Научная работа и обобщение опыта по теме: "Роль дидактической игры в процессе обучения".
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Адаменко Светлана Александровна

Теоретическое обоснование и сборник дидактических игр .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_rabota.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ Дамсинская средняя школа

Шортандинского района

Акмолинской области

Теоретическое обоснование  технологии

нетрадиционной формы обучения.

 «Роль дидактической игры в процессе обучения».

Учитель начальных классов:             Адаменко Светлана Александровна

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………..с.3
  2. Роль дидактической игры в процессе обучения………………………..с.6
  3. От игры к взаимопониманию……………………………………………с.9
  4. Классификация игр……………………………………………………...с.11
  5. Из опыта работы………………………………………………………...с.15
  1. Математика……………………………………………………….с.17
  2. Русский язык……………………………………………………...с.19
  3. Литературное чтение…………………………………………….с.21
  4. Факультативное занятие – риторика……………………………с.23
  5. Познание мира……………………………………………………с.24
  6. Изобразительное искусство……………………………………..с.26
  7. Трудовое обучение………………………………………………с.27
  1. Заключение: «Сущность дидактических игр как средства обучения»с.28
  2. Использованная литература……………………………………………с.33

  1. Введение.

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

                                                                           С.П.Шацкий.

Любите ли вы играть? Наверное,  такой вопрос покажется смешным. Для чего человеку нужна игра? Ясное дело, чтобы веселее жить, стать ловким, сообразительным.

Игра – это «дитя труда». Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру.

Одним из способов расширения видов и форм обучения является использование на уроках игровых ситуаций. Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный труд учащихся. Это позволяет снова организовать и делать более продуктивной работу школьников. При разработке игр необходимо следить за тем, чтобы учебные задания предлагались именно как задания, но дети при выполнении их всё-таки играли.

Игра – это особая осмысленная деятельность, интегрирующая в себя все основные типы человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентированную и коммуникативную) и направлена на ориентировку и познание предметной и социальной действительности.

Таким образом, с полным основанием игру можно рассматривать как вид творческой деятельности, поскольку игровая деятельность не имеет в своей основе готового опыта или чисто исполнительской функции, она включает в себя творчество, собственный поиск, отбор, инициативу, собственную оценку своих действий, т.е. игровая деятельность есть специфическая форма активно преобразовательного отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Игра – великое изобретение человека. Она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже большее значение, чем огонь и колесо… В ней как в зеркале, отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Ещё в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживание дикарей по поводу смерти раненного товарища. Игра была связана с разными видами искусства.

В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности».

В младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

1 класс – игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

2 класс – игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

3 класс – игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

И так, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. Поэтому для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

- выразительность проведения игры;

- необходимость включения педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и легкой.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивая процесс игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности. Игра – есть искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Дидактическая игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса – мышления, внимания, памяти. Так  как ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности. В процессе игры создаются условия социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка. Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, при чем ведущая функция игры определяется её дидактическими целями. Например, функция освоения социальных ролей может реализоваться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего носят коллективный характер, и предполагают то или иное разделение ролей. В игре среди сверстников потребность в признании получает развитие на принципиально новых основаниях: если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты соревнования и взаимной поддержки. Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Таким образом, отношения по поводу игры и отношения игры выступают в действительности как школа социальных отношений. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. Игру недаром определяют как школу реальных отношений. Беря на себя роли взрослых, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые необходимы на данном этапе игры: симпатию, сочувствие, уважение. На современном уроке часто используются дидактические игры, направленные на активацию мыслительной деятельности учащихся. Такие игры на этапе обучения способствуют включению детей в учение: на основе внешней занимательности, заданной игровой ситуацией, учитель осуществляет переход к учебным заданиям.

Для развития активного словарного запаса детей, умения быстро подбирать слова, как для выражения своих мыслей, так и для решения грамматических задач, целесообразно использовать различные игры-соревнования. Например, дается задание записать на доске за определенный промежуток времени примеры на данное правило. Соревнование проводится по рядам, в нем участвуют все дети. Выигрывает тот ряд, у которого слов записано больше. Но к таким играм следует относиться с осторожностью: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьезным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективистской, а не конкурентной направленности учебной деятельности. Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определенный уровень сформированности у учащихся механизмов мышления и памяти. Именно поэтому хочется выделить дидактические игры, направленные на реализацию этой функции и способствующие развитию произвольности психических процессов. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ. Эффективно использовать на уроках русского, казахского, английского языков рифмованные упражнения, грамматические сказки. Большое значение имеет применение игрового использования пословиц, поговорок, загадок, позволяющих решать не только, но и ощутить силу живого родного слова. Дети очень чутки к слову, к образу, им все интересно.

2. Роль дидактической игры в процессе обучения.

С приходом ребенка в школу, игровая деятельность для него не теряет своей роли, а меняет свое содержание и направленность. В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. Данные игры учат ребенка подчинять свое поведение правилами, формируют его движения, умение сосредоточиться, внимание, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Через дидактическую игру осуществляются межпредметные связи, развиваются творческие способности.

Дидактические игры можно использовать на различных уроках и на разных этапах урока:

  1. На этапе знакомства с новой темой,
  2. На этапе проверки знаний, умений и навыков,
  3. На этапе повторения пройденного материала,
  4. На этапе закрепления, и  т.д..

 Игра, как и другие методы работы на уроке, способствуют развитию внимания, памяти, мышления, достижению речевых умений и навыков. Система дидактических игр позволяет решать все многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Согласно А.Н.Леонтьеву, «ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития».

Именно в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность ребенка должна быть пронизана игровыми моментами.

Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Психологи Л.С.Выгодский и А.Н.Леонтьев опираются на тот факт, что, познавая реальный мир, ребенок активно проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Поэтому учение должно быть организовано как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной ребятами, является игра. Содержание игр зависит от основных функций на уроке, от возраста учеников.

Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет освоить то, что заранее вызывает страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости. А должно быть свободное освоение знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей ещё не сформирована.

Основным типом дидактических «развлечений» являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снижающие напряжение.

Незаметно формируются психологические качества, крайне необходимые для учебного процесса. Это мышление, внимание, память. Формируются и навыки учебной работы. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка.

Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется её дидактическими целями.

На современном уроке действия учителя направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся: например, сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. На основе внешней занимательности учитель осуществляет переход к учебным заданиям.

Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждает к развитию мышления и внимания. Однако сюжет в игре надо использовать в меру. Чрезмерное увлечение внешней занимательностью и броским наглядным материалом нередко мешает ученику выделить то основное, во имя чего организуется игра, - собственно учебное задание.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Встает вопрос: «А каковы условия организации дидактических игр, обеспечивающих активацию познавательных интересов учащихся на уроке?». Вероятнее всего, в игре должна быть незавершенность сюжета, обеспечивающая легкий переход от заинтересованности в игре к заинтересованности в выполнении собственно учебных заданий. Нужна простота и ёмкость наглядности, чтобы она служила основой деятельности по овладению учащимися знаниями. Наглядный материал, если он бесполезен, иногда может играть роль отвлекающего фактора.

По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль. Становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, т.е. занимательность превращается в дидактический прием, осуществляется переход к более символическим формам. Иллюстрацией служат такие игры, как «Догони число и вернись обратно», «Заселяем домик», «Буква заблудилась».

Полезны игры-соревнования и эстафеты, которые развивают быстроту мыслительных процессов и умственную активность. Однако неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьезным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Подобные игры требуют индивидуального подхода к ученикам, знания типа нервной системы каждого из них.

Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определенный уровень сформированности у учащихся механизмов мышления, памяти и т.д. Именно поэтому я выделяю дидактические игры, направленные на реализацию этой функции и способствующие развитию произвольности психических процессов. Примерами являются «Продолжи счет», «Доскажи словечко», игры с мячом (на развитие внимания), игры-задачи (на развитие мышления), игра «Наборщик» (на развитие памяти), игра «Дорисую фигуру» (на развитие воображения) и другие.

Использование игр позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими особенностями.

Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимает умение контролировать и оценивать свою деятельность. Оно успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса, как частного вида дидактических игр. Я их ввожу на отдельных этапах урока.

Когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении любой дидактической игры должно быть направлено на обучение основам того или иного предмета, на освоение детьми взаимоконтроля и взаимооценки. Игра в учителя – важное средство выработки  адекватной самооценки, повышающее ответственность учащегося и позволяющее творчески овладеть учебным материалом.

3. От игры – к взаимопониманию.

Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней сознательной жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, ребенок 6-10 лет находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает через игру в малознакомый ему мир другого человека, стремится его понять. Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника более осознанный характер, становясь реальным и самым доступным средством познания мира, проявления и утверждения себя в нем.

Играющие дети активно усваивают содержащиеся в сюжетах личных игр типы взаимоотношений, нормы социального поведения. В то же время развитие игры нарушается, если дети не чувствуют, как их понимает партнер по игре, если последний не проникает в их мир. Способность к взаимопониманию в игре формируется как в их процессе, так и по её поводу. Умение ребенка проявить в игре сочувствие, сопереживание, способность поставить себя на место другого характеризует его эмоциональную отзывчивость на переживания других детей и взрослых. Действительность игрового общения способствуют формированию активного сопереживания и сочувствия с попыткой оказания поддержки и помощи в сюжетных играх.

Сформированные вне игры основы взаимопонимания детей укрепляются в её процессе, способствуют отождествлению себя не только с вымышленными персонажами, но и с реальными их исполнителями. В результате дети усваивают нормы, идеалы и нравственные качества, как игровых персонажей, так и реальных лиц – сверстников и взрослых. Постепенно в результате игрового взаимодействия у детей начинает формироваться самооценка и осознание себя другими людьми (рефлексия).

Подобный уровень развития взаимопонимания достигается не сразу и не всеми детьми, но, безусловно, что игровое общение способствует формированию эмоционально-психологической и нравственной отзывчивости у ребенка.

Формирование чуткости и отзывчивости детей в игре несовместимо с жестокостью и нажимом во взаимоотношениях воспитателей с детьми. Авторитарный тон родителя или учителя никогда не даст возможности раскрыть детскую душу, ибо страх парализует волю, дети замыкаются, надолго теряется момент для зарождения основ взаимопонимания. Беспрекословное послушание не только принижает достоинство ребенка, но и деформирует его душу.

Путь от игры к взаимопониманию не прямолинеен. И тот, кто ведет детей по этому пути, должен видеть его перспективы и сложности, чтобы всегда быть готовым помочь своим воспитанникам, вооружившись теоретическими и методическими умениями.

Труд детей начальных классов должен быть радостным, а уроки – интересными. На первых порах самостоятельная мысль мелькает, как искорка, вначале несмелая, неуверенная. От первой маленькой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать дети проходят немалый путь. И скорость  прохождения этого пути у каждого школьника разная. Поэтому самая главная задача педагога – не упустить этот момент. Я стараюсь создать  атмосферу, вдохновляет детей, вселяет уверенность в себе, поощряет интересы, развивает творческое начало. И в этом незаменимым помощником для  меня, как педагога, является  игра.

Игра формирует у детей следующие качества: интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе, внимание, мышление. Дети до начала игры чего-то могут не знать, а к концу научатся. Все собранные мною игры, головоломки, упражнения, проведенные нестандартные уроки, направлены на то, чтобы научить детей самостоятельно и творчески мыслить, грамотно и умело работать в коллективе. От простых заданий к более трудным.… Тренировать такие важные качества, как внимательность, воображение, которые пригодятся им в будущей жизни. Необходимо прививать полезные привычки, как аккуратность, терпение, настойчивость. Я обращаюсь к ребятам  с такими словами: «Дети, вы уже умеете думать и до чего-нибудь додумываться. А если ещё не научились или вам трудно, то научитесь, пока будете выполнять мои задания. Не пугайтесь! С вами рядом всегда буду  я, а вам надо будет воображать, придумывать, мыслить».

 Нет необходимости убеждать в том, что игра для младших школьников – это частица их жизни и, причем очень значимая. Дидактическая игра, являясь игровой формой обучения, соединяет познавательное и занимательное. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой и позволяет детям овладевать знаниями играя.

Я подобрала ряд игр, способствующих воспитанию организованности у учащихся. С первых дней необходимо приучать ребенка планировать свой труд, работать собранно, ритмично. Хорошо работающий ученик обладает способностью к организации своей деятельности. Воспитывая организованность, я воспитываю у детей самостоятельность. Основным принципом воспитания способности к организации является предоставление ребенку возможности самому осваивать систему организации работы.

Компонентами организованности, на мой взгляд, являются:

- четкое представление о цели деятельности, поскольку осознанный смысл деятельности позволяет предвидеть её результаты;

- выбор способа деятельности, предполагающий наличие представления об условиях деятельности;

- составление программы действий, её реализация, контроль, оценка и коррекция, т.е. проверка сделанного и исправление ошибок, если они допущены.

Формированию организованности у учащихся способствуют следующие дидактические игры.

Кто лучше расскажет?

Цель: учить детей составлять программу действий; развивать связную речь.

Содержание: я предлагаю детям составить краткий план предстоящей работы. Например, продумать и назвать последовательность действий по изготовлению поделки на уроке трудового обучения. Иногда я помогаю рассказчику вопросами.

Найди ошибки.

Цель: воспитывать наблюдательность, любовь к порядку.

Содержание: я предлагаю детям  осуществить проверку рабочего места – как расположены необходимые для выполнения задания школьные принадлежности, нет ли на парте лишних предметов.

Делу – время, потехе – час.

Цель: воспитывать у детей умение рационально использовать время.

Содержание: я предлагаю детям продумать и рассказать о возможной последовательности выполнения данных действий.

Оборудование: картинки с изображением ребенка, выполняющего различные действия – читает, рисует, умывается, танцует, поет и т.д.

4. Классификация игр.

Никто не может отрицать великую силу влияния игры на общее развитие детей младшего школьного возраста.

Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы и др., что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности.

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно мыслить, познавать мир, особое значение приобретает вопрос о формировании его познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу.

При этом не менее важным требованием остается снижение психических и физических перегрузок школьников. В связи с этим хочу предложить следующую классификацию игр.

 Система игр должна включать следующие виды:

А) Обучающие и контролирующие (по назначению);

Б) Групповые (коллективные) и индивидуальные (по массовости);

В) Подвижные и тихие (по реакции);

Г) «Скоростные» и «качественные» (по темпу);

Д) Одиночные и универсальные.

Такая классификация игр, проведенная по разным основаниям, не является строгой, так как каждую из игр, как правило, можно отнести к нескольким видам.

А) Игра называется обучающей, если учащиеся в ней приобретают новые навыки и знания.

«Выше, ниже, дальше, одинаково…»

Задачи – игры «Концовки».

Играют 5 или более учеников. Они становятся в круг. Ведущий начинает предложение, которое нужно закончить… Тот кто говорит неправильную концовку, выходит из игры.

  1. Если подоконник выше стола, то стол …(ниже подоконника).
  2. Если Саша по росту равен Дастану, то Дастан …(равен Саше).
  3. Если Сара стоит левее Тани, то Таня … (правее Сары).

Игра называется контролирующей, если привлекаются достаточно известные учащимся знания. Цель состоит в закреплении ранее полученных знаний, в контроле.

Игра «Распредели числа в домики».

Учитель записывает на доске числовой ряд: 1 2 3 4 5 6 7 8 9. Рисует на доске числовой домик, каждый этаж которого состоит из двух клеточек. На крыше дома записан его номер. Учащиеся должны распределить числа так, чтобы их сумма была равна номеру дома. Чтобы не забыть, какие числа распределили в соседние квартиры, надо отметить их стрелками.

Б) Всем детям свойственно чувство коллективизма, стремление участвовать с товарищами в совместной деятельности.

Игра «Строим дом».

Сегодня будем строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым.

Из геометрических фигур дети строят домик, называют и записывают сколько фигур в их домике.

С другой стороны, детям характерно стремление к самостоятельности, самооценке, а отсюда потребность к проверке своих индивидуальных возможностей.

Игра «Отгадай загадки Колобка».

Цель: составление из кругов, квадратов, треугольников разных рисунков.

На магнитной доске расположены фигуры: круг, треугольник, квадрат. Учитель говорит, что в гости к детям пришел Колобок. Он хочет загадать загадки:

- что можно рисовать, используя квадрат;

- что можно нарисовать, используя треугольник;

В) Наиболее естественное состояние ребенка – движение.

Это выражается в игровой деятельности, которая, как правило, состоит из подвижных игр.

Игра «Не собьюсь!».

Играющие становятся в круг. Ведущий дотрагивается рукой до одного из участников, и по этому сигналу тот начинает, а продолжает счет: 1,2,3,4,5,6,а вместо числа 7 очередной участник говорит: «Не собьюсь!». Следующий участник произносит число 8, далее 9, 10 и т.д., только вместо чисел, которые делятся на 7, говорят «Не собьюсь!». Участник, который допустил ошибку, выходит из круга.

Младший школьный возраст известен как возраст познания, а поэтому и число интеллектуальных игр вызывает большой интерес. Большинство из них можно отнести к тихим играм. Это «математическое лото», «Магические квадраты», «Головоломки со спичками», кроссворды и т.д..

Г) Некоторые дидактические игры должны принимать форму состязаний за личное первенство, первенство ряда или класса.

Игра «Поспевай – не зевай».

Все участники распределяются на две равные команды и усаживаются друг против друга. Одному из участников дают мяч, и он начинает игру. Называет составленный им пример (27+32) и бросает мяч игроку другой команды. Тот ловит мяч и называет ответ к данному примеру (59), а бросая мяч, продолжает (вычесть 16). Допустивший ошибку выходит из игры. Выигрывает та группа, у которой сохранилось больше играющих.

Д) Следует различать игры одиночные и универсальные. К одиночным играм относятся, правила которых не дают возможности менять содержание игры (большинство настольных игр).

К универсальным относятся игры, которые могут быть разнообразными по широкому кругу вопросов школьной программы, по любой теме, разделу.

Дидактическая игра – одно из средств развития интереса к знаниям. Игры, игры – путешествия, игры – спектакли, игры – экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей при усвоении знаний.

Одним из средств реализации этих задач является деловая игра. Особенности деловой игры заключаются, во – первых, в наличии ролей и, во вторых, в установке ролевых целей участников игры и их взаимодействии. Принципиальное отличие деловой игры от ролевой заключается в том, что её основой служит модель формирования экономических знаний в целом, и эта система рассматривается как динамическая, которая в игре проявляется в виде так называемой «цепочке решений».

Во время проведения уроков математики можно использовать игры с элементами экономики следующих видов:

- игры, непосредственно отвечающие теме урока (например: экономическая грамотность);

- игры, закрепляющие пройденный материал и изучающие новый (например: лучшая реклама);

- игры, не имеющие ничего общего с темой урока, но при этом помогают детям отдохнуть (загадки, пословицы, физ.минутки);

- игры, задачи и примеры, устанавливающие связь математики и элементарных основ экономики с другими предметами (задания на сообразительность, размышление, задачи, отвечающие на вопрос: «Сколько»).

Игра – наиболее эффективная система воспитания умственной активности детей. Она вызывает у ребят живой интерес к процессу познания и помогает усвоить любой учебный материал.

Современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают её чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Во многих случаях проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для детей более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается  посредством игры.

Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс, это усиливает их развивающее значение. Игровые формы отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности.

Применение на уроках современных образовательных технологий, сам творческий процесс стал необходимостью, так как нетрадиционные методы обучения позволяют создать комфортность учащегося в определенной уровневой группе, где ребенок может реализовать свои интеллектуальные способности. Это я увидела, работая с 2004 года по проблемной теме – «Роль дидактической игры в процессе обучения». Конечно, нельзя все уроки проводить в игровой форме, но опыт проведения таких уроков показал, что учащимся предоставляется возможность:

- проявить себя с позиции творческого субъекта;

- включаться в деятельность для испытания своих возможностей;

- проявить свой интерес и активность;

- шире развивать познавательные способности.

Изучив опыт своих коллег по работе, проведя большое количество нестандартных уроков, могу с уверенностью сказать, что такие уроки способствуют формированию познавательных интересов к предмету, способствуют активизации деятельности учащихся, обеспечиванию развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Среди нетрадиционных уроков, с применением дидактических игр, наиболее часто используемых мною в работе, были следующие:

- урок – путешествие, где учащиеся выполняют задания, как бы путешествуя от «станции» до «станции», от простых к сложным, предполагаются разноуровневые задания с той целью, чтобы все учащиеся были включены в список путешественников.

Эти уроки удобны свободным подбором материала, непринужденной рабочей атмосферой на уроке.

Интересно и увлекательно на уроках закрепления знаний проходит «урок - сказка», где учащимся предлагаются различные задания, выполняя которые, они помогают преодолевать препятствия сказочным героям.

Основу урока – соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решение чередующихся заданий, предложенных учителем. Когда от вклада каждого, от четкости взаимодействия зависит общий результат.

Педагогический момент урока – помочь  учащимся осознать то, что учиться вместе легче, чем по одиночке.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. При разработке игры необходимо следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения: эмоциональность, непринужденность, занимательность. В играх обогащается словарный запас, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

На уроках КВН учащиеся сплачиваются, работают в коллективе, понимают, как важен их ответ. Одной из интереснейших игровых форм является «Брейн – ринг». В игре участвуют две команды. В каждой команде свой капитан. На столах сигнальные карточки для каждой команды. Участники обеих команд садятся на игровые места. Игра идет до 6 очков. В каждом раунде можно получить одно очко, время обсуждения 1 минута.

Для каждого урока в игровой форме есть своя структура его проведения, но подбор заданий, эмоциональный настрой учащихся, вовлечение каждого из них в работу зависят от интеллектуального развития учителя, от его желания видеть свои результаты.

  1. Из опыта работы.

Обучая детей младшего школьного возраста, я столкнулась с таким фактом: в последние годы среди учащихся появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего урока. Я задумалась над тем, чем увлечь детей, как заинтересовать учебным процессом. И такой путь я нашла через игру. Именно обучение в игре и через игру позволило заинтересовать всех детей на уроке, не перегружая их, а наоборот, развивая их индивидуальные способности.

Предлагаю подборку дидактических игр. Надеюсь, что предлагаемые игры будут полезными при обучении и помогут учителю реализовать на практике призыв известного педагога В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать».

При подготовке уроков я включаю в планы следующие этапы – станции:

Русский язык.

Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.

Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм, правил.

Словознайка. Различная работа со словом.

Знайка. На этой станции всегда изучается новый материал, обязательный для усвоения.

 Прочитайка. Работа над правилом, закрепление его. При этом на доске написан текст (прозаический или стихотворный) и задание к нему.

Выбирайка. При закреплении материала предлагается несколько заданий на выбор.

Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.д.

Поиграйка. Грамматические игры.

Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.

Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.

Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.

Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.

Узнавайка. (Знаете ли вы?) Знакомство с растительным и животным миром, охрана окружающей среды, любопытные сведения из жизни выдающихся людей и т.п. Краткие сведения в связи с темой урока.

Например, при изучении темы «Множественное число имен существительных» был использован текст:

Мечи бывают разные:

Стальные, золотые,

Игрушечные и …живые!

И затем я рассказала ребятам о рыбе – меч – о том, где она обитает и почему её так назвали. На доске было написано лишь два предложения, остальные сведения я сообщила устно.

Из перечисленных на уроке я использую, конечно, не все, а лишь 5-7, в зависимости от изучаемой темы. Но учитель всегда имеет в запасе ту или иную станцию на урок. Названия станций написаны крупными буквами разного цвета на листах ватмана. На доске они держатся с помощью зажимов. Как только мы «проведем» очередную станцию, лист с названием убирается.

На уроках математики многие названия станций совпадают, но виды работ уже другие:

Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.

Помогайка. Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Знайка. Изучение нового материала.

Поиграйка. Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.

Подбирая игры к уроку, важно учесть уровень сложности и в то время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть достаточно активными. При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними  конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Ученики в игре неизбежно становятся главными фигурами учебно-воспитательного процесса, что делает обучение личностно – ориентированным.

В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика коренным образом изменяются. Учитель в игре перестает быть для ученика только источником знаний и становится режиссером игры и консультантом по организации познавательной деятельности. Ученики же в игре активные участники учебного процесса: они сами определяют цель игры, ищут способы её достижения, вырабатывают возможные пути решения возникающих задач.

Каждый опытный учитель хорошо знает, какое большое значение имеет использование элементов занимательности, игры для пробуждения и поддержания у детей интереса к проводимым на уроках упражнениям, особенно когда речь идет о более или менее однотипных тренировочных упражнениях, необходимых при обучении математике.

Одно и то же по своему математическому содержанию задание совершенно по разному воспринимают дети в зависимости от того, в какой форме оно им предлагается. Хочу привести ряд дидактических игр и занимательных упражнений, которые способствуют доступности предлагаемого материала на различных уроках.

МАТЕМАТИКА.

В первом классе проводятся дидактические игры и занимательные задачи, имеющие цель помочь детям в усвоении таких базисных вопросов программы, как: сравнение предметов по цвету, форме, пространственные и временные представления; направления движения; отношения «больше», «меньше», «столько же» между группами предметов; название и последовательность чисел; сравнение чисел; прием сложения и вычитания; состав чисел в пределах 20.

1.Подготовительный период.

«Что изменилось?»

Цель: научить называть признаки предметов, связанных со сравнением предметов по размеру.

На столе располагаются парные предметы так, чтобы дети их хорошо видели в отдельности. Первоклассники внимательно рассматривают предметы, сравнивают.

«Закройте глаза, - говорит учитель и убирает один предмет. – Откройте глаза и скажите, что изменилось».

Числа от 1 до 10.

«Курица и цыплята».

Цель: формирование навыков счета.

Учитель вызывает к столу девочку, надевает ей на голову маску курицы, остальные дети – цыплята.

Учитель читает стихи:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Курочка: «Ко–ко–ко-ко-ко-ко»,

Не ходите далеко.

Курочка в игре клюет (стучит карандашом по столу), а дети должны откликаться – пищать столько же раз.

Сложение и вычитание в пределах 10.

«Цепочка».

Дети совместно с учителем по цепочке воспроизводят вычислительные приемы.

Рассуждение: «Чтобы к числу 5 прибавить 2, надо прибавить 1, получится 6, потом надо к 6 прибавить еще один, получится 7».

Весь ход рассуждения проходит между трех учащихся в виде «цепочки».

«Назовите соседей», «Угадай число», «Где мое место?», «Дополни запись», «Плюс или минус», «Лесенка» - вот далеко не полный перечень игр, которые могут быть использованы на данном этапе обучения.

Числа от 11 до 20.

«Игра на внимание».

Участник игры, поймав мяч, брошенный ему учителем, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестает хлопать, игрок возвращает мяч учителю. Теперь участвует другой ученик, который, получив мяч, продолжает счет.

Игры для детей 2 класса.

«Счастливого перелета».

После чтения стихотворения учитель предлагает детям помочь птицам благополучно добраться до теплых краев.

Учитель читает:

Осень –

Роща золотая,

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает.

Стая журавлиная.

Высоко над облаками

Гуси откликаются,

С дальним озером, с полями

До весны прощаются.

От каждого ряда по очереди, выходят ученики, берут карточки с изображением птиц – гусей, лебедей, журавлей, выполняют задания, записанные на обороте карточек, и отправляют птицу в полет. Побеждают ученики того ряда, которые отправят в полет больше птиц ( больше и без ошибок выполнят заданий).

«Строим дом»

Учитель читает:

Сегодня будем строить дом

На радость новоселам,

Чтоб становился в нем

Счастливым и веселым.

После этих слов из различных геометрических фигур, на обороте которых записано задание, учащиеся у себя на партах, а один у доски, строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: сколько треугольников? Какая фигура изображена вверху? Внизу? И т.д.

Игры для детей 3-4 классов.

«Восстанови цепочки вычислений», «Ёлочка» - из числа, расположенных на каждой елке, составь и реши по 4 примера на сложение, вычитание, умножение и деление.

«Лучший счетчик», «Отыщи пример по ответу», «Составление магических квадратов», «Считай – не зевай» - эти и многие другие игры применяются на уроках математики с 1 по 4 класс, являясь одним из средств развития интереса к знаниям.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только шум, безразличие и постоянные «одергивания» учителя.

Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся верх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что это ты такой умный, сообразительный, - вот что хотела увидеть я на своих уроках. А это происходит всегда, когда я применяю дидактическую игру или ее элементы в процессе обучения. Вот, далеко неполный ряд игр, проводимых на уроках русского языка.

«Кто самый зоркий?»

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Свое внимание к словам.

Дети должны тщательно проверить написание ряда слов на доске. Выписать слова с парными звонкими или глухими согласными и подчеркнуть орфограммы.

«Не подведи свой ряд»

На доске в три столбика написаны слова с пропущенной парной согласной. Вызываю детей с каждого ряда, они вставляют пропущенную букву, устно доказывают, почему слово так пишется.

«Составьте букет».

Выберите цветы, в названиях которых есть мягкие согласные: роза, люпин, астра, василек, пион, мак, гвоздика, нарцисс, георгин.

«Собери слово».

Цель: закрепление знаний о составе слова.

Учитель дает задание: «Распишите слово, в котором корень, как в слове красить, суффикс, как в слове березка, приставка, как в слове пошел, а окончание, как в слове речка» (Покраска).

«Молчанка».

Учитель показывает карточку со словом из «Словаря», в котором пропущена буква. Дети показывают учителю ту букву, которая должна стоять в этом слове.

«Кто больше?».

Подберите слова, в которых букв больше чем звуков.

«Не ошибись».

Есть согласные – плутовки.

До чего шалуньи ловки.

Их не слышишь, а пиши.

Проверяй, да не спеши.

Учитель зачитывает слова:

Прекрасный, радостный, чудесный, сердце, пастбище, честный, лестница, счастливый, местность, праздник, вестник, окрестность.

Ребята хлопками указывают на то слово, где нужно писать непроизносимый согласный.

«Превращение слов – волшебная цепочка».

  1. Замените одну букву: каша-Саша-Даша-Паша-наша; колос-голос-волос; лак-бак-мак-рак; код-кок-кол-ком-кон-кот-кит.
  2. Как превратить козу в лису? Барса? ( Коза-поза-лоза-луза-лупа-липа-лиса; коза-кора-кара-фара-фарс-барс).

«Найдите слово».

Рыдают буквы в каждой строчке:

- От ваших слов – одни кусочки,

У всех у нас одно начало

И, как назло, оно пропало.

Но если вы его найдете,

То сразу все слова прочтете.

…абль, …жик, …зина, …обка,…мушка.

( Ответ: корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка).

Это только несколько примеров дидактических игр, которые можно применять при обучении грамоте и русскому языку.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас). Нужно только найти его и подать детям, что пробудит и их самих к подобным находкам и открытиям.

Учитывая этот неоспоримый факт, я стремлюсь включать в урок различные дидактические игры.

«Кто внимательный?».

Отгадайте имя мальчика по первым звукам слов: фрукты, ель, дом, яблоко. (Ответ: Федя).

«Слоговой аукцион».

Продолжите: фла…(-кон,-жок), фор…(-ма, -точка), фи…(-лин, - кус), бу…(-кет, -фет), кон…(-фета, - церт).

«Кто больше?».

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Сначала перебираем все слова с буквой П «на полу» (плинтус, паркет, палас), затем «на потолке» (лампа, побелка, паучок, патрон).

Можно поискать слова на небе, на море, на улице и даже в кастрюле.

«Наоборот».

Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука С.

Мир – (ссора), трусливый – (смелый), пасмурный – (солнечный), легкомысленный – (серьезный), горькое лекарство – (сладкое), соленый огурец – (свежий).

«Дополни предложение».

На столе лежит … (салфетка), на тарелке … (сыр, сливы), а в салатнице … (салат и соленые огурцы).

Стол застелен … (скатертью), на скатерти стоит блестящий … (самовар), рядом в вазочке … (сахар, сливовое варенье).

«Наборщик».

Составьте как можно  больше слов из букв слова ТРАНСПОРТ – (торт, трос, торс, спорт, рот, нос, сон, сорт, сота, рапорт и др.).

«Доскажи словечко».

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К:

И мяч, и шайбу бья я  клюшкой,

А называюсь я - … (хоккей).

Хлоп – и конфета стреляет,

Как пушка!

Каждому ясно: это … (хлопушка).

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

 - Боимся мы щекотки

Сапожной строгой … (щеткой).

У меня пропал носок,

Утащил его … (щенок).

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится … (кошки).

«Подберите рифму».

ХРАБРЕЦ (молодец, удалец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец).

«Звук заблудился».

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была.

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла? …

Ус (ум) хорошо, а два лучше.

Жди у горя (моря) погоды.

РИТОРИКА.

На уроках литературного чтения в 3-4 классах во время факультативных занятий я ввожу курс риторики, который нацеливает на то, чтобы научить учащихся не только правильно и красиво говорить, умению общаться, но и осмысленно читать и писать, получать знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступать с сообщением на уроке, на празднике, перед большой аудиторией. Мы вместе с детьми путешествуем по Риторическому царству, сочиняем сказки, считалки, учимся правильно произносить скороговорки. На первых порах это такие задания:

  1. «Сказочный лес». Цель: развитие воображения и речи у детей. Каждый участник игры получает карандаши и рисунок – схему с незаконченными изображениями. Играющий дорисовывает незаконченные фигурки. У каждого получается сказочный лес, о котором можно составить рассказ или сказку.
  2. «Фрукты». Участник игры должен назвать фрукты, которые нарисованы на картинке, и подумать, каким цветом их необходимо раскрасить. Затем найти загадки о фруктах и загадать их взрослым или своим одноклассникам.
  3. «Чем могут быть эти предметы?». Цель: развитие воображения и творческих способностей детей. Потребуется несколько предметов, не имеющих четкого назначения (палочки, кубик, брусок, коробка, картонки, открытки, камешки). Ведущий берет любой предмет и предлагает подумать, чем он может быть в игре. Можно организовать веселое соревнование – кто назовет больше.
  4. «Перевертыши». Для задания используется текст, где в отдельных словах переставлены буквы: «Заяц. Ноги у зайца НЫЕАРЗ (разные). Передние КИЕРОТКО (короткие), задние длинные.  ЭТОМПОУ ЯАЦЗ в  ОРГУ и  БЕТЖИ ОГЛЕК. (Поэтому заяц в гору и бежит легко).  А с горы он ИТЛЕТ (летит) кубарем  РЕЧЕЗ (через)  ЛОГОУВ (голову).

На занятиях по риторике можно вычленить такие этапы, как речевая разминка, изучение главной темы, разыгрывание диалогов, связные суждения детей.

«Сделай серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». К.Д.Ушинский.

ПОЗНАНИЕ МИРА.

«Обитатели степей».

У каждого ученика – карандаш и листок бумаги. Задача учащихся: каждый должен в течение 5-10 минут написать как можно больше названий зверей, птиц, обитающих в степи.

Ученики пишут на листках столбиком одно название под другим. По истечении 5-10 минут учитель дает сигнал на прекращение записи. Затем каждый по очереди зачитывает свои слова. Если зачитываемое слово есть у кого-либо, то он говорит: «Есть». Тогда все написавшие его ( и тот, кто зачитывал) зачеркивают это слово. После того как все зачитывают написанные им слова, каждый подсчитывает количество слов, не повторенное другим, то есть незачеркнутых. Выигравшим считается тот, кто имеет большое количество незачеркнутых слов.

 

«Что где растет».

Цель: знать место произрастания растений. Учитель называет декоративные и дикорастущие травянистые растения. Например: «Ландыш» - дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» - «На лугу»; «Астра» - «В цветнике»; «Ковыль» - «В степи».

«Скажи шестое».

Играет весь класс. Один из учащихся – водящий. Он обращается к кому-либо из учащихся с предложением – «скажи шестое». При этом он должен быстро назвать пять растений ( или зверей, птиц, рыб, насекомых и т.д.), а тот, к кому водящий обращается должен успеть, как только он закончит, немедленно назвать шестое.

Если ответ последует во время, то тот, кто ответил, становится водящим, если нет, водящий остаётся прежний.

«Загадай – отгадаем».

По существенным признакам требуется найти разные овощи. Для этого подбираются самые яркие признаки, характерные для данного растения. Один из учеников выходит за дверь. Все остальные готовят описание овоща в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина, вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен найти овощ на выставке.

«Летает – не летает».

Цель: знать летающих представителей животного мира.

Учитель объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто – нет. В этой игре учитель называет разных зверей, птиц, а дети – отвечают и показывают жестами, летает это животное или нет.

«Назови детенышей».

Цель: знать названия детенышей домашних и диких животных. Учитель называет взрослое животное, а ученик – его детеныша. Начинать целесообразно с названий таких животных, у которых детеныши называются уменьшительной формой от названия взрослых. Постепенно задания нужно усложнять, предлагая назвать детенышей домашних животных – например, коровы, овцы, свиньи, лошади.

«Невод (кто больше знает)».

Цель: закрепление пройденного материала при фронтальном опросе.

Учитель задает вопросы:

 - Кто больше знает признаков зимы?

 - Назови деревья нашей местности.

 - Знаешь ли ты органы человека?

 - Назови полезные ископаемые и т.д.

Вызывается ученик для ответа. Если он не ответил, то остается стоять (т.е. остается в неводе пойманным); верно ответил – садится и продолжает играть. Ответы детей не должны повторятся. В результате игры получится подробный рассказ или характеристика изученного предмета, явления.

Работая под девизом: «Занимательно о природе», учитель включает в различные этапы урока эти и другие игры, и занимательные задания, такие как: «Это интересно», «Кто внимательный?», «Экспресс – опрос», «Доскажи словечко», «Волшебная цепочка», «Бывает – не бывает» и т.д.

Игра и учеба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности  методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

«Из чего состоит пейзаж» (игра с картинками).

Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывать свой выбор.

Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

«Составь портрет сказочного героя».

Цель: закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи слова: вверху, внизу, снизу, между, под.

Примечание: нос находится между глазами. Брови находятся сверху глаз.

Материал: портрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей (лицо пополам и на 4 части – лоб, глаза, нос, рот, подбородок).

«Узнай по силуэту».

Цель: закрепить знания о животных. Учить по силуэту, характерной форме узнавать животное, называть его, описывать внешний вид и те характерные признаки, по которым его определили.

Материал: силуэты различных животных с четкими характерными признаками, выполненные из тонированного картона, линолеума, дерматина и др.

«Найди недостающего героя».

Цель: закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении. Нужно найти пару сказочному персонажу, обосновать свой выбор, рассказать какую роль выполняет этот герой.

Материал: картинки сказочных персонажей (Красная Шапочка и Волк; Дюймовочка и Эльф, и т.д.)

«Найди жанр сказки».

Цель: закрепить знания о сказочно-былинном жанре, научить находить его среди других жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика).

Материал репродукции по разным жанрам.

Эти и многие другие игры, которые я использую на уроках изобразительного искусства, способствуют развитию творческой фантазии, воплощенной в детских работах учащихся. А работы эти очень удивляют своим мастерством и талантом. Что является высшей оценкой труда учителя как педагога.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ.

На уроках трудового обучения в 1 – 4 классах, как отмечается в программе, должен быть заложен фундамент общетрудовой подготовки. Это предполагает, прежде всего, воспитание у младших школьников трудолюбия, бережного, экономного отношения к общественной собственности, формирование основ трудовой культуры.

Именно игровые моменты позволяют учителю переключать внимание школьников с учебного материала на практическую деятельность.

Успех организации игры на уроках трудового обучения во многом зависит от реализации определенных педагогических условий. В качестве основных хочу назвать следующее:

- взаимосвязь содержания игровых заданий с учебным материалом урока;

- направленность игры на развитие у детей интереса к изучаемому материалу;

- обеспечение в игре активной деятельности детей;

- взаимосвязь игры с трудовой деятельностью младших школьников.

Мой опыт показывает, что успешность включения игровых моментов в урок достигается в том случае, если во время игры учитель обращает внимание на формирование эмоционально-положительного отношения младшего школьника к учебной деятельности. Этому способствуют различные дидактические игры, которые я использую на уроках трудового обучения.

 

ИГРЫ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

«Ромашка».

Цель: проверка усвоения детьми видов бумаги и ткани.

Учитель рассказывает о том, что царица полевых цветов Ромашка сшила себе платье, лепестки которого сделаны из различных материалов, а каких, сама Ромашка не знает. Давайте поможем Ромашке.

Детям демонстрируется ромашка, лепестки которой изготовлены из бумаги, ткани, картона, полиэтилена и других материалов. Учащиеся с закрытыми глазами определяют материал, из которого изготовлен лепесток, рассказывают об основных свойствах названного материала.

Ведущая дидактическая задача игр – «Каждой вещи – свое место», «Жмурки», «Что ушло к соседу?» - приучить детей держать все инструменты и материалы на местах.

В игре «Что ушло к соседу?» выясняется, что из твоих вещей лежит на соседней половине стола, и, если к соседу ничего «не ушло», объявляется внимательный рабочий. Так через игру воспитывается культура труда и общения.

Игра «Жмурки» помогает детям запомнить правило рабочего человека: откуда взял – туда и положи. Дети, закрыв глаза, опускают руку на то место, где должен лежать предмет, названный водящим. Постепенно в игре у детей вырабатывается умение и желание держать все предметы на своих местах не только на уроке трудового обучения.

Интересно проходит урок с включением игры «Собери урожай». На прикрепленную к доске картину дети собирают урожай – овощи, фрукты, которые вырезали при помощи шаблонов из цветной бумаги.

Цель игры: усвоить и закрепить трудовые умения по вырезанию фигур неправильной формы, соблюдать правила безопасной работы, порядок на рабочем месте.

В результате проведения данных игр у детей формируются не только специальные трудовые умения, но и готовность к волевым усилиям, чувство коллективизма, ответственности, организованности, самоконтроля, развивается творческое воображение, фантазия.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ».

Дидактические игры – это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей         в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С.Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в  учебную работу.
  2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
  3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения  заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив  и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка.

Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

 

  1. Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  2. Функция формирования психических новообразований;
  3. Функция формирования собственно учебной деятельности;
  4. Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  5. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  6. Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В  дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
  2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость и непринужденность.
  5. Между педагогом детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  6. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, учитель должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

Важно продумать поэтапное распределение игры и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроке закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительскую, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Игра – это деятельность, как известно, свободная, в которую ребенок включается по собственному желанию, заставить нельзя. Так что не следует беспокоиться за умственное перенапряжение  детей в игре. Игра может стать индикатором, по которому педагог сможет судить об интеллектуальных возможностях ребенка. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе дидактической игры у детей создаются благоприятные условия для развития воображения, мыслительной деятельности, а также слаженно работать в коллективе.

Вот уже более 25 лет, работая учителем начальной школы, я применяю дидактические игры, развивающие интеллектуальные способности ребенка, познавательную деятельность, творческие задатки учащихся, способствующие сплочению детского коллектива посредством игровой деятельности.

Психологами доказано, что знания усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Работая над темой «Роль дидактической Иры в процессе обучения», я ставила следующие цели и задачи:

- включать каждого ученика в общую учебную работу;

- развивать познавательную активность учащихся на уроке;

- развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся;

- развивать интеллектуальные способности учащихся;

- расширять кругозор;

- прививать интерес к предмету;

- развивать творческие способности;

- развитие памяти, восприятия, мышления;

- воспитывать нравственные качества.

Обучая своих учеников в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Считаю дидактическую игру стимулирующим фактором в процессе обучения детей в начальной школе. Стремлюсь, чтобы моя педагогическая деятельность была созвучна словам К.Д.Ушинского: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным и познавательным – вот задача первоначального обучения».

Известный казахский писатель Мухтар Ауэзов сказал: «Не тот много знает, кто много жил, а тот, кто много учился». Его слова можно считать свои педагогическим кредо. Ведь в процессе своей педагогической деятельности мы, педагоги, не только обучаем, и воспитывает, мы еще и учимся. Учимся быть настоящим педагогом, воспитателем и просто настоящим человеком, за которым бы пошли дети, которому бы они поверили и познали еще неведомый им мир знаний. Ведь учеба – это великий труд, как для ребенка и его родителей, так и для учителя. И нужно сделать все, чтобы этот труд приносил только радость и полное удовлетворение. А дидактическая игра и есть тот источник, который приносит ребенку полное удовлетворение, как процессом обучения, так и самим собой, как полноправным участником этого процесса. Конечно, это в том случае, если её грамотно включать в учебный процесс. А это уже задача учителя, который заинтересован в конечном результате своей педагогической деятельности. Ведь учитель – это не просто профессия, это призвание души. Я стремлюсь к тому, чтобы моя профессия оставалась призванием души еще долгие годы моей педагогической деятельности.

7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Ш.А.Амонашвили. В школу – с шести лет. М., «Педагогика», 1986.
  2. Н.К.Ахметов, Ж.С.Хайдаров. Игра как процесс обучения. А., 1985.
  3. Л.С.Выготский. Вопросы детской психологии. М., «Союз», 1997.
  4. Дидактические игры и занимательные упражнения. Пособие для учителей. А., 1997.
  5. Л.В.Занков. Новая дидактическая система. М., «Просвещение», 1991.
  6. В.И.Ковалько. Мастер-класс. Пособие для учителя начальных классов. М., «Эксмо», 2007.
  7. А.К.Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий. СПб ., 2002.
  8. В.А.Левин. Учитель: мастерство и вдохновение. М., «Просвещение», 1986.
  9. А.А.Леонтьев. Педагогическое общение. М., «Знание», 1979.
  10. А.Н.Лук. Учись мыслить творчески. М., 1970.
  11. Е.М.Минскин. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры младших школьников». М., «Просвещение», 1982.
  12.  Б.П.Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990.
  13. Н.К.Оразбаева, В.К.Камшилина. Игра как процесс обучения. А., 1985.
  14. И.П.Подласый. Педагогика начальной школы. М., «Просвещение», 2000.
  15. В.А.Сухомлинский. Педагогические сочинения. М., «Просвещение», 1978.
  16. А.В.Хуторский. Развитие одаренности школьников. М., «Просвещение», 1998.
  17. В.Ф.Шаталов. Куда и как исчезли тройки. Точка опоры. М., 1997.
  18. Д.Д.Эльконин. Психология игры. М., 1978.
  19. Д.Д.Эльконин. Психология обучения младшего школьника. М., «Просвещение», 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактической игры в процессе обучения учащихся с недостатками интеллекта»

В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятель...

Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...

Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

Роль  дидактической игры  в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....

Статья "Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников"

В статье представлен материал, раскрывающий вопросы касающиеся применения дидактической игры в начальной школе....

Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Статья на тему "Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников"...

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучения детей с ТМНР страница 56

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучен...