Дидактический материал "Дифференциация Ж-Ш"
учебно-методический материал по логопедии (2 класс) на тему

Абрамчук Ольга Ивановна

Данный дидактический материал способствует выроботке навыка  дифференциации согласных звуков Ж-Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_differentsiatsiya_zh-sh.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ш-Ж.

1. Читай целыми словами:

шар - жар - жара - шары - шарф - фарш - марш - морж - корж - ковш - кожа - сажа шаг - шаги - шажок - лужок - лужки - ложки - ножки - ножик - ёжики - ёршик, мишка - шишка - шашки - шалаш - шалун - мешал - лежал - леший - лежит - бежит шутки - жуткий - кунжут - мажут - машут - маршрут - маршируй – машинист

2. Прочитай слова, добавляя слоги:                                                                       

ША, ЖА: лу _ , ка _, Сере _ , Алё _ , гру _ , бар _ , стра _ , ча _, Поль _, на_, лё_.

ШУ, ЖУ: си _, ска _, ви _ , пи _, су _, спро _, хо _, слы _ , поло _ , покро _.

ШОК, ЖОК: ме _ , Лу _ , кру _ , Дру _ пету _ , реме _ , пиро _ , фла _ , коре _ .

3. Прочитай слова, вставляя Ш, Ж.

а) _ ура, _ ора, _ учок, _ утит, _ умит, _ урчит, _ ёлудь, _ кола, пи _ ама, ти _ ина, у _ ин, дю _ ина, пу _ инка, пру _ инка, сне _ инка, сме _ инка.

б) _ ала _ , _ а _ да, _ емчу _ ина, _ ень _ ень, _ ер _ ень, _ а _ лык, _ а _ ок, _ у _ елица, поло _ и _ ь, кро _ и _ ь, _ ур _ ит, дро _ и _ ь.

4. Измени слова по образцу: утюг – утюжок.

 Друг - ..., берег - ..., луг - ..., круг - ..., сапог-..., пирог-..., петух-..., ремень-..., малыш-....

5. Составь словосочетания, расставив слова по местам.

а) обложка                 для дворняжки           

 б) тяжёлые                      флажки

    игрушки                 для книжки 

     жёлтые                        мальчишки                                                                                                                                     

    шалаш                    для парнишки

     шустрые                     орешки

   серёжки                    для малышки

     широкие                      мешки

   фуражка                  для подружки               

     жареные                        стежки

  6. Внимательно прочитай словосочетания. Найди ошибки.

Жёл пешком                            Шдут бабушку                     Душистый ландыж

Шестой эташ                           Пужистая кошка                  Кожанысапошки

Свежий пирошок                    Женская одешда                   Журчит в оврашке

Нашёл букажку                       Похош на Сашу                    Вышел на опушку

7. Прочитай загадки, вставляя пропущенные буквы. В каких словах нужно проверять парные согласные Ш, Ж?

а) Бегут по доро _ ке   ро _ ки   да   но _ ки.

б) Его весной и летом мы видели одетым,

    А осенью с   бедня _ ки   сорвали   все   руба _ ки.

в) Стоят подру _ ки на лесной опу _ ке                                                       

    В белой одё_ ке, свесив серё_ки.

Закончи предложения, выбирая нужные слова:

а)    Утром всходит жёлтый ...                     ШАР, ЖАР

       И идёт от шара ...

б)    Стало холодно, а ...                                  ШАЛЬ, ЖАЛЬ

         Ты накинь на плечи ..

в)    У спортсмена длинный                           ШЕСТ, ЖЕСТ

       Сделал он особый ...

г)    Ёжик в норке мирно ...                            ШИЛ, ЖИЛ

        Он себе сапожки ...

д)    Мы на стройке ровно в ....                      ШЕСТЬ, ЖЕСТЬ

       Чтобы класть на крышу ...

е)    Мама нам картошку ...                             ШАРИТ, ЖАРИТ

       Ночью мышь в кладовке ..

9. Пара к паре.

   жираф__                                    _______________жилет_____________        

животное                                     тельняшка, застёжка, пиджак, одежда                пижама                                          _____________пиджак______________

           шелковая                                   жёлтый, шерстяной, большой, широкий

10. Расставь строчки по порядку, чтобы получились чистоговорки:

а) Наварила каши пшённой             б) Я учу Алёшку

    Ожидает ужина                                 Левый, правый сапожок

    Мышка в кружечке зелёной             Раз шажок, два шажок

    Ребятишек дюжина                          Топать понемножку.

11. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с буквами Ш, Ж:

У ... ежата, а   у   ужа.....У ...   длинная шея. Женя нашёл в траве ....

Собирают ребятишки в парке .... и .... У ... на кармашке вышиты   ....   У белки в дупле ... и ... .

12. Прочитай предложения. Составь схемы предложений.

У Миши живут ежи.

Глаша нашла на дорожке жука.

Одежда намокла от дождя.

13. Письмо по памяти.

  • Жужжит жужелица,

                Жужжит, кружится.

  • Слишком много ножек у сороконожек.
  • В ночной тиши у камыша

                Чуть слышен шорох камыша.

  • Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

14. Составь предложения из слов. Предлоги отметьте \/.

Журавль, жить, болото, у. Лягушка, жить, болото, в.  Бабушка, на, лежанке, лежать. Книжки, в, положить, книжный, шкаф. Бабушка, вязать, Женя, варежки

15. Исправь логические ошибки и запиши предложения правильно.

Журавль нашёл за садом Мишу.

На траве я вожу тележку.

Солнце закрыло тучу, и хлынул дождик.

Каждый день жуки ловили жабу.

После жаркого лета пришла весна.

16. Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.

Прогулка

       Егор и Саша побежали в рощу там река за рекой лесок в лесочке мальчики стали искать грибы Егорка нашел крепкий гриб с большой шляпкой у Саши забавная находка у него в фуражке ежик.

 

17. Прочитай рассказ.

Как спасли коршуна.

Мой друг принёс раненого коршуна. Жить в клетке с перебитым крылом коршуну было тяжко. Он не хотел есть.

Тогда я поймал ворону, посадил в клетку к коршуну и стал кормить её рыбёшкой.

Коршун и ворона мирно жить не могут. Из моих рук хищник рыбёшку не брал, а у вороны отнял и стал есть.

Через месяц коршун стал совсем ручным. Я выпустил его на волю. Птица долго кружила над сторожкой, а потом исчезла в вышине.

18. Прочитайте текст.  Выпишите из рассказа описание верблюда после длинной дороги.

Верблюд.

        Верблюд — домашнее животное. Он служит жителям южных краёв уже давно. На верблюдах ездили верхом, возили тюки с грузом, пахали. Верблюд силён и вынослив. В больших горбах корабль пустыни носит жир. Жир служит ему в пути едой и питьём. После длинной дороги горбы худеют, свисают, как пустые мешки.

       Попьёт животное воды, поест верблюжьих колючек. И опять горбы полны жира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парные согласные звуки и буквы. Дидактическая игра

Автор: Федотова В.А. Дидактическая игра для урока обучения грамоте и русского языка. Картинки следует вырезать, в окошечках домиков сделать прорези для вставки букв...

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

«Роль дидактической игры в процессе обучения учащихся с недостатками интеллекта»

В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятель...

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...