Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.
консультация по логопедии (1 класс) на тему

Денисова Ольга Анатольевна

 

Всем  известно,  что  невозможно  получить полноценное образование при несформированном навыке  письма.  Способность  человека  грамотно писать  имеет  огромное  значение  не  только  для успешного обучения в школе и для поступления в высшее  учебное  заведение,  но  и  для  будущей карьеры.  При  этом  имеется  в  виду  достаточно высокий уровень владения письмом. В последнее время  очень  актуальна  проблема  коррекции дисгра-фии, то  есть  профилактика  и  исправление специфических  нарушений  письменной  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artik.-akus.disgr_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Устранение артикуляторно - акустической  дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.

       Всем  известно,  что  невозможно  получить полноценное образование при несформированном навыке  письма.  Способность  человека  грамотно писать  имеет  огромное  значение  не  только  для успешного обучения в школе и для поступления в высшее  учебное  заведение,  но  и  для  будущей карьеры.  При  этом  имеется  в  виду  достаточно высокий уровень владения письмом. В последнее время  очень  актуальна  проблема  коррекции дисгра-фии, то  есть  профилактика  и  исправление специфических  нарушений  письменной  речи.

      Перед  логопедом,  работающем  в  школе,  стоит важная  задача  —  своевременного  выявления  и предупреждения нарушений чтения и письма.

      Дисграфия  –  это  частичное  нарушение процесса  письма,  проявля-ющееся  в стойких, повторяющихся  ошибках,  обусловленных несформи-рованностью  высших  психических функций, участвующих в процессе письма.

Какие признаки должны насторожить учителя начальных классов  в  устной и письменной  речи  учащихся?

       Прежде  всего  –  неправильное  произношение любых  звуков,  ведь  именно  это может  стать причиной  ошибок  в  чтении  и  письме.  Когда ребенок  учится  писать, сигналом  дисграфии являются  следующие ошибки:

-  пропуск  букв  и слогов,  их  перестановки;  

-  добавление  букв  и слогов;  

-  искажение  графического образа  букв;  

- смешение  парных  согласных  (замена  Б  на  П  и наоборот);  

-  ошибочное  написание  гласной  в ударной  позиции  (вАлосы  вместо  вОлосы);  

- стойкие ошибки, которые не исчезают в процессе обучения.  

        Опыт  работы  школьным  логопедом показывает,  что  дисграфия  является  ведущим   нарушением  речи  у  учащихся  массовой  школы.

Какие  могут  быть  причины  дисграфии?  

Прежде всего это нерезко выраженное недоразвитие речи (НВНР).  Очень  часто признаки  общего недоразвития  речи  остаются  незамеченными при выявлении нарушений речи у детей, поступающих в  школу.  Обыкновенно  дисграфия,  которая обусловлена  нерезко  выраженным недоразвитием речи,  выявляется  только  в  процессе  обучения письму.  Все  это  оказывается  серьезным препятствием в усвоении грамоты, а позднее – в овладении  грам-матикой  родного  языка.  

       По характеру образования ошибок дисграфия делится на  виды:  

1.Артикуляторно-акустическая.  Связана  с  тем,  что  ребенок неправильно  произносит  звуки,  а  значит,  проговаривая  их  про  себя, неправильно  записывает.  Для  лечения  этого  вида  дисграфии  нужно работать и над правильным произношением звуков.

2.Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но

путает  их  со  схожими  по  звучанию  (глухие-звонкие:  б-п,  д-т,  з-с;

шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).

3.Оптическая.  Ребенок  с  оптической  дисграфией  затрудняется  в

написании  и  различии  букв:  добавляет  лишние  элементы  (палочки,

черточки,  кружочки),  пропускает  нужные,  даже  пишет  зеркально  (в

обратную сторону).

4.Дисграфия из-за проблем языкового анализа и  синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова,

перестанавливать  слоги  и  буквы  местами,  писать  слитно  разные  слова

(путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или

раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)

5.Аграмматическая  дисграфия.  Как  правило,  выявляется  после  1-2

класса,  так  как  требует  больших  знаний  правил  написания  слов

("хороший  кошка",  "красивый  солнце"  и  т.п.).  То  есть  эта  проблема

связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам

и  падежам,  не  может  согласовать  прилагательное  и  существительное.

Такая  проблема  может  наблюдаться  в  двуязычных  (билингвальных)

семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.

    Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного  мозга  дисграфия  чаще  всего  сопровождается  сопутст-вующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По  сути,  ребенок,  у  которого  выявлена  дисграфия,  не  может  писать  без

ошибок,  потому  что  у  него  нарушена  работа  речевого,  слухового  и

зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать

информацию (синтез и анализ).

      Школьному  логопеду  чаще  всего  приходится сталкиваться  со смешан-ными  видами.  Но преобладающим  является  артикуляторно-  акустическая дисграфия.  

Коррекция артикуляторно-акустической

дисграфии

      Артикуляторно-акустическая  дисграфия проявляется  в  том, что ребенок  заменяет  буквы, соответствующие  фонетически  близким  звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, аффрикаты и  компоненты,  входящие  в  их  состав),  а  также неправильно  обозначает  мягкость  согласных  на письме  («лУбит»  вместо  «лЮбит»,  «пиСмо» вместо  «пиСЬмо»). Чтобы преодолеть  этот  вид дисграфии,  нужно  работать  над четкой  слуховой дифференциа-цией  звуков,  которые  ученик  плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать  буквы,  обозначающих  те  или  иные звуки.  

      К  счастью,  да,  при  определенных  усилиях  как  со  стороны  родителей,

специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и

вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы

и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и

сопутствующие  нарушения  письма,  речи  и  чтения.  Но  эти  труды  будут

вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и

стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

     Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и

педагогов  должно  стать  преодоление  этого  недуга.  Благо  разработано

множество  методик  и  упражнений  для  устранения  дисграфии.  Это

подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот  лишь  небольшой  список  имен:  Ганс  Христиан  Андерсен,  Альберт

Энштейн, Том  Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней,

Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

     Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения. На начальном этапе работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошиб-ки на письме. Данный вид дисграфии проявляется в дефектах звукопроизно-шения, отражающихся на письме в заменах букв, соотвующих  артикуля-торно и акустически близким звукам.

Выделяют 2 группы детей:

1)дети, у которых первично неполноценен речедвигательный анализатор,

либо имеются грубые дефекты строения артикуляторных органов.

2)первично нарушена слуховая диффенциация.

    С детьми первой группы необходимо работать по коррекции звукопроиз-ношения и автоматизации звуков, дифференциация ранее заменяемых звуков или непроизносимых звуков.

    С детьми второй группы коррекция ведется по тем же направлениям, что и при коррекции дисграфии на почве фонемного нераспознавания, но большее внимание уделяется уточнению правильной артикуляции.        

      Упражнения на различение звуков:  

• Предложить придумать слова со звуком С и  Ш.

• Поднять букву С или Ш в зависимости от наличия ее в услышанном слове.

•  Выкладывание  под  буквами  С  и  Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.

•  Письменные  упражнения  в  подборе пропущенной  буквы  в слове (кры_а,  кры_а  – крыШа, крыСа).

     Особое  внимание  при  работе  над преодолением  артикуляторно-акустической  дисграфии  следует  обращать  на  формирование слуховой  дифференциации  звонких-глухих  и твердых-мягких  согласных.  Если

ребенок  не владеет таким навыком, то это приведет не только к  заменам  букв  при  письме,  но  и  будет препятствовать  освоению  целого  ряда

грамматических правил русского языка. Например, не различая на слух твердые и мягкие согласные, ребенок не  сможет  усвоить правило обозначе-ния   мягкости  согласных  на  письме.  Вернее,  выучить это правило он сможет, а применить – нет, так как всегда будет сомневаться, писать или нет мягкий знак  в  том  или  ином  слове.  

Чтобы  решить  эту проблему, можно предложить ребенку следующие упражнения:  

-  прочитать  слова,  записать  их уменьшительно-ласкательное  значение  (день-деньки);  

-  прочитать слова,  записать  их  в

единственном  числе  (ели-елЬ,  кони-конЬ);  

- разложить  картинки  в  домики  по  наличию гласных,  написанных  на  домиках.  

     Аналогичные упражнения проводятся и со звонкими и глухими согласными. Если ребенок не различает звонкие и глухие  согласные  на  слух, ему сложно  будет овладеть  правилом  правописания  «сомнительных согласных» в середине и в конце слов (например, гриБ,  гриБки).  Сложным  окажется  и  правило правописания  некоторых  приставок  (раСписался, раЗбежался).         Обязательным  условием  работы  по   слуховой  дифференциации  звуков  является использование письменных упражнений.  

     Основными  задачами  коррекционного  обучения детей  с  артикуляторно-акустической  формой дисграфии являются следующие.

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Обучение  простым  и  сложным  формам звукобуквенного анализа и

синтеза слов.

3.  Уточнение  и  сопоставление  звуков  в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестети-ческие ощущения.

4.Выделение  определенных  звуков  на  уровне слога, слова, словосочетания,  предложения  и текста.

5.Определение положения звука по  отношению к другим.

     К  концу  коррекционного  обучения  дети   должны знать:

- термины,  используемые  для  обозначения основных  понятий  -  речь, звук,  буква, артикуляция и т.д.;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные  признаки  гласных  и  согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

-твердые и  мягкие  согласные,  а  также буквы  для обозначения мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости - глухости;

     К концу обучения дети должны уметь:

-узнавать и различать гласные и согласные звуки;

-обозначать  гласные;  твердые,  мягкие,  глухие  и звонкие согласные на письме;

-использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

-различать  на  слух  и  в  произношении   смешиваемые звуки;

-производить  фонетический  разбор  слова;

-производить  звукобуквенный  разбор  слогов  и слов;

-записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

-подбирать слова на заданный звук;

-сравнивать слова со сходными звуками;

-строить звуковые схемы слогов и слов;

-составлять  словосочетания  и  предложения  со смешиваемыми звуками;

-восстанавливать  предложения  и  текст  с заданными звуками;

- самостоятельно  писать  слуховые  и  зрительные диктанты,  изложения  и  сочинения  с использованием оппозиционных звуков.

      Предлагаемая  последовательность  ознакомления со  звуками  и  буквами  опирается  на  порядок появления  и  формирования  звуков  в  онтогенезе:   сначала  изучаются  и  дифференцируются  гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры).

Работу  над  мягкими  и  твердыми  согласными связывают с дифференци-ацией гласных А - Я, О - Ё,  У  -  Ю,  Э  -  Е.  

     Работу  по  дифференциации звонких  и  глухих  согласных целесообразно начинать  со  звуков,  при  произнесении  которых легко  ощущается  работа  голосовых  связок. Строить  ее  нужно  в  следующей  последовательности:

3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.

     В процессе работы дети овладевают анализом все более  и  более сложных  слов.  Они  учатся вслушиваться в  звуки  речи,  сравнивать  слова  по звуко-вым  моделям,  находить  в  них  сходство  и различие.

    Форма  занятий  может  быть  фронтальной  и подгрупповой,  но  также  не  исключена   возможность  частичного  или  полного использования  предла-гаемого  материала  на индивидуальных  занятиях  по  устранению артику-ляторно-акустической дисграфии.

      В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления)  и  физминутки,  содержание  которых связано с темой занятия.

     Большое  внимание  в  ходе  занятий  уделяется припоминанию литера-турных произведений, герои которых  «присутствуют»  на  занятии,  все  это

помогает параллельно вести  работу по развитию связной речи.

    Выполнение  детьми  заданий  на  доске,  на карточках, в рабочих альбомах создает условия для решения следующих специальных задач.

1.Обогащение зрительных представлений.

2.Развитие зрительно-двигательной координации.

3.Стимуляция познавательной активности.  

4.Включение мыслительных операций.

5.Развитие  неречевых  процессов.  

     Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.

I.  Подготовительный.

II.  Основной.

III.  Заключительный.

     Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

1.Развитие слухового и зрительного внимания.

2.Развитие слуховых дифференцировок.

3.Развитие фонематического восприятия.

4.Уточнение  артикуляции  звуков  в  слуховом  и произносительном  плане.     В  случае необходимости  проводится  коррекция звукопроизношения.

    Основные  задачи  и  направления  работы основного этапа.

1.Развитие слухового и зрительного внимания.

2.Развитие фонематического анализа и синтеза.

3.Развитие  слуховых  дифференцировок (проводится  дифференциация  оппозиционных звуков  на  уровне  слога,  слова,  словосочетания,предло-жения и текста).

    Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

1.Закрепление полученных знаний.

2.Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

    Обучение строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных  и  возрастных  особенностей детей, системности и последовательности в подаче

лингвистического  материала,  комплексности  при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

    Устранение такой проблемы  невозможно  в одиночку: родители, учителя и

врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить

лечение,  выполнять  определенные  упражнения.  Возможно,  ребенка  стоит

перевести  в  другую  школу  (специализированную)  или  нанять репетитора,

который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не  нужно  забывать,  что  "дисграфик"  очень  часто  остро  чувствует  свою

проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по

русскому  языку,  мало  общается.  Задача  взрослых,  кроме  лечения, оказать психологическую  поддержку  ребенку:  не  ругать,  показывать заинтересо-ванность в успехах, помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"

В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения.  Брошюра б...

Развитие логического мышления младших школьников на логопедических занятиях.

Практические материалы для развития психических процессов у школьников  на логопедических занятиях....

Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.

Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...

Формирование УУД у младших школьников на логопедических занятиях в условиях внедрения ФГОС

В статье рассматриваются возможности формирования универсальных учебных действий младших школьников на коррекционных логопедических занятиях. Статья адресована учителям-логопедам общеобразовательных ш...

Авторский курс «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на логопедических занятиях в условиях ФГОС»

Любовь к Родине, сохранение её культурных традиций, бережное к ним отношение играют огромную роль в становлении личности подрастающего поколения. Для младшего школьника важно любить свою семью, свой р...

Профилактика дизорфографии. Приемы формирования грамотного письма у младших школьников на логопедических занятиях.

      В статье  анализируются причины  "невнимательного письма"  у детей, приводящие  к дизорфографии. В  коррекционной работе первостепенное з...

Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.

Способность  человека  грамотно писать  имеет  огромное  значение  не  только  для успешного обучения в школе и для поступления в высшее  учебное  зав...