Методическая разработка «Занимательные упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа и синтеза»
учебно-методический материал по логопедии (2, 3 класс) на тему

Бирюкова Наталья Александровна
Цель этого материала заключается в том, чтобы предложить родителям детей страдающих дисграфией на почве нарушения звукобуквенного анализа и синтеза присоединиться к коррекционной работе учителя-логопеда. В комфортной домашней атмосфере увлекательные занятия с ребенком будут и полезны, и успешны, они могут стать логическим продолжением школьных логопедических уроков и поспособствуют более быстрому преодолению речевых проблем. Материал может быть использован учителями-логопедами на логопедических занятиях по развитию звукобуквенного анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upr.zvukobukvennyy_analiz.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа и синтеза

        С первых дней своей жизни ребёнок реагирует на различные звуки. Через звуки он познает мир, в который пришел. Начинают формироваться первые фонематические представления. Постепенно ребенок начинает воспроизводить звуки, короткие слова. Запускается  процесс развития речи ребёнка, который  зависит от многих факторов.

        Известно, что у детей с нарушениями речи в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, а это в свою очередь негативно  сказывается на формировании навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников.

         В период обучения ребёнка чтению первоначально происходит звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательность. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

        В коррекционной работе учитель-логопед  использует упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза младших школьников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук». Однако эта работа может и должна продолжаться в домашних условиях. Русская поговорка «Дома и стены помогают» еще раз  подтверждает важность внутрисемейного обучения в интересной игровой форме.

       Для того, чтобы такие занятия были эффективными и приводили к хорошим результатам былт разработаны эти занимательные упражнения. Выполняйте их вместе с ребенком в доброжелательной уютной обстановке вашего дома, отмечайте успехи, хвалите. Общение с родителями, занятие общим делом послужат для вашего ребенка хорошей  мотивацией к обучению.

1 упражнение: «Буква-цифра»

    Ребенок при помощи  ключа (алфавит с пронумерованными буквами)  должен найти цифру, которой соответствует буква, заменить цифры буквами, прочитать слово, написать его, поставить ударение.  Упражнение можно усложнить, попросив ребенка зашифровать для родителей слова самостоятельно.

Примеры

12,16,13,6,25,12,16               6,13,30

К   О  Л  Е Ч  К  О              Е Л  Ь

Ключ:

C:\Users\Надежда\Desktop\33.jpg

Зашифрованные слова:

14,1,12;   15,16,19;   5,16,14;  13,6,19;   12,10,20;   7,8;   14,33,25;  17,7,19;  

2,1,13;   14,10,18;  14,1,14,1;  13,10,17,1;  25,1,27,1;  18,21,12,1; 12,10,15,16;

33,26,10,12;  2,16,13,30; 27,21,12,1; 12,1,19,12,1;  14,6,13,16,12;  25,1,26,12,1;

 31,20,1,8,10;  19,20,16,13,29;  13,10,14,16,15; 14,16,13,16,12,16;  4,1,18,1,8,10;

 3,16,13,16,19,29;  24,1,18,10,24,1;  33,12,16,18,31;  11,16,5; 19,1,18,1,22,1,15;  

4,16,18,16,5,16,12;  22,21,20,2,16,13;  26,10,26,12,1;   12,13,32,12,3,1; 2,6,4;

14,16,13,16.12,16;  17,16,13,16,19,1;  9,6,18,12,1,13,16;  20,18,16,17,10,15,12,1;

 13,21,15,1;  12,18,16,12,16.5,10,13;  9,16,13,16,20,16;  14,1,13,10,15,1;

 2,16,6,24;  19,20,1,18,10,12.

2 упражнение: «Зачеркните лишние буквы»

     Предложите ребенку найти в  группе букв одно или два слова,  лишние буквы нужно зачеркнуть, слова записать и разбить на слоги.

Пример: СЕВ/Р/НЕБО – СЕВ, НЕ/БО

МТРИСО, БОЮЛАД, МЕКОЗАЖ, ЧИСТУЛОЗ, ПФОКНОИМ, МГАМАК,

РКУКУШКАСИ, ПСОКР,ПЕМЕЛОКСА,  ПРЕДАНК, КСТУЛАЖ, МОРЕКС,

 АФРУКТОК, ТОГОНЬК, КРЯБИНАТ, ВЕДВЕРЬЯ,  КРНАСОСТ, ТОВЁС,  

АСКОЛОСОКИН, ЛЯБЕДАК, КОВОРОНТО,  ОКОСМОСЯ, ФКОМНАТАТ,

СПОМИДОРТИ, ТУЧЕНИКС, СПАССАЖИРК, ТКОРОВАС, НУСЕВЕРТ,

ПРЮТОЧКАНС, СИПАРТАК, НЁСОЛОМЧА, ИВКАПУСТАН, ИЛИСАР

3 упражнение: «Догадайся  кто?»

    В этих словах перепутаны местами буквы, ребенок должен переставить буквы так, чтобы получилось имя сказочного героя, а потом записать слово в тетрадь и подчеркнуть ударный слог.

Пример: САЛОРУЧКА – РУСАЛОЧКА

ОГУРЧАСНЕК, НОВОДЯЙ, МОВОЙДЮЧКА, ЛОСБЕЖЕНКА, ШКАЛОЗУ,

ШУНАЛЁКА, СНОКРАЛ, ЧАКОПЯТ,  СТАШИРАЛ, БУКАШРАЧЕ,

ТРОМАСНИК, МОВОДОЙ.

4 упражнение: «Переставь букву»

  Ребенок должен переставить первую букву в нужное место  и прочитать получившееся слово, записать его, выделить красным цветом гласные.

Пример: АРЕБЯТ – РЕБЯТА

     БКОРО, КМОЛОТО, ЕВЕСЛО, РТУБА, РПУЖИНА, АМАСК, АРЫБ,

ВМЕДЕДЬ, ДОГОРО, СКОСМО, ЙДЕЖУРНЫ, СКЛАС, БУЧЕНИК, ЗАРБУ,

НМАЛИА, ТЧЕВЕРГ, АЛОПАТ, ДГОРО, ЯДЕРЕВН, ТЛЕСНИЦА, ЦЗАЯ.

5 упражнение: «Переставь слоги – прочитай слово»

     В этом упражнении нужно переставить слоги так, чтобы получилось слово. Прочитать, записать, выделить синим цветом согласные.

Пример:  ША-КА   –   КА-ША,    БА-КА-БУШ   –   БА-БУШ-КА;

КИ-ОЧ, ГИ-НО, КА-БУЛ, ЯБ-КО-ЛО, МО-КО-ЛО, СКА-КА-МЕЙ, СЕЛЬ-КИ,

РОЗ-МО, КА-РЕЧ, ШОК-МЕ, СО-КА-РО, ВА-ЛЁК-СИ, РЕ-МО, ТЕ-ФОН-ЛЕ,

КА-ЩУ,  Е-ХА-ЖИ, ТЯ-ТЁ,  ЛИ-ЦА-СИ,  ВО-БЕЙ-РО, КА-РУЧ, РАДЬ-ТЕТ,

У-ЦА-ЛИ, ЛИ-КА-НЕЙ, ВО-СЫ-ЛО, Я-ДА-ГО, ЦО-ЯЙ, КРА-ВА-ПИ, ЛО-СЕ.

6 упражнение: «Найди пять слов»

   Среди букв ребенок должен найти пять слов. Прочитать, записать, выделить зеленым цветом мягкие согласные в словах.

1) ПРДЕНЬЗОКЛКАПЕЛЬСОЯФДЯКОРЬМТЗРГВОЗДЬТВМЫСОЛЬМКФШ

2) ЗЩБАНЬКАГРМОФДОЛЬКАЧКОГАЛЬКАЗШТЬБПОЛЬКАЮТПУЛЬКАГ

3) МОЗЛИСТЬЯКОГРОЗДЬЯБИВЬЮГАМТЕДЕРЕВЬЯСТЕМУЛЬИЗЭХЯ

7 упражнение: «Ребусы»

   Объясните ребенку правили разгадывания ребусов: запятая, поставленная в начале слова означает, что первую букву нужно убрать, запятая в конце слова – последнюю букву нужно убрать, взятая в скобки буква не читается. Если стоит знак + , то слова сливаются в одно слово. Получившиеся слова нужно записать и подчеркнуть все звонкие согласные.

    Пример: , , ПИРОГИ ,  -  РОГ;   З(А)РЯ – ЗРЯ; КОЛБА+С(К)АЗКА , , , – КОЛБАСА

1)  , , БАРАК   2)  БУ(Л)КА    3)  , , РЕБУСЫ    4)  ГАЛ(Ь)КА    5)  НОСОК , ,  

 6)  СЕ(Д)ЛО  7) ЛИС , + , , ЯЙЦО   8)  СОР , + , , ИЗБА + , , РУКА   9) С(Л)ОВА

10)  ВЕ(Е)Р + Т(ЕЛ)О +, , ЛЁТ  11) Б(Л)ИН , + ЛЕТО ,   12)  С(Т)О + РОГ , +  К(УР)А

8  упражнение: «Слова-перевёртыши»

   Слова нужно читать с конца. Ребенок произносит слово, записывает и делает фонетический разбор.

Пример:  КИДАС  -  САДИК;

СЁВО,  КИТСАЛ,  ЬЛЕФТРОП,  НИЗАГАМ,  ИЩОВО,  КЫЗЯ,  ЫНОМИЛ,  ШАДНАРАК,

 АСОЛОП,  ЦЕРОВКС,  ОКОЛОМ,  ДОРОГО,  АТСУПАК,  ГУРД,  ЦЕРУГО,  АКЗАКУ,

ДЕПИСОЛЕВ,  АТОББУС,  ЛАТРАВК,  АКШУГЯЛ,  АВАРТ,  ЦЕДОЛОМ,  АДОГЯ,

 ИЛФАВ,  ЫВЬЛ,  ИКШИШ,  СУБОТВА,  АНИЗРОК,  АДУСОП,  ИГОПАС,   АКЬЛИК.

План фонетического разбора

  1. Поставьте ударение.
  2. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  3. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  4. Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.
  5. Опишите звуки:
  6. Гласный, ударный или безударный.
  7. Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  8. Сосчитайте и запишите количество звуков.

Ключ к упражнению

C:\Users\Надежда\Desktop\33.jpg

Примеры

ОКЧЕЛОК  -  КОЛЕЧКО

ко|леч|ко — 3 слога, 7 б., 7 зв.

К

[к]

согл., глух., тв.

О

[а]

глас, безудар.

Л

[л’]

согл.,  звон., мягк.

Е

[э]

глас, удар.

Ч

[ч’]

согл., глух., мягк.

К

[к]

согл., глух., тв.

О

[а]

глас, безудар.

ЬЛЕ  - ЕЛЬ

ель — 1 слог, 3 б. 3 зв.

Е

[й’]

согл.,  звон., мягк.

[э]

глас, удар.

Л

[л’]

согл.,  звон., мягк.

Ь

 [-]

не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии в 1-м классе. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

логопедическое занятие с группой 1 класса (ФФНР, ФНР)...

Методическая разработка презентации: "Развитие слогового анализа и синтеза"

Презентация по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"...

Методическая разработка презентации: "Развитие фонематического анализа и синтеза"

Презентация по теме: "Развитие фонематического анализа и синтеза"...

Методические рекомендации по развитию у учащихся звукобуквенного анализа и синтеза (из опыта работы).

Данный материал содержит эффективные практические виды упражнений, подобранные в системе работы логопеда ,  позволяющие развивать  и совершенствовать навыки анализа и синтеза для коррекции п...

Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")

Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...

Упражнения по развитию звукобуквеного анализа и синтеза (рекомендации для родителей учащихся 1-2 классов)

Рекомендации родителям и педагогам по развитию навыков звукового, слогового анализа и синтеза для преодоления и предупреждения ошибок звукового анализа и синтеза на письме(пропуски букв, перестановки ...

Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза

Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть обучающемуся. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна...