Применение инновационных форм и методов работы в логопедической деятельности с целью эффективности обучения.
опыты и эксперименты по логопедии по теме

Чибисова Наталья Викторовна

В данном докладе рассказывается об   инновационных  методах работы  логопеда: крупотерапия, тестопластика, ниткография, сказкотерапия,музыкотерапия,  мнемотехника и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

   

   

                         ПОДГОТОВИЛА  

                                 УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

                                                                      I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ  КАТЕГОРИИ

                                                                   ЧИБИСОВА  НАТАЛЬЯ  ВИКТОРОВНА

          Большинство детей, поступающих на логопедический пункт, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются и проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, моторики, сенсорных функций, пространственных представлений, трудности  приема и переработки информации.

    У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Они часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.

     В задачи работы  учителя-логопеда входит   коррекция не только речевых нарушений, но и отклонений в развитии психических процессов ребенка. Следовательно, необходимо так выстроить свою работу, чтобы  оказать ребенку полноценную, комплексную помощь. (Слайд 1).

Эффективность  логопедической работы во многом зависит от положительного фона занятия, интереса детей к заданиям. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, чем на обычных уроках. Предстояло  искать  новые формы и методы работы.

Формулировка «Инновационные технологии» может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, помогающие учителю-логопеду в работе.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. (Слайд 2).

Одной  из таких инновационных форм, которую я использую на занятиях,  являются  компьютерные технологии.  Это   технологии, которые основываются на применении компьютеров. (Слайд 3).

Огромную помощь на занятиях оказывает мне логопедический тренажёр «Дельфа- 142». С его помощью можно решать следующие задачи логопедической работы:

- коррекция речевого дыхания;

- коррекция силы голоса;

- работа над устранением назального оттенка голоса;

- коррекция произношения гласных и согласных звуков;

- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;

- отработка дифференциации по твёрдости – мягкости;

- работа над звукобуквенным составом слова;

- работа над слоговой структурой слова;

- формирование обобщённого лексического значения слова;

- коррекция лексико-грамматической стороны речи;

- работа над морфологическим значением слова;

- формирование и развитие навыка чтения;

- расширение словарного запаса;

- работа над построением плана речевого высказывания;

- развитие монологической речи.

Тренажер позволяет:

- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;

- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;

- использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова.

предложения, звучащую речь;

- подбирать   материал   с учетом  индивидуальных особенностей ученика - разные уровни сложности.

(Слайд 4).

       На логопедических занятиях использую и другие компьютерные программы, позволяющие  одновременно с работой над речью осуществлять коррекцию познавательных процессов  (восприятия, внимания, памяти, мышления)  ребенка («Учимся мыслить», «Учимся слушать», «Учим буквы», «Учимся анализировать» и другие).

Упражнения на компьютере в структуре логопедического занятия я провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение условий для сбережения здоровья, особенно, зрения.

    В  компьютерных программах заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок

     Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

        Следующая инновационная форма  моей работы – крупотерапия – это игры с крупой. Также я использую на занятиях  зерновые и бобовые.  (Слайд 5).

Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает  «смазанность», нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. (Слайд 6).

Для проведения упражнений можно использовать следующее оборудование: подносы разных размеров с низкими и высокими бортиками; пластиковые баночки и бутылочки,  коробочки.  Также,  будет необходим исходный материал: зернобобовые (цветная и белая фасоль, горох, бобы), зерновые (зерна кукурузы, пшеницы), масличные (семечки подсолнечника), а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено).

Помимо рисования на подносах и выкладывания букв, крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:

  • массаж ладоней с помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком);
  • раскладывание круп и бобовых  в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки;
  • выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
  • угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
  • выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;
  • заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами;
  • вкладывание бобовых в отверстия разной формы и величины.

Чтобы упражнения проходили веселее и ярче, проводить их нужно в игровой форме  и под музыку.

На своих занятиях я использую элементы тестопластики. 

Тестопластика –  это лепка из солёного теста  различных фигур. 

Данная форма работы  способствует  эффективному речевому развитию детей, особенно с заключением ОНР. (Слайд 7).

Использование тестопластики позволяет решать следующие задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук ребёнка, синхронизировать работу обеих рук;
  • Обогащать сенсорный опыт детей, формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры;
  • Вызывать положительные чувства и эмоции при работе с тестом;
  • Широко использовать различные виды игр.
  • Воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы.
  • Воспитывать  целенаправленность, аккуратность, умение довести работу до конца.

Упражнения с тестом:

- Положите ладоши на тесто, закройте глазки, почувствуйте, какое оно. 
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). 
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

-  Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

-  Вылепливание разных букв.

- Плющить тесто всей ладошкой.

- Катать колбаски.

- Катать маленькие колобочки одним пальчиком;

- Катать большие колобки ладошкой;

-  «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

-  Разложить на тесте (произвольно) крупы, бобовые.

-  Вылепить  геометрическую фигуру.

-  Можно "поиграть" на поверхности теста, как на пианино или клавиатуре компьютера.

- Лепить буквы из теста

- Превращать одни буквы в другие

Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур.

В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.

Игры с нитями - прекрасное средство для коррекционной работы.

 (Слайд 8).

Упражнения с использование нити:

- Написание букв;

- Превращение одной буквы в другую;

- Написание слогов, слов;

-Рисование геометрических фигур;

- Рисование простых предметов (помидор, огурец, дом, т.д.)

Эта работа позволяет одновременно решать ряд важных задач:

  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие речевой активности.
  • Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
  • Развитие мышления.
  • Развитие внимания.
  • Развитие памяти.
  • Развитие воображения
  • Совершенствование зрительного восприятия;
  • Подготовка руки к письму

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод,  основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека
Это лекарство, которое слушают.

Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Ритмические движения под музыку.
  • Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
  • Выполнение письменных заданий под спокойную музыку.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

  • Улучшению общего состояния детей;
  • Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • Стимуляции речевой функции;
  • Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

       Вся моя работа базируется на элементах  сказкотерапии  (Слайд 9), которые способствуют активизации коммуникативной деятельности ребенка, через формирование связной речи. В основе системы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности. Это позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и обеспечивает поступательное развитие.

Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление, желание познавать, развивает у  детей умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

Основные элементы сказкотерапии;

  • Ритуал входа в сказку  (это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку).
  • Сказочные герои на занятии.
  • Прослушивание сказки.
  • Ответы на вопросы по сказке
  • Рассказывание сказок.
  • Беседа по содержанию сказки с элементами  психогимнастики.  
  • Сочинение сказок.
  • Ритуал выхода из сказки.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.   (Слай 10).

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Работа с использованием мнемотехники  строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить это так, чтобы нарисованное было понятно детям. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов  для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.  

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихотворений;

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

Развлечения-соревнования – инновационная  форма работы, складывающаяся на основе взаимопомощи и коллективизма, обмена опытом, формирующая самостоятельность, настойчивость, повышающая интерес и успеваемость, вызывающая прилив жизненной энергии, проходящая в виде игры-состязания, забавы. 

На такие занятия приглашаются дети, посещающие  учителя-логопеда, с родителями   и между ними проводятся соревнования  (Логопедический турнир, Логопедический КВН, т.д). (Слайд 11).

Используются различные задания: на развитие фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи; на развитие внимания, памяти, мышления; на развитие общей и мелкой моторики.

    В своей практике использую элементы тестирования. Детям предлагаются задания:

- Выбрать из данных вариантов ответов один правильный.

- Вписать в предложения слова, подходящие по смыслу.

- Расположить предложения (ставя нужную цифру в квадратике) так, чтобы получился рассказ.

- Обведи ту цифру, под которой напечатан текст.

- Подчеркни в тексте предлоги, приставки, слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

       Детям нравятся занятия с  использованием крупногабаритных разноцветных модулей.  (Слайд 12).

Использование модулей способствует развитию воображения и знаково-символической  функции мышления детей, личности ребенка,  его творческих способностей, формированию пространственных представлений, внимания, восприятия величины, формы, цвета, активности, самостоятельности, Большое значение имеет игра. Большие, всевозможные формы и размеры, сочность красок и простота создания постройки – вызывает у малышей положительные эмоции и речевую активность.

Упражнения с использованием разноцветных модулей:

-  постройте два домика (1-й с жильцами со звуком  /ш/, 2-й – со звуком  /ж/)

- собери слог, слово;

- сделай схему слова;

- вставь пропущенную букву в слово;

- поменяй первую букву в слове так, чтобы получилось новое слово;

- собери картинку из частей.

Использование инновационных форм и методов работы в сочетании с традиционными помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.  (Слайд 13).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Применение мультимедийных технологий в обучении младших школьников. Методы проектирования как инновационная форма творческой деятельности учащихся.

Пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных...

Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Эффективность применения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Данный материал поможет в выборе инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий

Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение наборо...

" Инновационные формы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

В статье приводятся примеры эффективных способов развития познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста....