [Р], а ты должен при этом держать руки на голове – если звук [Р] стоит в начале слова, руки на поясе плавничками – если в середине слова, руки за спиной хвостиком – если в конце слова.

(Раковина, каракатица, рак, сардина, краб, водоросли, кораллы, телевизор, сыр, помидор).

  1. Подведение итогов занятия.

-Какой звук мы сегодня искали?

-Кто у нас был в гостях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения

А) ПроизношениеТема: Звук [С]. Словесное ударение.Цель: Автоматизация звука [С] в начальной позиции в слогах,             словах, словосочет...

Конспект логопедического занятия «Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных о – ё в слогах, словах»

Цель: Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными.  Фонетический разбор слов с характеристикой звукового составаЗадачи:Закреп...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Коррекционное занятие предназначено для детей с нарушенным слухом 3 класса II отделения....

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Занятие предназначено для детей с нарушенным слухом 3 класса II отделения....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Дифференциация букв и звуков [А – О]"

Конспектиндивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О]» Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [А – О]. Задач...