Дифференциальные характеристики дизартрии
материал по логопедии на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

Материал будет полезен учителям-логопедам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsialnye_harakteristiki_dizartrii.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциальные характеристики дизартрии

Дизартрия

Очаг поражения мозга

Патогенез

Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности)

Бульбарная

Одностороннее (правое или левое) двустороннее поражение периферических двигательных нейронов V, VII, IX, X, XII  черепно-мозговых нервов, а также спинальных нервов шейно – грудного уровня.

Избирательные вялые (право-, лево-, или двусторонние) параличи мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, глотки, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных. Атрофии и атония этих мышц (язык вялый, дряблый), снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых (не произвольных и произвольных) движений в соответствующих группах мышц.

Голос слабый, глухой, истощающийся.

Гласные и звонкие согласные оглушены     ( ахха;       Б П;   Д Т  и др.)

Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости (БМ,   Д Н,   Р [р] и др.)

Артикуляция гласных  приближена к нейтральному звуку э.

Артикуляция согласных упрощена;   смычные  и   Р заменяются щелевыми (ПФ, ТС, Р] ).

Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых параличей. Речь замедленна, неплавная, монотонна, резко утомляет больного.

Псевдобульбарная

Двустороннее, хотя нередко неравномерно латерализованное, поражение центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов, а также пирамидных нейронов, идущих к передним  рогам шейно – грудного уровня.

Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофий нет. Гипертония мышц (язык напряжён, отодвинут  кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки у больных насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их значительное преобладание с одной стороны, во-первых, произвольные движения и, во-вторых, самые тонкие движения кончиком языка.

Голос слабый, сиплый и хриплый. Тембр речи изменён по типу закрытой гнусавости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (У, О) и твёрдые согласные со сложным артикуляторным укладом (Р, Л, Ш, Ж, Ц). Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад. Смычные согласные и Р заменяются на щелевые (ПФ, ТС,

Р[ р] ). Щелевые согласные со сложной формой щели превращаются в плоскощелевые. В первую очередь страдает артикуляция согласных со сложными укладами, в артикуляции которых принимают участие  мышцы кончика и краёв языка (Р, Л, Ш, Ж, С, З, Ц, Ч). Артикуляция твёрдых согласных страдает больше, чем мягких.

     Ребёнок  старается преодолеть описанные расстройства под контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию гипертонии мышц и, следовательно, к усилению хриплости голоса, гнусавости, дефектов артикуляции, а также к упрощению стечений согласных, недоговариванию концов слов, замедлению темпа речи, нарушениям её плавности и модулированности.

Экстрапирамидная

Разнообразные поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга, в частности с корой.

Вопросы патогенеза этих дизартрий мало разработаны, однако несомненна его связь с распадом или с рас -стройствами исполь -зования врождённых синергий в акте речи, что делает её напряжён ной и неплавной.

     Расстройства речевой просодии: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцентуации и мелодики.           Диспросодические суперсегментные расстройства взаимосвязаны с расстройствами сегментными: звуковая сторона речи нарушена.                   Нарушена внятность и членораздельность речи в целом. Могут быть выделены несколько ещё мало изученных клинических синдромов.

Мозжечковая

Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга.

Статическая и динамическая атаксия речевых движений.

Статическая и динамическая атаксия речевых движений обнаруживается в фонетической структуре речи явлениями интенции, адиадохокинезии, гипо- и гиперметрии, асинергии, что делает речь недостаточно внятной и искажает её нормативные характеристики.

Корковая апраксическая постцентральная

Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей.

«Кинестетическая» артикуляторная апраксия.

Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения, со смешениями, прежде всего шумовых признаков слоговых согласных: способа образования, места образования, глухости-звонкости, твёрдости-мягкости. Эти расстройства не постоянны (мост, пост, бпост, ност, пфост, тост..)  и зависят от контекста. Даже в тяжёлых случаях тот или иной признак воспроизводятся неверно далеко не в 100% случаев. Под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений ребёнок активно «ищет» слоговые артикуляционные обобщения, что приводит к нарушениям плавности речи и её замедлению.

Корковая апраксическая премоторная

Одностороннее поражение коры доминантного (обычно правого) полушария мозга, а именно нижних отделов премоторных  полей.

«Кинетическая» артикуляторная апраксия.

Распад ритмических  слоговых структур слов, с превращением их в цепи открытых ударных слогов (бабушка  по-бп-у-шка; встреча  фэ-сэ-тэ-рэ-ча и пр. ). При этом возрастает напряженность речи и степень её вокализации; темп речи замедляется, появляются персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких на глухие,мягких на твёрдые; стечения согласных нередко упрощаются, а аффрикаты ч/  и ц расщепляются (ч/  -- г/  ш,  ц – т  с).

Мезэнцефально - диэнцефальная

Поражения структур лимбико-ретикуляторной системы, в первую очередь мезэнцефально – диэнцефальных.

Нарушения неспецифической активности корково-подкорковых структур, обеспечивающих двигательную реализацию высказывания.

Снижение речевой активности имеет 5 условно выделяемых степеней, наиболее тяжёлая из них – акинетический мутизм с полной анартрией. По мере развития акинетической анартрии речь становится всё более лаконичной, всё менее внятной и членораздельной. Эмоциональная стимуляция нормализует речевые возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»

Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...

Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ, ее задачи

В статье дано описание дифференциальной диагностики, задачи, теоретико-методологияческие основы. Раскрыты и рекомендованы методы психолого- педагогической диагностики нарушений развития у детей. Говор...

Дизартрия, ее симптоматика. Особенность дизартрии у детей.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации ре­чевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии яв­ляется нарушение звукопроизносительной и просодичес...

Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии

Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии....

Дизартрия. Причины возникновения дизартрии.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной ...

Дизартрия. Виды дизартрии коррекция дизартрия.

Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Чтобы справиться с ними, родители отводят его к логопеду или невропатологу. Если у ребенка обнаружилось ...