Главные вкладки

    Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников
    статья

    Мамамтавришвили Мэги Захаровна

    Статья на тему "Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников

    Стоит отметить, что понятие «игра» может быть рассмотрено с разных точек зрения. Не только разные народы древности давали неоднородные определение этому понятию, но и наши современники не сходятся в единой точке. О теории игры говорили такие европейские философы XIX, как Ф. Шиллер, В. Вундт, Г. Спенсер, но они рассматривали этот вопрос, уделяя внимание игре как порождению искусства. Д.Б. Эльконин (1978) в своих трудах приходит к выводу, что человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. В настоящее время в это понятие входит широкий круг действий, приносящих радость без тяжелого труда. К игре мы относим и детские забавы, такие как игра в куклы, с мячом, и игру в театре, спортивные игры и др.

    Чтобы дать определение понятию игры обратимся к педагогическому словарю Г.М. Коджаспировой (2005). Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

    Согласно возрастной периодизации психики Д.Б. Эльконина (2007) выделяются несколько типов ведущей деятельности. Ведущая деятельность - термин, выдвинутый А.Н. Леонтьевым (1959) и обозначающий деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Важно отметить, что игра является ведущим типом деятельности для детей

    дошкольного возраста. Как утверждал Л.С. Выготский (1966) «Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития».

    В последующих возрастных периодах игру заменяет учебная деятельность, но что важно, не вытесняет игру полностью, так как для ребенка именно игру можно считать самой привлекательной формой деятельности. Именно поэтому на уроках в начальной школе учителя часто прибегают к использованию игр.

    Таким образом, подходим к выводу, что игра и обучение тесно связаны. Неоспорим тот факт, что игра занимает заметное место в начальные годы обучения детей в школе. От «игры» в общем, переходим к понятию «дидактическая игра».

    Определений дидактической игры, как и определений игры, существует несколько, но на мой взгляд наиболее емким можно считать определение, данное А.К. Бондаренко (1991). Она пишет, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Выделяя тот факт, что в категорию дидактических игр, могут входить различные по своей структуре и проведению игры, приходит к выводу о необходимости приведения классификации. Анализ работ Т. Данченко (2007) Л.Янковой, Е.Шумаковой (2010), позволил нам классифицировать дидактические игры по следующим группам:

    · по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

    · по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации;

    · по характеру познавательной деятельности: игры, требующие от детей исполнительской деятельности, игры, требующие воспроизведения действия, игры, включающие элементы поиска и творчества;

    · по игровой среде: игры с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные.

    На уроке в начальной школе учитель должен помнить, что не игра основная цель урока. Игру нужно использовать только как средство обучения и воспитания. Игру нельзя смешивать с забавой, доставляющей удовольствие. Чтобы правильно использовать дидактическую игру на уроке следует знать цели и понимать возможности и функции игры на уроке.

    Л.Янкова (2010) разделила цели игровых технологий на 4 группы. Она выделила дидактические цели: развитие знаний, умений и навыков, расширение кругозора; воспитывающие цели: воспитание коллективизма, самостоятельности, коммуникативности; развивающие цели: развитие психических функций, мотивации учебной деятельности; социализирующие цели: приобщение к нормам и ценностям общества.

    О функциях дидактической игры на уроке говорит в своей статье Т. Данченко (2007). Можно выделить наиболее значимые:

    1. с помощью дидактической игры у учащихся происходит активизация мыслительной деятельности;

    2. игровые технологии закрепляют знания, умения и навыки.

    3.в дидактических играх ученик учится сопоставлять, классифицировать предметы по схожим признакам, осуществляет анализ и синтез, делает обобщения;

    4.игры формируют у младших школьников смекалку, сообразительность, находчивость;

    5. игра стимулирует волевые усилия - организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.

    В.И. Попова (1987), М.Н. Перова (1996), Т.А. Масловская (1997), О.А. Козлова (2004) отмечают, что дидактическая игра должна способствовать обучению, помогать, а не отвлекать от учебной задачи. Организую игру, учитель должен помнить о цели и результате дидактической игры. Использование на уроке игр делает процесс обучения привлекательным для ученика начальных классов. Обучение становится интересным, и ученики не замечают, как в ходе игры они выполняют определенные упражнения, тренируются решать примеры и задачи.

    На мой взгляд, одним из важнейших качеств дидактической игры является возможность с их помощью осуществлять индивидуальный подход к ученикам на уроке, предлагать задания персонально для каждого ученика, учитывая его интеллектуальные возможности.

    Используя игры, учитель занимается не только обучением, но и воспитанием, работает над становлением личности своих учеников. М.Н. Перова (1996) отмечает, что в коллективных играх формируются такие качества личности как ответственность, воля, развиваются навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.

    Таким образом, можем сделать некоторые выводы о роли игры в процессе обучения младших школьников. Как уже отмечалось, дидактические игры позволяют проводить на уроке необходимое количество повторений, отработку упражнений на различном материале, сохраняя при этом интерес к заданию.

    Немало важен и тот факт, что благодаря применению игр можно получить наибольшее укрепление и осмысление основных знаний, умений и навыков конкретного предмета.

    Использование игр на уроке способствует возникновению положительного отношения к предмету. Можно справедливо утверждать, что

    в том случае, когда ребенку интересно заниматься, он будет лучше усваивать материал.

    С помощью игры происходит активизация мыслительной деятельности, в зависимости от характера игры ученику нужно принимать настойчивость в преодолении трудности, стремиться к цели, использовать волевые усилия.

    Список литературы.

    1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя деттского сада. - 2-е изд., дораб. - М., 1991
    2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии № 6 1966 Стр. 62 – 68.
    3. Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44–46
    4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике Издательский центр «МарТ» Москва — Ростов-на-Дону 2005
    5. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год.
    6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 345 с.
    7. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики. Начальная школа. 1997, №2
    8. Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» - М., 1996.
    9. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987 стр.39
    10. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с
    11. Янкова, Л. Используем игровую методику / Л. Янкова, Е. Шумакова // Учитель. – 2010. – № 3. – С. 60–62

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Роль дидактической игры в процессе обучения учащихся с недостатками интеллекта»

           В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деяте...

    Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников

    Информационные технологии в учебном процессе.Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):...

    Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников

    Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...

    Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

    Роль  дидактической игры  в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....

    Статья "Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников"

    В статье представлен материал, раскрывающий вопросы касающиеся применения дидактической игры в начальной школе....

    Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников

    Доклад по теме" Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников"...