конспект логопедического занятия "Имена собственные" с презентацией
план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2»
Тема занятия: “Имена собственные”.
Учитель-логопед Рахмушева А. М.
Цель: расширять, дополнять и углублять языковые знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках русского языка по теме “Имена собственные»
Задачи:
- формирование навыка правописания большой буквы в именах собственных;
- обогащение, активизация словаря;
- развитие голоса, укрепление мышц пальцев;
- развитие у учащихся мыслительных операций: сравнение и обобщение;
- воспитание познавательного интереса к занятию.
Оборудование: презентация, карты географические, листы для заполнения, картинки.
Ход урока.
1. Орг. момент
- Здравствуйте!
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем. (Дети садятся за парты.)
2. Голосовые упражнения.
- Чтобы громко отвечали, четко говорили, выполним упражнения.
Произносятся ряды слогов с определенным ритмом.
3. Сообщение темы и цели урока.
Сели и закрыли все глаза. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос:
- Мальчик, как тебя зовут? (задать любой вопрос)
- Откройте глаза. Почему на мой вопрос никто не смог ответить? (Не назвала никого по имени.)
(Повторить вопрос, обращаясь к конкретному ребенку.)
Твое имя – Артур, твое – Исмаил, это ваши имена, собственные. Объявление темы занятия. Сегодня мы поговорим об именах собственных и о том, как они пишутся.
4. Работа по теме.
Имена, фамилии, отчества людей, клички животных.
- У каждого человека, живущего на Земле, есть свое имя.
- В русском языке есть славянские имена: Владимир, Светлана, Людмила, а есть имена, пришедшие к нам из греческого (Анатолий, Татьяна), древнееврейского (Илья, Анна), латинского (Юлия, Сергей) и других языков.
- Ребята, а знаете ли вы, какое на нашей планете самое распространенное имя?
- Самым распространенным именем на Земле является имя Иван.
- На разных языках это имя звучит (слайд) по-разному:
в Германии – Ганс
в Италии – Джованни
во Франции – Жан
в Польше – Ян
в Англии – Джон
- Вы уже знаете, как пишутся имена людей? (с большой буквы)
(Все имена пишутся с большой буквы.)
- Еще какие слова нужно писать с заглавной буквы?
- Фамилии, отчества. (картинка) например, перед вами русский, советский писатель, переводчик Волков Александр Мелентьевич.
-Запишите свои Ф И О на листах. Подчеркните заглавные буквы.
Имена есть только у людей?
Клички животных тоже относятся к именам собственным. (картинка)
Давайте подберем клички нашим питомцам. (запись,1 ученик у доски).
Массаж рук.
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире? (Хлопки)
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех могу пересчитать: (постучать в кулачки)
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я- (поочередное поглаживание всех десяти пальцев)
Какое имя собственное упоминалось в тексте?
Географические названия.
Сегодня мы с вами поговорим еще о нескольких группах, которые относятся к собственным именам, это названия городов, деревень, названия рек, озер, гор, морей. (картинки)
Приведем примеры (слайды).
- Сегодня в рубрике «Это интересно» - гора. Как вы думаете, какое у нее название? – Верблюд-гора.
- Запишите название горы и озера.
Дыхательные упражнения.
- С наступлением весны мы часто простужаемся, и сейчас я предлагаю упражнения дыхательной гимнастики для укрепления нашего здоровья.
- После глубокого вдоха произвести несколько быстрых выдохов, напрягая мышцы грудной клетки . (при заболеваниях дыхательных путей)
- При утомлении полезно упр: глубоко вдохнуть через нос. Сразу же выдохнуть воздух медленной ровной струей через рот, сложив губы трубочкой.
- Для предохранения от переохлаждения можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание до тех пор, пока не почувствуется прилив крови к лицу.
5. Практическая работа. Работа с картами.
- Перед вами географические и контурные карты. Найдите наш город – Нижневартовск и реку Обь, нанесите названия на контурную карту. Напишите названия географических объектов.
6. Дифференциация собственных и нарицательных существительных.
- Составьте и напишите предложение с данными словами.
Саша. Скворцов. Сделал. Скворечник. Для. Скворцов.
Самопроверка.
Физминутка.
Солнце глянуло в тетрадку.
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать, (Приседания.)
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре. (Наклоны.)
И на месте поскакать. (Прыжки.)
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку. (Дети садятся за парты.) Вот мы сделали зарядку.
7. Работа с текстом. Самостоятельная работа.
- Исправить ошибки.
Кто где живет.
Моя подруга люда петрова живет в москве. Дядя вася живет в калуге. Город калуга стоит на реке оке. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню вязники.
8. Итог занятия.
- Что такое “Имена собственные”? - Как они пишутся?
Оценка работы обучающихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И ван Германия – Ганс Италия – Джованни Франция – Жан Польша – Ян Англия - Джон
К ли чк и жи вотных
Г ор од
д е ревня
р е ка
м оре
о з е ро, горы
В ерблюд-гора
С оставь и напиши предложение. Саша скворечник Скворцов для сделал скворцов
М олодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса на тему развитие навыков слогового анализа и синтеза на материале сказки В.Бианки"Кто чем поёт"
Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса Средней общеобразовательной школы...
Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»
Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Логопедическое занятие с презентацией на тему "Пожарная безопасность"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе “Звук и буква Ж”...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....
Конспект логопедического занятия к презентации "Дифференциация звуков «ж-з» в словах, словосочетаниях и предложениях".
Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОНР, ФН, ФФН ( на первом этапе коррекционного обучения). Данный материал может быть полезен для педагогов и родителей. Конспект занятия и презе...