Обучение грамоте в 1 классе для детей с ОВЗ, имеющих ТНР
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) по теме

Степанова Екатерина Евгеньевна

В связи с недоразвитием фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи запаздывает становление навыков звукового анализа и синтеза. Им требуется большее количество времени на изучение звуков и букв. Поэтому в нашей школе учителями классов для детей с ОВЗ, имеющих ТНР, совместно с учителем-логопедом была разработана адаптированная программа по обучению грамоте, в которой сроки обучения пролонгированы до 1 учебного года за счет уплотнения учебного материала на втором году обучения. Спешим поделиться нашим опытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение грамоте в 1 классе для детей с ОВЗ, имеющих ТНР

Авторы-составители:  Степанова Е.Е (учитель-логопед),  Черткова Ю.Н. (учитель начальных классов) 

        В связи с современной тенденцией к интеграции детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) в общеобразовательные учреждения в 2013 – 2014 учебном году в Пушкинском районе Санкт-Петербурга на базе ГБОУ школы № 409 был открыт класс коррекционной направленности для детей с ОВЗ, имеющих ТНР.  Сейчас в школе 4 таких класса, в которых обучаются 40 учащихся: 8 человек в 1 классе, 11 учащихся – во 2 классе, 7 – в 3 классе, 14 – в 4 классе.

       Обучение проводится по программе «Школа России». Сроки её реализации не пролонгированы, то есть обучающимся с речевой недостаточностью предоставляются равные возможности получения начального общего образования в соответствии с ФГОС. Однако, практический опыт показывает, что дети с ТНР испытывают трудности усвоения учебного материала, особенно лингвистического курса, что ведёт к появлению у них дисграфии – специфического стойкого нарушения процесса письма.

       В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа и синтеза. Им требуется большее количество времени на изучение звуков и букв, поскольку у них изначально в различной степени нарушены процессы фонематического восприятия, недостаточно сформированы лексико-грамматический строй и связная речь. Всё вышеперечисленное, а также  низкая коммуникативная активность, отсутствие устойчивой мотивации у речевой деятельности не позволяют им усвоить предмет на общих основаниях. В этих условиях стала очевидной необходимость адаптации программы по обучению грамоте в 1 классе и пролонгация сроков букварного периода.

     Учителями классов для детей с ОВЗ, имеющих ТНР, совместно с учителем-логопедом была разработана адаптированная программа по обучению грамоте, в которой сроки обучения пролонгированы до 1 учебного года за счет уплотнения учебного материала на втором году обучения.

Таблица №1 «Сравнительный анализ учебных планов»

Раздел

программы

Основная общая образовательная программа

Адаптированная общая образовательная программа

Обучение грамоте

115 ч

132 ч

Обучение чтению

92 ч

99 ч

Русский язык

50 ч

-

Произношение

-

66 ч

Всего

257 ч

297 ч

             

        В данной таблице приведён сравнительный анализ учебного плана Основной Общеобразовательной Программы (ООП) и Адаптированной Общей Образовательной Программы (АООП) по лингвистическим дисциплинам в 1 классе. Количество часов, отведённое на изучение раздела «Обучение грамоте» увеличено до 132 часов, на изучение раздела «Обучение чтению» - до 99 часов. Раздел «Русский язык» в 1 классе по адаптированной общей образовательной программе не изучается. Его изучение перенесено на первую четверть 2 класса за счёт уплотнения учебного материала. Чтобы компенсировать речевую недостаточность учащихся, в лингвистический курс введён дополнительный предмет «Произношение». Он включает в себя формирование звуковой стороны речи и тесно связан с другими разделами: обучением грамоте и обучением чтению; опирается на их содержание.

       Под обучением произношению понимается обучение совокупности всех звуковых средств, составляющих материальную сторону звукового строя языка: звукам, звукосочетаниям, ударению, интонации; формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Уроки «Произношение» проводятся учителем-логопедом 2 раза в неделю. Сначала, на уроке обучения грамоте, изучается буква, на уроке произношения вводится в речь соответствующий звук и отрабатываются его дифференциальные признаки.  Затем на уроке обучения чтению закрепляется связь между образом буквы и соответствующим ей звуком.

       Данная программа реализуется второй год, с 2014 – 2015 учебного года. Уже видны устойчивые результаты её освоения. Процент учащихся, испытывающих трудности в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов, значительно сократился, так как времени на его изучение и закрепление было достаточно. По данным логопедического обследования учащихся на начало второго года обучения по АООП число детей с дисграфией сократилось на 30 % и составило 42 %, по сравнению с учениками такого же класса, обучавшимися по неадаптированной общеобразовательной программе, где к началу второго года обучения было 72 % детей с дисграфией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы в период обучения грамоте в классе слепых детей.

Данный материал представляет собой разработку методической темы. Содержит описание проблем развития детей с нарушениями зрени и практические приемы, которые можно использовать на уроках....

Конспект урока "Произношение" в 1 классе для детей с ОВЗ, имеющих ТНР

Учебным планом в 1 классе для детей с ОВЗ, имеющих ТНР, предусмотрены уроки "Произношение", которые проводятся 2 раза в неделю учителем-логопедом. Цель данных уроков: познакомить учащихся со звуками и...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

«Использование программно-дидактического комплекса «Логомер – 2» для обучения грамоте и развития речи детей»

В данной статье описан опыт работы учителя-логопеда по развитию речи и обучению грамоте детей с использованием программно-дидактического комплекса "Логомер-2"....