Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку по логопедии на тему

Ангилова Елена Николаевна

                   Инклюзивное образование

•обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ФЗ РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
•это политика государства, направленная на устранение барьеров, которые разъединяют детей, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую и религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус» (проф. Н.Т. Сулейманов)
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: Учитель-логопед МБОУ КСОШ Ангилова Е.Н.

Слайд 2

Ограничение возможностей здоровья любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом или в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных факторах.

Слайд 3

Частота детской инвалидности в России (данные Федеральной базы по детской инвалидности 2010 г.) В РФ насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья ( 8% всех детей ), из них около 700 тыс . составляют дети-инвалиды ( 2% детского населения ). I место - психические расстройства и расстройства поведения (25,02%), II место – болезни нервной системы (22,47%) III место- врожденные аномалии развития (20,6%), IY место - инфекционные и соматические заболевания (20,2%). Инвалидность преимущественно формируется: при соматической патологии - к 10 - 12-летнему возрасту; при психической – к возрасту 15-17 лет. Возраст % 0 – 4 года 16,75 5 – 9 лет 28,46 10 – 14 лет 32 15 – 17 лет 22,8 Всего 100

Слайд 4

Статистика детей с ОВЗ в Тверской области По данным Министерства социальной защиты населения Тверской области численность детей с ОВЗ в г. Твери и Тверской области на 01.01.2013 г. составляла 4 972 человек, из них: - с болезнями нервной системы - 21% детей; - с болезнями эндокринной системы – 7% детей; - с болезнями костно-мышечной системы – 5% детей; - с болезнями органов дыхания – 5% детей. Социально-значимую группу среди детей с ОВЗ составляют дети с нарушением слуха и речи - 271 ребенок (5,5%), в том числе: - дети с тотальной глухотой – 141 ребенок; - с кохлеарным имплантатом - 15 человек. Официальный сайт Министерства социальной защиты населения Тверской области. http://www.szn.tver.ru/

Слайд 5

Инклюзия (от inclusion - включение) Инклюзия - не изменение или исправление отдельного ребенка, а адаптация учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка» ( Проф. Ульф Янсон ) Процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого (Словарь Вебстера) Ценность, которая обеспечивает право всех детей вне зависимости от их способностей принимать активное участие в жизни общества в существующих в данный момент условиях ( Совет по делам особенных детей (1993)) нет ни слова о детях с ограниченными физическими возможностями, особой методике или новой форме образования

Слайд 6

Что такое инклюзия? Малофеев Н.Н., 2010 Инклюзия = интеграция (синонимы) Назарова Н.М., 2009 Инклюзия = образовательная интеграция Екжанова Е., 2010 Интеграция – I этап инклюзии Боруцкая О., 2007 Интеграция – приспособление ребенка к среде Инклюзия – приспособление среды к ребенку Винзер М., 2010 Инклюзия – фундаментальная перестройка общего образования для удовлетворения запросов всех учащихся Grun Ch ., 2001 Инклюзия – учет потребностей всех детей в условиях общего образования Gartner, Lipsky , 1987 Инклюзия – образовательная модель для всех учащихся – гибкая, разносторонняя и индивидуализированная – в интегрированных условиях

Слайд 7

Цель интеграция инклюзия истоки Объединение детей с ограниченными возможностями в совместной деятельности (игровой, учебной и т.д.) Организация совместного мира жизни детей – «одна школа для всех» из специальной педагогики из общей педагогики Инклюзия – основывается на идее создания единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в котором имеются разные образовательные маршруты каждого из ее участников

Слайд 8

Инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ФЗ РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») это политика государства, направленная на устранение барьеров, которые разъединяют детей, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую и религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус» ( проф. Н.Т. Сулейманов)

Слайд 10

Инклюзивное образование означает развитие общего образования, основанного на идее физической и организационной доступности для всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Инклюзивное образование означает развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как индивидуумам с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование означает исключение любой дискриминации детей, при создании особых условий для детей с ОВЗ. При эффективности разработанных методик, от инклюзии выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ. Идеология инклюзивного образования:

Слайд 11

История развития инклюзивного образования Начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель», которая привела к изоляции людей с ограниченными возможностями Середина 60-х годов – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь Середина 60-х годов – настоящее время, «модель включения», т.е. инклюзия

Слайд 12

Международная правовая структура в поддержку инклюзии включает в себя следующие составляющие:

Слайд 13

Британская модель интеграции Британские специалисты приступают к системным занятиям со всеми детьми, начиная с девятимесячного возраста, не стремясь установить точный диагноз, а стараясь максимально развить имеющиеся у них потенциальные возможности. В дошкольном и младшем школьном возрасте интеграция очень объемная, но это объясняется специфической направленностью системы обучения. Возрастной этап от 5 до 11 лет соответствует подготовительной школе. Методы и содержание обучения в этот период очень похожи на российское дошкольное образование. В средней и старшей школе подход к интеграции видоизменяется: занимаясь в классе вместе с другими детьми, каждый «интегрированный ребенок» в то же время имеет своего учителя, свою индивидуальную программу, учитывающую его возможности и темп обучения. Перспективы развития «особого ребенка» тщательно планируются, в этот процесс включены все педагоги школы, контактирующие с ребенком, методист, тьютор и родители, которых информируют о возможностях его дальнейшей социализации. (см. Екжанова Е.А., Резникова Е. В. ) Интеграция, инклюзия за рубежом ВАРИАНТЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Подходы к интеграции в современной образовательной политике США и Европы : Расширение доступа к образованию, десегрегация (widening participation). Мэйнстриминг (mainstreaming): ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция (integration): приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Инклюзия , т.е. включение (inclusion): реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Слайд 14

Инклюзия в России Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем История 1991 г. - школа инклюзивного образования «Ковчег», г. Москва. 1992 г. - проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья» (11 регионов). 2006 г. - несколько школ г. Санкт-Петербурга реализуют программу инклюзивного образования. 2008 г. - Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». 2012 г. - ратификация Конвенции о правах инвалидов. 2012 г. - ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 79).

Слайд 15

ПРИОРИТЕТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Социальная адаптация ребенка на каждом возрастом этапе Природосообразность образовательных задач, методов, методик как возможностям ребенка , так и общей логике развития Развитие информационно – коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми Создание безбарьерной образовательной среды

Слайд 16

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Инклюзия может быть показана: Детям с нарушениями слуха Детям с нарушениями зрения Детям с нарушениями речи Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата Детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы Детям с тяжелыми соматическими заболеваниями (например, лейкозы) Строго индивидуально вопрос об инклюзии решается с Детьми с задержкой психического развития Детьми с умственной отсталостью Детьми с аутизмом Дети с синдромом Дауна

Слайд 17

Принципы инклюзивного образования Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным Все люди нуждаются друг в друге Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Слайд 18

Слагаемые инклюзии (по Ричарду Зингеру) Общество вне школы ( community ): помощь семьи, соседей, социальных работников, педагогов на дому . В школе вне класса: занятия с психологом, логопедом и т.п. В классе . . Пропорции этих элементов зависят от степени нарушения. Гибкость системы: чем легче нарушение интеллекта, тем большую роль играет работа в классе. Слепой или глухой ребёнок может работать наравне со всеми при соответствующем оснащении процесса (шрифт брайля, помощь сурдопереводчика и т.п.) Даже при тяжёлом нарушении интеллекта ребёнок может заниматься в классе: участвовать в играх, на уроках физкультуры, музыки и т.п. Но в этом случае возрастает роль домашнего обучения. «Если вы верите, что каждый ребёнок должен весь день сидеть в классе, - всё, у вас ничего не получится » (см. лекцию Р. Зингера «Международный опыт инклюзии» в МГППУ, 2010 г.) Результаты успешной инклюзивной программы: Достижения в классе (с поправкой на возможности) Успехи при поддержке специалистов (логопедов, психологов и пр.) Функциональная независимость в социуме

Слайд 19

Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в массовой школе - Временная (эпизодическая) интеграция-это этап подготовки ребёнка к вхождению в систему массовой школы (оптимальна на дошкольной ступени образования ) - Полная интеграция подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения. - Частичная (фрагментарная) интеграция – это посещение занятий в массовой школе, содержание которых ребенку доступно и соответствует его возможностям. В остальное время они обучаются по индивидуальной программе , но в помещениях массовой школы. - Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, но, кроме того, посещает коррекционно-развивающие занятия у специалистов.

Слайд 20

Условия успешной инклюзии Правовые Ментальные Организационно-педагогические Жизнедеятельности Демократичное общество и правовая защищённость. Приоритет интересов ребёнка. Возможность выбора: интеграция/дифференциация. Добровольное согласие родителей детей с ОВЗ. Готовность ребёнка с ОВЗ. Готовность здоровых детей к совместному обучению. Доброжелательная атмосфера в сообществе детей, родителей и педагогов. Готовность общества в целом. Система ранней диагностики отклонений. Финансовое обеспечение. Подготовка воспитателей, кл. руководителей, учителей-предметников, к работе в инклюзивном классе. Наличие ассистента учителя (сурдопереводчик, тьютор). Специалисты для поддержки вне класса ( логопед, специальный психолог) . Возможность разработки индивидуального «маршрута» обучения. Система оценки результатов. Специальное обустройство пришкольной территории, мест общего пользования внутри школы (лестниц, коридоров, туалетов), классов. Например: пандусы, подъёмники, приспособленные для колясочников двери. Специальное учебное оборудование, учебные материалы. Например: индивидуальная звукоусиливающая аппаратура. Специальный транспорт для детей, ограниченных в передвижении.

Слайд 21

Внешние условия Раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. Желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, стремление и готовность помогать ребенку в процессе совместного обучения. Обязательная коррекционная помощь каждом интегрированному ребёнку с ОВЗ. Обоснованный отбор детей с ОВЗ для интегрированного обучения. Создание условий для реализации вариативных моделей образования. Внутренние условия Уровень психофизического развития ребенка (чем ближе он к норме, тем больше возможность успешного совместного обучения). Способность ребенка овладеть общим образовательным стандартом в обычные сроки: наибольшая эффективность полной инклюзии – при небольших нарушениями развития (слабовидящих, слабослышащих , колясочников, с легкой формой ДЦП и др.) Вариант: способность заниматься по индивидуальному маршруту обучения . Психологическая готовность детей с нормативным темпом развития к совместному обучению с детьми с ОВЗ психологическая готовность ученика с ОВЗ заниматься в обычном классе и др. Готовность ребёнка с ОВЗ к инклюзии

Слайд 22

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ Создание средовых и образовательных условий, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка. Разработка и реализации индивидуального образовательного плана ребенка, обучающегося по инклюзивной форме. Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ у всех участников образовательного процесса. Реализация программ психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ.

Слайд 23

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ Специальные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения, средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательной программы, адаптация образовательных учреждений и их территорий для свободного доступа, а также психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном процессе.

Слайд 24

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ Обогащение детского кругозора, формирование обобщенных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Повышение уровня общего развития и коррекция индивидуальных вторичных отклонений в развитии. Формирование навыков социально-нравственного поведения, обеспечивающих успешную адаптацию к школьным условиям. Формирование учебной мотивации и учебных навыков. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности. Укрепление соматического и психического здоровья. Организация благоприятной социальной среды. Постоянное и комплексное сопровождение

Слайд 25

СЛУЧАИ, В КОТОРЫХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО НАПРАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА НА ПМПК С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА ИНКЛЮЗИВНУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ (в случае, если ПМПк ОУ выявлена необходимость создания специальных образовательных условий) - поступление ребенка-инвалида в школу без соответствующего заключения ОПМПК; - получение ребенком статуса «инвалид» либо временное существенное ограничение здоровья вследствие жизненных обстоятельств; - при переходе ребенка-инвалида с надомной (индивидуальной) формы обучения на классно-урочную; - если имеющийся у ребенка дефект на определенном этапе обучения препятствует полноценному усвоению образовательной программы и социализации.

Слайд 26

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА освоение ребенком образовательной программы - показатель «академическая успеваемость» – на ПМПк оценивает учитель; уровень социальной адаптации и интеграции ребенка и его семьи в социум – показатель «социальная адаптация» – на ПМПк оценивает социальный педагог; удовлетворенность всех участников образовательного процесса результатами внедрения инклюзивного образования – показатель «психологический комфорт» – на ПМПк оценивает психолог. основываясь на результатах исследования устной и письменной (если есть) речи обучающихся и сравнения этих данных с возрастной нормой устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения – на ПМПк оценивает логопед.

Слайд 27

Источники Инклюзивное образование – московский опыт: http://www.materinstvo.ru/art/6922 Алехина С.В., Инклюзивное образование в России /Алехина С.В., директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287_full.shtml Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы: http://www.dislife.ru/flow/theme/4696 Совместный проект ЕАР/Джойнт «Интеграция детей со специальными потребностями в еврейскую общину г. Москвы»: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov «Инклюзивное образование: методика, практика, технология». Материалы международной конференции в МГППУ (июль 2011 г.): http://www.inclusive-edu.ru/multimedia/ Лекция «Международный опыт инклюзии» : http://psypress.ru/articles/24481.shtml Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2003. — 368 с.: http://www.pedlib.ru/Books/5/0347/5_0347-136.shtml Проблема обучения детей с ОИН (статья): http://www.maystro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=628:2011-06-17-00-03-59&catid=109:2011-02-06-23-36-45&Itemid=187 Екжанова Е.А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. — М. : Дрофа . — 2008.: http://fictionbook.ru/author/elena_anatolevna_ekjanova/osnoviy_integrirovannogo_obucheniya_poso/read_online.html?page=2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных организационно-педагогических условиях.

Статья рассказывает о "Неделе начальных классов" как форме создания организационно-педагогических условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимос...

Цель и задачи инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Цель и задачи инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья....

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...

Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальных общеобразовательных школ

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ...

Тьюторское сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках ФГОС

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) НОО (начального общего образования) ОВЗ построение образовательного процесса ориентировано с учетом индивид...