конспект логопедического занятия "Имена собственные" с презентацией
план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему

Рахмушева Альсина Мухаметгиреевна

Занятие для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.72 КБ
Файл презентация2.02 МБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2»

Тема  занятия: “Имена  собственные”.

Учитель-логопед Рахмушева А. М.

Цель: расширять, дополнять и углублять языковые знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках русского языка по теме “Имена собственные»

Задачи:

  • формирование навыка правописания большой буквы в именах собственных;
  • обогащение, активизация словаря;
  • развитие голоса, укрепление мышц пальцев;
  • развитие у учащихся мыслительных операций: сравнение и обобщение;
  • воспитание познавательного интереса к занятию.

Оборудование:  презентация, карты географические, листы для заполнения, картинки.

Ход урока.

1.  Орг. момент

- Здравствуйте!

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.
(Дети садятся за парты.)

2. Голосовые упражнения.

- Чтобы громко отвечали, четко говорили, выполним упражнения.

Произносятся ряды слогов  с определенным ритмом.

3. Сообщение темы и цели урока.

Сели и закрыли все глаза. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос:

- Мальчик, как тебя зовут? (задать любой вопрос)

- Откройте глаза. Почему на мой вопрос никто не смог ответить? (Не назвала никого по имени.)

(Повторить вопрос, обращаясь  к конкретному ребенку.)

Твое имя – Артур, твое – Исмаил, это ваши имена, собственные. Объявление темы занятия. Сегодня мы поговорим об именах собственных и о том, как они пишутся.

4. Работа по теме.

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных.

- У каждого человека, живущего на Земле, есть свое имя.

- В русском языке есть славянские имена: Владимир, Светлана, Людмила, а есть имена, пришедшие к нам из греческого (Анатолий, Татьяна), древнееврейского (Илья, Анна), латинского (Юлия, Сергей) и других языков.

- Ребята, а знаете ли вы, какое на нашей планете самое распространенное имя? 

- Самым распространенным именем на Земле является имя Иван.

- На разных языках это имя звучит (слайд) по-разному:

в Германии – Ганс

в Италии – Джованни

во Франции – Жан

в Польше – Ян

в Англии – Джон

- Вы уже знаете, как пишутся имена людей? (с большой буквы)

 (Все имена пишутся с большой буквы.)

- Еще какие слова нужно писать с заглавной буквы?

- Фамилии, отчества. (картинка) например, перед вами русский, советский писатель, переводчик Волков Александр Мелентьевич.

-Запишите свои Ф И О на листах. Подчеркните заглавные буквы.

Имена есть только у людей?

Клички животных тоже относятся к именам собственным. (картинка)

Давайте подберем клички нашим питомцам. (запись,1 ученик у доски).

Массаж рук.

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире? (Хлопки)

 Раз, два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать: (постучать в кулачки)

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-  (поочередное поглаживание всех десяти пальцев)

Вот и вся моя семья!

Какое имя собственное упоминалось в тексте?

Географические названия.

Сегодня мы с вами поговорим еще о нескольких группах, которые относятся к собственным именам, это названия городов, деревень, названия рек, озер, гор, морей. (картинки)

Приведем примеры (слайды).

- Сегодня в рубрике «Это интересно» - гора. Как вы думаете, какое у нее название? – Верблюд-гора.

- Запишите название горы и озера.

Дыхательные упражнения.

- С наступлением весны мы часто простужаемся, и сейчас я предлагаю упражнения дыхательной  гимнастики для укрепления нашего здоровья.

  • После глубокого вдоха произвести несколько быстрых выдохов, напрягая мышцы грудной клетки . (при заболеваниях дыхательных путей)
  • При утомлении полезно  упр: глубоко вдохнуть через нос. Сразу же выдохнуть воздух медленной ровной струей через рот, сложив губы трубочкой.
  • Для предохранения от переохлаждения можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание до тех пор, пока не почувствуется прилив крови к лицу.

5.  Практическая работа.  Работа с картами.

- Перед вами географические и контурные карты. Найдите наш город – Нижневартовск и реку Обь, нанесите названия на контурную карту.  Напишите названия географических объектов.

6. Дифференциация собственных и нарицательных существительных.

- Составьте и напишите предложение с данными словами.

Саша. Скворцов. Сделал. Скворечник. Для. Скворцов.

Самопроверка.

Физминутка.

Солнце глянуло в тетрадку.
Раз, два, три, четыре, пять. (
Ходьба на месте.)
Все мы делаем зарядку, 
Надо нам присесть и встать, (
Приседания.)
Руки вытянуть пошире, 
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре. (
Наклоны.)
И на месте поскакать. (
Прыжки.)
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку. (Дети садятся за парты.) Вот мы сделали зарядку.

7. Работа с текстом. Самостоятельная работа.

- Исправить ошибки.

Кто где живет.

        Моя подруга люда петрова живет в москве. Дядя вася живет в калуге. Город калуга стоит на реке оке. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню вязники.

8. Итог занятия.

- Что такое “Имена  собственные”? - Как они пишутся?

Оценка работы обучающихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И мена собственные Учитель-логопед Рахмушева Альсина Михайловна

Слайд 2

И ван Германия – Ганс Италия – Джованни Франция – Жан Польша – Ян Англия - Джон

Слайд 3

К ли чк и жи вотных

Слайд 4

Г ор од

Слайд 5

д е ревня

Слайд 6

р е ка

Слайд 7

м оре

Слайд 8

о з е ро, горы

Слайд 10

В ерблюд-гора

Слайд 11

С оставь и напиши предложение. Саша скворечник Скворцов для сделал скворцов

Слайд 13

М олодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Логопедическое занятие с презентацией на тему "Пожарная безопасность"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе “Звук и буква Ж”...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия к презентации "Дифференциация звуков «ж-з» в словах, словосочетаниях и предложениях".

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОНР, ФН, ФФН ( на первом этапе коррекционного обучения).  Данный материал может быть полезен для педагогов и родителей. Конспект занятия и презе...