Организация использования компьютерной техники в специальной школе
консультация по логопедии на тему
Эффект применения компьютерных технологий зависит в наибольшей мере от профессиональной компетенции педагога, его умения использовать новые возможности, включить эти технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая за их счет большую мотивацию, предоставляя обучающемуся свободу выбора форм и средств деятельности при решении учебных задач, в то же время обеспечивая его системой градуированной помощи в случае затруднения. Поэтому учителю в специальной школе предписывается новая роль, основной целью которой является решение учебных и коррекционных задач, представленных в компьютерной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема педсовета: «Новое в содержании образования в условиях личностно – ориентированного подхода»
Выступление на педсовете учителя – дефектолога слухового кабинета Любушкиной Л.В.
Организация использования
компьютерной техники в специальной школе
Эффективность использования компьютерной техники в специальной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно была продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.
Смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего в перспективе реализации основного преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи.
Поэтому в специальном обучении наибольшую значимость компьютер приобретает как новое средство коррекционного обучения, а не предмет изучения.
Эффект применения компьютерных технологий зависит в наибольшей мере от профессиональной компетенции педагога, его умения использовать новые возможности, включить эти технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая за их счет большую мотивацию, предоставляя обучающемуся свободу выбора форм и средств деятельности при решении учебных задач, в то же время обеспечивая его системой градуированной помощи в случае затруднения.
Поэтому учителю в специальной школе предписывается новая роль, основной целью которой является решение учебных и коррекционных задач, представленных в компьютерной форме.
Поэтому, работу с детьми в компьютерных классах должны осуществлять дефектологи, а не программисты. Педагог, проводящий коррекционную работу в компьютерном классе, должен иметь квалифицированные пользовательские навыки работы с компьютерами профессиональное образование в области коррекционной педагогики. Педагог должен уметь:
-анализировать учебную деятельность детей;
-выявлять трудности в ее формировании и строить
аргументированные гипотезы об их возможных причинах;
- под этим углом зрения анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте.
Где и когда могут использоваться компьютерные технологии в специальной школе?
Компьютерная поддержка коррекционного обучения возможна, начиная с этапа дошкольного обучения. Компьютерные технологии обучения и коррекции могут использоваться в разных содержательных областях (на различных уроках и индивидуальных занятиях) на всех этапах школьного обучения ребенка с отклонениями в развитии.
Условием эффективного использования компьютерных технологий является специальная подготовка учителей и наличие специализированных компьютерных программ для решения учебных и коррекционных задач в разных содержательных областях обучения.
В нашей школе каждый кабинет индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения имеет компьютер, которые оснащены специальными программами: логопедический тренажер «Дэльфа-141», «Видимая речь-III-я версия». Эти программы эффективно используют педагоги дошкольных групп и учителя индивидуальной работы по РСВ и ФП. Развитие слухового восприятия тесно связано с формированием произносительной стороны речи, т.к. это две стороны одного процесса. Имеющиеся программы направлены на формирование произношения у не слышащих и слабослышащих учащихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ не слышащие и слабослышащие дети воспринимают их слухозрительно и контролируют свое произношение тоже слухозрительно. Таким образом, компьютерные программы. Таким образом, компьютерные программы по формированию произношения предназначены для восприятия речи и ее продуцирования на слухо-зрительной основе, где слуховому восприятию принадлежит важная роль восприятия эталонного произношения. Значит, при работе с компьютерной программой по формированию произношения возникают слуховые образы звуков, речи, слов, предложений, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи. Используя в работе эти программы педагоги решают следующие задачи:
-практическое использование программ в процессе формирования произношения и РСВ у детей с нарушенным слухом;
-подбор и обработка речевого материала в ходе работы над произношением и РСВ с компьютером;
-подбор компьютерного материала для достижения максимальной эффективности в работе над произношением и РСВ;
-адаптация общедидактических программ для РСВ и формирования произношения.
Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произношения слабослышащих учащихся, они обращены к кинестетическому анализатору каждого ребенка, предусматривают индивидуальную работу над произношением. Именно от действия каждого ученика , его произношения зависит, как будут двигаться фигурки на экране, будут ли они достигать цели.
На индивидуальных занятиях плотно используются модули:
-для работы над дыханием и голосом;
-для работы над звуками речи;
-для работы над словесным и логическим ударениями и
выразительностью речи;
-для работы по развитию слухового восприятия и
самоконтроля над собственной речью.
В ходе работы с данными компьютерными программами никогда не используется один анализатор. Любой модуль требует участия, как правило, двух–четырех анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического.
В ходе обучения детей произношению компьютерная программа выполняет ряд функций:
-сообщение новых знаний (постановка звука и его восприятие и т. д.);
-закрепление знаний (автоматизация звуков речи, произношение, восприятие этого звука и речи с наличием этого звука);
-самостоятельная работа над звуками речи, произношением и восприятием речи.
Специальные программы: логопедический тренажер «Дэльфа-141», «Видимая речь-III-я версия» позволяют работать над формированием контроля за речью учителя и самоконтролем за собственной речью.
Использование специальных компьютерных программ, направленных на формирование произношения и развитие слухового восприятия, способствует более успешному овладению произношением, формированию умений различать, опознавать и распознавать речь в учебном процессе и во внеурочное время, а также способствует общему развитию ребенка, мыслительной деятельности, что сказывается на его обученности, способствует более продуктивному усвоению учебной программы в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/17/picture-220853-1374083133.jpg)
Использование компьютерных программ при обучении лексике на уроках английского языка в начальной школе
пример 2-4 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/20/picture-12180-1403262894.jpg)
Организация и оценивание урока с использованием компьютерных технологий.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. ...
Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.
Знакомство и применение различных нетрадиционных техник рисования в начальной школе. "Истоки способностей и дарования детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-349082-1411219544.jpg)
Методика проведения занятия в технике аппликация с использованием компьютерных и игровых технологий "Две хозяюшки"
Занятие "Две хозяюшки" с использованием игровых, копьютерных технологий. Использование современных технологий позволяет непринужденно донести материал.Занятия эмоционально окрашены, что п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-614999-1427535669.jpg)
Использование специализированной техники для дистанционного обучения детей, организация онлайн занятий.
Использование специализированной техники для дистанционного обучения детей, организация онлайн занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/02/picture-288803-1378112890.jpg)
Статья "Организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий в работе с младшими школьниками с ОВЗ"
Информация для педагогов о применении в работе компьютерных технологий с учащимися с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/06/picture-1425654-1665041074.jpg)
Использование нетрадиционных техник рисования в школе
Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в школе...