«Роль дидактической игры в процессе обучения учащихся с недостатками интеллекта»
материал (4 класс)

Вантякшева Галина Михайловна

 

       В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра.

        В исследованиях Л.В. Занкова, Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой,

Н.Г. Морозовой и других отмечается запоздалое по сравнению нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глубина, диффузность и т.д. Вместе с тем психологи и методисты убедительно доказывают, что появление интереса к обучению у учащихся коррекционной школы в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

        Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с нарушением интеллекта к учебному предмету, является дидактическая игра. Это положение подтверждается в работах Н.Г. Морозовой, М.П.Перовой, Н.Д.Соколовой и др. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

         На уроках русского языка речь, язык становится предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение».

         Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса учебному предмету.

          Смещение дидактической игры и упражнения возникает с общностью учебных задач, которые решают эти методы обучения. Дидактическая игра, кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигает основная цель обучения. Так и игре «Чей домик» игровой задачей будет определение домика для изображенного на картинке предмета; в игре «Где спрятался звук?» - постановка фишки на соответствующий квадрат, в «Цепочке»- умение её не порвать.

           Учебной задачей во всех этих играх является формирование фонематического слуха в различных его проявлениях.

           Мыслительные операции, которые осуществляется учениками коррекционной школы, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще не доступной. Вот почему, отрабатываются игровые правила, необходимо их ограничивать их количество 2-3 условиями. На этапе овладения учащимися игрой после показа игровых действий целесообразно их выполнение совместно с учителем. Роль учителя остается значительной на всем протяжении игры.

          Для того, чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил.

          Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же как урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Учащиеся разгадывают загадки и записывают слова-отгадки, ориентируясь на изучение ранее правило. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно чётко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора. Образуется пауза заполнения интересным и полезным для учащихся занятием, после чего следует  выполнение учебной задачи: запись слов-отгадок.

          Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?»

          В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Например, изучение звука предваряется его узнаванием в стихотворении, в названиях картинок.

          Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которой будут работать ученики.

          Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для этой цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход урока.

           В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.

           При излишней возбудимости учащихся игре лучше отвести заключительную часть урока, если её проводить в виде соревнования, и любую его часть, ели каждый ученик совершает игровые действия самостоятельно, вне зависимости от окружающих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно–развивающая среда в процессе учебно–воспитательной работы с детьми умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вантякшева Галина Михайловна, учитель начальных классов

ГКОУ РМ «Поводимовская школа-интернат»

         Приоритетной задачей в образовании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  является их социальная адаптация. Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане необходима специальная коррекционно-развивающая среда развития, способствующая развитию личности и эффективному усвоению учебного материала. Коррекционно-развивающая среда позволяет более четко определить и сформулировать задачи, которые способствуют формированию и пониманию элементарных умений и навыков.

        Коррекционная работа, обеспечивающая формирование навыков у детей, предполагает:

   диагностическое изучение ребёнка на момент поступления его в школу для    уточнения стартовых возможностей, проектов и темпов обучения;

   обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультация семьи;

   взаимодействие с врачами-специалистами с целью контроля за состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;

   построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

   построение обучения по спиралям (на каждом следующем этапе усложнение задач работы; в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются);

   использование игровой мотивации на всех занятиях;

   совместная работа учителя, воспитателя, логопеда, психолога, родителей.

        Для того чтобы понять, как и почему возникают трудности в обучении детей с отклонениями в развитии, необходимо знать причины, вызывающие этот или другой недостаток, уметь различать характер психического заболевания, знать пути, по которым следует идти, чтобы помочь исправить эти отклонения. Как учитель специальной коррекционной школы я должна знать диагноз каждого ребёнка, и это помогает лучше понять психическое состояние и особенности поведения ученика, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании.

        Мои ученики имеют специфические особенности как психического, так и интеллектуального, физического развития. Даже по внешнему виду они резко отличаются от других детей. Все учащиеся класса имеют диагноз “Олигофрения в степени дебильности ”, один ребёнок – аутист. Почти у всех детей нарушена двигательная сфера, координация движений, сложные речевые нарушения. Они с трудом запоминают материал, не могут управлять своими эмоциями. Назрела необходимость создания коррекционно-развивающей среды. Часто наблюдаемые у детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому для детей коррекционных школ ещё важнее, чем для здорового, спокойная обстановка, систематичность требований – всё, что создает и закрепляет у детей необходимые привычки.

        У умственно отсталых детей необходимо, воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у детей чувств жалости, радости, учить состраданию. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.

        Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее, благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми; не вызывая у них неприязненных чувств. Но такое поведение – результат огромной работы педагогов и родителей.

          В целях достижения максимального педагогического воздействия занятия с детьми организуются при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребёнка. А для этого необходимо создание коррекционно-развивающей среды. Чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью, для выполнения дидактических принципов: наглядность, сознательность, систематичность и др. Необходимо специальное оформление класса, т. е. создания такой среды, где дети с интересом и целенаправленно будут развивать достоинства, и компенсировать свои недостатки.

        Вся технология обучения имеет здоровьесберегающее направление. Здесь речь идёт о социальной реабилитации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  О создании развивающей среды для адаптации ребёнка в практической жизни.

        Обучение в школе-интернате предоставляет ребёнку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от разнообразия своей жизнедеятельности в классе. И с этой точки зрения имеет огромное значение оформление класса. Для учеников моего класса созданы комфортные и благоприятные условия. Кабинет  начальных классов оснащен учебно–методическими пособиями, оборудованием и мебелью. Классный кабинет используется не только в урочное время, но и для проведения внеурочной деятельности.

        Оформление кабинета начальных классов соответствует таким требованиям:

   создание атмосферы, которая сохраняет и поддерживает здоровье ребенка;

   обеспечение полноценного развития ребенка;

   соответствие нормам и требованиям санитарной службы.

          В оформлении кабинета начальных классов присутствуют образовательные элементы: красочный алфавит с картинками, печатными и прописными буквами. Элементы природы: времена года, все это способствует повышению интереса к учёбе, коррекции развития детей младшего школьного возраста.

          В классе имеются постоянные стенды: «Классный уголок», «Уголок природы», «Правильно сиди при письме», «Таблица Пифагора», «Чётные и нечётные числа», «Главные и второстепенные члены предложения». Уголок о здоровье и с правилами поведения, номера телефонов экстренных служб. Сменные: таблицы по темам, по памятным датам, к 75–летию Победы в Великой Отечественной войне.

         Всё, что окружает ребёнка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что дети, знакомятся с окружающим миром с помощью зрения, слуха и двигательного анализатора, активизируются и другие системы. Значит всё, что его окружает, развивает органы чувств и обеспечивает ребёнку психологический комфорт.

        В классе есть:

«Уголок математики» – это счеты, палочки, шнурки, пуговицы, прищепки, геометрические фигуры, цифры, счетный, наглядный и раздаточный  материал, плакаты и таблицы по темам, карточки для индивидуальной работы, инструменты и т.д.

«Уголок чтения и русского языка» – это буквы, слоги, сюжетные и предметные картинки,  плакаты и таблицы по темам, карточки для индивидуальной работы, предметы для развития мелкой моторики рук, наглядный и раздаточный материал и т.д.

«Уголок творчества и выставка детских работ» – это пластилин, альбомы, мозаика, конструктор, краски, карандаши, фломастеры, кисточки, палитра, аппликации, клей, нитки, иголки, цветная бумага и картон, ножницы, природный материал и т.д.

«Уголок развития речи» – это сюжетные и предметные картины, плакаты и таблицы по темам, муляжи овощей, фруктов и грибов, гербарии, это карточки со словами, календарь природы т.д.

        Учащиеся каждый день отмечают календарь природы. Мы уточняем сегодняшний день недели, месяц, дату. Определяем, какой день был вчера, какой будет завтра. Позволяет детям проводить наблюдения за погодой и экспериментальную деятельность. В классе очень много зелёных насаждений, которые успокаивают и насыщают воздух кислородом.

        Весь материал взаимозаменяем. Например, мы изучаем тему: “Фрукты”. Дети изучают муляжи, на доске картинки с фруктами, сюжетные картинки о том, как собирают фрукты, и обязательно свежие фрукты. Это делается для того, чтобы дети могли увидеть, потрогать, понюхать (включаются все анализаторы) и на уроке попробовать на вкус.

«Уголок внеклассного чтения» –  это специальное место, отведенное в классе под художественные книги. В классе мы создаём маленькую библиотеку  стараюсь, подбирать детскую художественную литературу, которая соответствует возрасту и интересам детей с нарушением интеллекта.  Пятеро детей умеют самостоятельно выбирать и читать книги.

         Обучение чтению младших умственно отсталых школьников направлено на создание основы для их дальнейшего обучения и развития. Эффективность усвоения других учебных предметов, как на первой, так и на второй ступени напрямую зависит от того, как сформированы у учащихся навыки чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) языку. Мне бы хотелось привести высказывание В.А. Сухомлинского, который утверждал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. Книга должна стать для каждого воспитанника другом, наставником и мудрым учителем».

        Подобное оформление класса развивает мотивацию у детей к учению, формирует реальное представление о той действительности, которую они осваивают, и тем самым создаётся база навыков учебного поведения.

В классе часто играет лёгкая музыка, во время перемены, уроков и во время внеурочной деятельности. Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса. Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся. Музыка расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

        Чтобы дети быстрей адаптировалась к окружающей среде, мы проводим экскурсии в природу, в районный краеведческий музей. На всех экскурсиях фотографирую детей и оформляем стенды. Часто рассматриваем фотографии из жизни нашего класса и обсуждаем их, подводим итоги экскурсий.

        В результате моей работы по созданию коррекционно-развивающей среды в классе на данный момент я получила положительные результаты по каждому ученику. Показатели овладения навыками: самообслуживания, общения, трудовыми и учебными в этом учебном году в сравнении с навыками за предыдущий учебный год заметно улучшились. Сравнительный анализ графика показал, что, под воздействием системы работы можно добиться положительных результатов в раскрытии потенциальных возможностей личности ребёнка, его познавательных процессов, созданы условия для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребёнка. Все дети получили элементарные навыки и умения.

        Для создания специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей условия возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию, при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяю  особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Наука требует развития новых аспектов образования путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. В современном образовательном учреждении акценты педагогической деятельности от усвоения знаний переносятся на формирование компетентности и развитие личности. В условиях личностно—ориентированного подхода к обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), педагогические технологии обучения и развития стараюсь направлять на психологическое преодоление дефекта, социально-психологическую адаптацию обучающихся в социуме, удовлетворение образовательных потребностей. Правильно организованная коррекционно-педагогическую работа, помогает скорректировать недостатки. Для этого глубокого изучаю особенностей  обучающихся, что позволяет мне выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения, решаемые в процессе работы. В этом состоит главная особенность развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение инновационными педагогическими технологиями, их применение –   обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.



Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Республики Мордовия "Поводимовская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

                      Вантякшева Галина Михайловна, учитель начальных классов

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

                                          « Здоровье – это состояние полного

                                           физического, душевного и социального        

                                          благополучия, а не только отсутствие    

                                           физических дефектов».

   Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

   По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых первоклассников.

  Причиной резкого снижения уровня здоровья детей  школьного возраста являются следующие факторы:

  • падение уровня жизни, социальные потрясения;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • ухудшение состояния здоровья матерей;
  • стрессы;
  • малоподвижный образ жизни;
  • перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
  • неполноценное питание;
  • отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

     Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.   

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

    Учителями, работающими в начальных классах,  для решения этой актуальной проблемы поставлена цель - создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся с ОВЗ (физического, психологического, нравственного).

 Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик, имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

     Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

1. учет возрастных особенностей младших школьников;

2. учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

3. структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);

4. осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

      В структуре  урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

  • положительный эмоциональный настрой на уроке;
  • оптимальный темп ведения урока;
  • подача материала доступным  рациональным способом;
  • наглядность;
  • смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
  • дыхательная гимнастика; физкультминутки, динамические паузы;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • групповая работа, работа в парах;
  • игра, игровые моменты; релаксация;
  • сказкотерапия; арттерапия
  • весёлая шнуровка;
  • воспитательные моменты  на уроке (беседы);
  • санитарно – гигиенические условия;

    Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние  школьников.

1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

только тогда будет получать удовольствие, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений.

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

2. Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль

 общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной

младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

4. Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации

изучаемого материала, повышает интерес учащихся.   

5. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в

тетрадях и т. д.), разнообразие заданий,  направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

6.    Среди всех других возможностей оздоровительной работы в начальной школе большое значение имеют физические упражнения.

   Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

    Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.  

    Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

    Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока.

В 1-м классе проводим 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут.

Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

7. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабоуспевающих и создать благоприятные условия для развития  более работоспособных  учащихся. Для медлительных детей снижаю темп опроса. Не тороплю ученика, даю время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

8. Часто на уроках математики, мир природы и человека, речевой практики, развития устной речи, развития психомоторики и сенсорных процессов

организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

9.  В начальных классах часто применяется игровая технология. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.  

      Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Психика ребенка с нарушением интеллекта устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые простые упражнения. Ученику должно быть интересно это делать не по тому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нравится. Именно поэтому используются адаптированные, измененные в виде игры упражнения и задания.

     Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это и вызывает искренний смех у учащихся. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет педагогу проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

10.   На своих уроках учителями начальной школы используются различные виды гимнастики.

   Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

   Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

   Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

   Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

11. Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.

12. Много проводятся классных часов, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. 

13. Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.

     В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.

   Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.

    Только комплексное использование технологий  в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

    Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и  школе в целом.

    Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.



Предварительный просмотр:

Г.М.Вантякшева учитель начальных классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия "Поводимовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

"Формирование поликультурной образовательной среды в начальных классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

         Ценностные ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школе и сама система работы принципиально изменились с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). В настоящее время специальная коррекционная школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Наш идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, умение эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. А для этого нам необходима реализация дифференцированного и деятельностного подходов в обучении.[1]

          ФГОС для детей с умственной отсталостью дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Введение ФГОС предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.

          В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц к обществу, к труду и семейной жизни. Исходя из этого, программой специальной коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения, которая предполагает тесную связь с жизнью, подготовку обучающихся к профессионально-трудовым навыкам. Обучая учащихся коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. Необходимо подводить учащихся к обобщениям, и на их основе выполнять практические работы, используя полученные знания в реальной жизни. Особое значение приобретает учет познавательных интересов при обучении детей с нарушением интеллекта. У таких детей не развита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности.[2] Для повышения интереса таких детей к процессу обучения необходимо, чтобы учебный материал был посильным и личностно значимым. Использование межпредметных связей помогает учителю осуществлять:

-смену форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;

-даёт возможность разнообразить наглядность на уроке;

-самостоятельную деятельность организовывать как на уроке, так и за его рамками.

        Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.

        Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.[3]

         В соответствии с новыми стандартами обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), существует оптимальная система урока, наиболее коротким путем ведущая обучающихся к цели. Для усиления мотивации детей к познанию окружающего мира необходима демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников. В начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия. Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования.

        Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин Обучение языку детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет практическую и коррекционную направленность. Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Кроме того, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности.

        Практическая направленность уроков письма и чтения нацелена на формирование у детей речевых навыков. Через художественные произведения можно научить ребенка наблюдать, сострадать, любить, ненавидеть. Поэтому произведения в учебниках подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки и дела, сезонные изменения в природе и т.п. [4]

       Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического, экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Практическая направленность уроков чтения заключается:

- в развитие речи учащихся,

- в формировании читательской культуры,

- в воспитании нравственных качеств личности учащихся.

        На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. А все это помогает дальнейшей успешной социализации учащихся в социуме.

       Так же по ФГОС в начальной школе введен новый предмет «Речевая практика», который тесно связан с формированием социально-значимых умений. Основу данного предмета составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека.

         Большая часть времени на уроках отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, обучающиеся осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.

        Обучающиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи, как выразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой урока. Основная цель обучения речевой практике это развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, подготовка детей с умственной отсталостью к жизни в современном обществе.

        Уроки математики также играют большую роль в системе реабилитационных мероприятий, направленных на решение основной задачи специальной коррекционной школы. В Стандарте записано, что при обучении математике выделяются «основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и формирование жизненной компетенции. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования.

         В жизни математика является одним из самых применяемых предметов в быту. Опыт работы показал, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Поэтому предпочтение в процессе обучения отдаю решению задач практической направленности. Данный подход к работе позволяет добиться метапредметных, предметных и личностных результатов в обучении младших школьников. Практические работы усиливают связь с жизнью. Такие уроки обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся.

         Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам и т.д. Дети не всегда в состоянии понять, что самая не большая домашняя вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для ликвидации этого пробела в экономическом воспитании можно предлагать задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов повседневного пользования, об экономии средств семейного бюджета, бюджета школы и т.д. Используя реальные ситуации школьной жизни, доводить до сознания школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требования, стимулировать учащихся реально – практически выполнять эти требования, имитировать реальные жизненные ситуации в классе, решать возникающие в этих ситуациях задачи можно привить детям навыки практических действий.

         В условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основными задачами предметной области естествознания (в начальной школе курс «Мир природы и человека») является: формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними; формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строение и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье.

          Практическое применение полученных знаний в повседневной жизни: уход за растениями, уход за домашними животными, уход за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. Основное внимание при изучении учебной программы «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.          

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

         Программа по ручному труду направлена на социальную адаптацию, воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и, эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице).

        На уроках ручного труда происходит воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности и помогать другом, умение работать в коллективе); ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями; воспитание уважения к своему труду и труду других людей; воспитание культуры труда; сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях; формирование знаний о различных видах ручного труда; ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их свойствами; обучение работе с инструментами и приспособлениями; обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов. Все это способствует развитию навыков практических действий, необходимых в различных жизненных ситуациях.                Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий, чтобы подготовить его к самостоятельной жизни.

                                                Литература

  1. ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. «Олигофренопедагогика» /Под ред. Б.П. Пузанова, М., 2008
  3.  Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики.- М.: Академия, 2007.
  4.  Горина Е.Н., Павлова Н.В. Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития. Учебное пособие. Саратов, изд-во Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского 2002.
  5. Интернет источники


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА У

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Вантякшева Галина Михайловна,

учитель начальных классов

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Республики

Мордовия "Поводимовская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

       Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.

Большинство обучающихся с умственной отсталостью в силу своих

особенностей развития, характеризуется недостаточной сформированностью

предпосылок к овладению письмом, что и является, в конечном итоге, пусковым механизмом возникновения многочисленных проблем в овладении

школьной программой.

     Коррекция нарушений письма в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, абстрагирования. Так, широко используется сравнение фонетически близких звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой

структуры слова, развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

На протяжении обучения в младших классах обучающимся с умственной отсталостью предлагаются различные виды письменных работ. Кaждый вид работы имеет свое значение при формировании навыка письма. Отвечает задачам обучения, закреплению и проверки знаний и умений.

Списывание:

– с рукописного текста

– с печатного текста

– осложненное

     Наиболее простой вид – списывание, который более доступен обучающимся, т. к. есть возможность согласовать темп чтения записываемого, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей. Основная цель - как можно раньше научить детей при

списывании запоминать слог, а не букву, что вытекает из положения о слоге

как основной единицы произношения и чтения. Следовательно, специфической задачей письма становится правильное послоговое  проговаривание, согласованное с темпом письма.

    Следовательно, специфической задачей письма является правильное послоговое проговаривание, согласованное с текстом письма. В случаях, когда обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слабо усваивают это требование, допускают многочисленные пропуски букв, предлагаются для списывания слова и тексты, уже разделенные на слоги чёрточками.

     С первых упражнений в списывании воспитываются у обучающихся навыки самоконтроля и самопроверки, для этого учитель, просматривая работы, ошибки не исправляются, а отмечается на полях соответствующих

строк, предлагая обучающемуся сверить свою запись с заданием педагога,

текстом учебника, доски.

     Позднее вводится приём «взаимопроверки». Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обмениваются тетрадями, другим цветом отмечают на полях замеченные ошибки. После этого тетрадь возвращается владельцу, который вносит исправления. При оценивании учитель принимает во внимание качество первоначального выполнения заданий, поправку ошибок в соответствии с пометками на полях, а также полноту выявления ошибок в работах своих одноклассников.

     Во всех видах письма чтение с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выполняет функцию контроля. Слуховой диктант. Такой вид диктанта со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма. После того как обучающиеся написали текст по слуху, учитель, обходя детей, отмечает у себя сколько ошибок допустили каждый из обучающихся. После этого текст, предложенный обучающимся, открывается на доске, для того, чтобы обучающиеся исправили ошибки. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выделяется время на самостоятельную проверку и исправление ошибок цветными карандашами. Обучающиеся при самостоятельной проверке должны найти эти ошибки. При проверке работ отмечается количество исправленных ошибок, записывая это число под первым в виде дроби 4/2, т. е. из четырех допущенных ошибок исправлено две. Такие задания постепенно приучают обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к перечитыванию, проверке того, что они пишут.

     Так как даже в самом легком тексте может обнаружиться недоступное для обучающихся на данном этапе обучения, подбор речевого материала для слуховых диктантов обучающимся дело сложное. Именно поэтому существует нетрадиционная форма письма по слуху – графический диктант.

Наиболее полно эта форма соответствует задаче проверки усвоения детьми

пройденных тем по дифференциации смешиваемых пар фонем.

      Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой контроля, т.к. исключает из поля зрения обучающихся другие орфограммы. Графический диктант проходит в облегченной форме, следовательно не является последней стадией контроля, как обычный диктант, где перед обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) стоит одновременно много задач. Тем не менее именно такой вид диктанта тренирует обучающихся в различении смешиваемых звуков на сложных по составу словах, которые не включают в текстовые диктанты. При таком диктанте как бы сужается внимание обучающегося, он концентрируется на двух смешиваемых звуках, которые

должен выделить из звукового ряда (слова, фразы, текста).

      Основная задача графического диктанта – на слух определить только изучаемые звуки, например, звонкий Б и глухой П. Слова, которые не содержат изученные звуки, отмечаются прочерком; слова, которые содержат оба звука – двумя буквами в правильной последовательности, в какой они идут в слове; слова, в котором имеется один звук, то он обозначается одной соответствующей буквой. Если один из звуков встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Так, продиктованная фраза: «Мама купила баранки и бублики» - в записи выглядит следующим образом: « - п б бб ».

     При проведении такого вида диктанта учитель отчетливо проговаривает слова и фразы. При первом прослушивании обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) загибают пальцы по числу слов. При повторном чтении записывают, сверяя число письменных обозначений с количеством в предложении слов. Каждое предложение записывается с новой строки, поскольку в записи отсутствуют прописные буквы и точки.

     Такой вид работы позволяет закрепить такие навыки письма как: восприятие на слух и отражение в записи членения текста на предложения, предложения на слова; вычленять предлоги.

      Такие диктанты способствуют расширению словарного запаса обучающихся, в то время как при текстовом диктанте выбор слов ограничен

сложностью написания.

                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.

3. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст] / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с.

4. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] /

Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдова. – М. : Интор, 1998. – 110 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...

Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

Роль  дидактической игры  в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....

Статья "Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников"

В статье представлен материал, раскрывающий вопросы касающиеся применения дидактической игры в начальной школе....

Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников

Доклад по теме" Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников"...

Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Статья на тему "Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников"...

"Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе"

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна ...