Дифференциация [C] и [С’]
план-конспект по логопедии на тему

уточнение артикуляции звуков [с] и [с];

обогащение лексики учащихся словами с данными звуками, уточнение словарного запаса детей;

коррекция недостатков артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти, мышления;

воспитание речевой культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_s_i_s.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Дифференциация [C] и [С’]

 Цель:

Задачи:

уточнение артикуляции звуков [с] и [с];

обогащение лексики учащихся словами с данными звуками, уточнение словарного запаса детей;

коррекция недостатков артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти, мышления;

воспитание речевой культуры учащихся.

Ход  урока.

  1. Орг. момент.

 - Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

 - Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

 - Слушаем внимательно.

 - Работаем старательно.

II. Вводная часть.

В начале урока логопедическая разминка.

  1. Пальчиковая гимнастика.
  • Катание карандаша
  • Пальчики здороваются
  • Упражнение «Семья».
  1. Дыхательная гимнастика.
  • Надуваем шарик.
  • Задуваем свечку.
  • Трубочка.
  1. Артикуляционная гимнастика.        (ноутбук).     5 упражнений

III. Основная часть.

  •  - А сейчас отгадайте загадки.

Что за птица:

Песен не поёт,

Гнезда не вьёт,

Людей и груз везёт. (Самолёт)

Грянул гром, весенний гром,

Засверкало всё кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный .... (Салют)

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный —

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Жёлтый глаз — погоди.

А зелёный — проходи. (Светофор)

                                                          Картинки – отгадки на доску.

 - Какой первый звук мы слышим в этих словах?

 - Назовите ещё слова, которые начинаются со звука С.

(после ответов детей открыть доску с картинками – словами на букву с, назвать их).

  • - Как должны работать язычок, губки и зубки, чтобы получился звук С, звук С?      

(артикуляционный уклад, упражнения «насос», «ветерок», индивидуальное произношение звуков).

  • Объяснение учителя.

Звук С – согласный, глухой, свистящий.

Звук С может быть твёрдым (сом, суп, сад).

Звук С может быть мягким (сено, семь, лось).    Плакаты на доске.

  • Давайте прочитаем слоги, в которых звук С произносится и твёрдо и мягко.

(чтение слоговых рядов хором, по – одному)

Физминутка.

 - Вы работали, устали.

Вот теперь тихонько встали.          («Чок – чок», «Раз – два»).

  • Игра по плакатам «Запомни»;
  • Игра «Услышь звук  С».   (Учитель говорит слова, если в слове дети услышали данный звук, то 3 раза хлопают в ладоши).

Кукла, сок, сосулька, барабан, дом, нос, машина, краски, письмо, корова, сено, мясо, мальчик, сад, песок.

Молодцы!  Продолжаем работать.

  • - Сейчас игра «Добавлялки».   (на доске написаны только слоги).

СА – СА – СА – бегает лиса.                     Дети говорят по - одному

СЯ – СЯ – СЯ – вдели гуся.

СУ – СУ – СУ – водички принесу.

СЮ – С Ю – СЮ – водички дам гусю.

СЫ – СЫ – СЫ – тикают часы.

СИ – СИ – СИ – поедем на такси.

СЕ – СЕ – СЕ – бантик на косе.

СО – СО – СО – у Вовы колесо.

СЁ – СЁ – СЁ – мы громко скажем всё.

  • Игра «Вставь букву».          Плакат на доске.

На листочке записаны слова, но в каждом слове пропущена буква. Если она твёрдая, напишите её синим маркером. Если мягкая – зелёным.

  • Игра Сортировщики».

На столе много слов. Дети по – одному выходят, читают слово, определяют мягкость – твёрдость звука С. Если звук твёрдый – синяя коробочка. Если мягкий – зелёная коробочка.

  • Работа с предложениями.
  1. Добавьте в предложения пропущенные слова.
  2. Говорим чистоговорки.

  • Инсценировка «Мышонок».

Назовите слова со звуком С. Какой он в этих словах?

  • Исполнение песни «Два весёлых гуся».

Сейчас мы с вами споём весёлую песенку про гусей. В этой песне много слов со звуком СЬ.

IV. Рефлексия.

 - Итак, с какими звуками мы сегодня работали?

(Со звуками С и СЬ).

 - Звук С какой?

(Согласный, глухой, свистящий).

 - Каким бывает звук С в словах?

(Твёрдым или мягким).

 - Назовите слова с твёрдым звуком С.

 - Назовите слова с мягким звуком СЬ.        Молодцы!

Вы сегодня очень хорошо работали и от вашей работы в классе засияло весёлое яркое солнце. Возьмите раскраски, сейчас вы их раскрасите по образцу. Но сначала встали, урок окончен.

(Дети раскрашивают раскраски).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...