Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников
статья на тему

Трунченкина Ирина Алексеевна

Доклад по теме" Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников

В педагогической литературе многими педагогами уже не раз говорилось о том, как важно активно и целенаправленно формировать интересы, потребности личности. Большая роль в духовном развитии личности, в развитии интересов, конечно, принадлежит школе. Многообразны пути целенаправленного воздействия на личность школьника, на формирование его нравственных чувств, творческих способностей. Необходимо заботиться об интересном, содержательном процессе обучения и разумном, активном отдыхе.

Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят. Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников

Введение

В педагогической литературе многими педагогами уже не раз говорилось о том, как важно активно и целенаправленно формировать интересы, потребности личности. Большая роль в духовном развитии личности, в развитии интересов, конечно, принадлежит школе. Многообразны пути целенаправленного воздействия на личность школьника, на формирование его нравственных чувств, творческих способностей. Необходимо заботиться об интересном, содержательном процессе обучения и разумном, активном отдыхе.

Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят. В детском возрасте игра – это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. В игре испытываются возможности, просыпаются дремавшие до поры силы, способности получают мощный стимул к развитию. Игра, органически присущая детскому возрасту, при умелом руководстве со стороны взрослого способна творить чудеса. Ленивого может сделать трудолюбивым, незнайку знающим, неумелого – умельцем. Помогает включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.

В школьном возрасте игра становится более сложной, т.к. ребенок находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает в малознакомый ему мир другого человека, стремится понять его. Игра начинает приобретать для школьника более осознанный характер, становясь реальным и самым доступным средством познания мира, утверждения в нем себя. С поступлением в школу ребенка доминирующей становится учебная деятельность, и характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается на второй план учебой; кроме школьных уроков надо выполнять еще домашнее задания. Удивляются родители: «Он так рвался в школу! Почему же теперь он не хочет учиться?» Одна из основных причин – это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребенка к процессу обучения, к школе. Поэтому вовлекать его учебный процесс надо с помощью игры, необходимо поддерживать интерес ребенка к учебе. Ведь он, отправляясь в школу, ждет что – то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться. Слова Ш.А. Амонашвили «… без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний, нравственных переживаний, сделать активными участниками и творцами урока» должны стать основным правилом в работе учителя.

Учиться без увлечения невозможно, т.к. это будут лишь механические действия детей на уроке.

Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание интереса у детей к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается, дети проявляют активность, находчивость, сообразительность, что способствует быстрому и легкому усвоению знаний.

Если на уроке будет присутствовать живой, активный дух детства, т.е. будут решаться головоломки, ребусы, будут проводиться викторины и конкурсы, то от этого процесс усвоения знаний будет только выигрывать.

Можно также сказать, что игры детей окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают и развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, справедливость, наблюдательность – словом все, что составляет богатство человеческой личности.

Педагогический смысл игры

Уникален мир Детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как ни приметы волшебной страны, имя которой – Игра.

Игра может быть тихой и шумной, озорной и веселой, умной и нелепой, которая в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным.

Со времен эпидемии оспы, черной чумы, других инфекционных болезней человечество не было подвержено еще такому массовому и всеобщему «заболеванию», которое не признает никаких границ, не поддается никаким прививкам и блокадам, перед которым медицина бессильна. «Заболеванию» носящему научное название – Игра.

Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.

«Для ребенка серьезна всякая игра, ибо, играя, он живет. Он только тогда и живет, только тогда и упражняется, тогда только и растит душу и тело, когда играет….. Чистейшим родником игры, бьющим непрерывно и весело, является жажда играть, стержнем которой надо признать театральный талант. Хорошо еще если взрослые оставляют втуне этот кристальный источник детского вдохновения. Как часто они забрасывают его каменьями своей черствой рассудочности или мусором ленивой деловитости! Но детям не только нельзя препятствовать играть, надо помогать им играть. Надо осторожно, рукою нежной, о любящих пальцах, направлять резвый ручеек в благоприятную сторону по благоприятному ложу. Когда широко открытые глазенки смотрят на Вселенную и от любопытства открывается вслед на ними ротишко, Строгая богачка Наука сажает ребят к себе на колени и рассказывает им свои великие сказки» Луначарский. А.В.

Игра – вечный спутник детства. Досадно, что она порой становится редкой гостьей в домах, является падчерицей в школе – на уроках, даже на переменах. Как ни странно, взрослые, забывшие свое детство, в том числе и многие родители и педагоги, стараясь, как можно скорее обогатить ребенка, стремятся рывками перевести путевые стрелки детства в мир взрослости. Даже сам переход от тонкого и нежного бытия дошкольника к строгому, обязательному дисциплинированному бытию школьника часто идет без промежуточного моста в виде игры – учения.

И начинается:

  • Сиди прямо.
  • Руки на парту
  • Не отвлекайтесь, начинаем решать задачу…

А ребенок смотрит в окно на счастливцев, которые запускают воздушного змея. Детство многое теряет, если из него уходит «вечный двигатель» творчества, активной деятельности, самопознания, самовыражения.

Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить для себя законы, отдаться мечте и радостям.

В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое вливается живительный поток понятий, представлений. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости, любознательности»

Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание, а самовоспитание это сложная систематическая работа над собой. В ней строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игровой метод включает школьника в деятельность и общение, предполагает именно личностный подход. Это особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра имеет огромное образовательное значение. Интересная игра повышает умственную активность ребенка и может решить более трудную задачу на занятии. Это можно считать серьезным основанием для широкого использования игры в организации процесса обучения. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует разнообразных методов. Игра – один из них и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами и т.д.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже поэтому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами польского гения, одного из лучших терапевтов Европы, писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной»

Уже поэтому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир. Игры любимы и жизненно необходимы детям, потому что служат, прежде всего, посредником между миром ребенка и внешним миром.

Сущность, структура и функции дидактической игры. Значение дидактической игры в системе обучения младших школьников.

Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение.

Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, в этом случае легко определить какую игру надо давать учащимся того или иного класса.

Интерес к играм, решение задач, требующих напряжение мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При применении дидактических игр следует соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит. Что цель таких игр достигнута.

Сущность дидактических игр заключается именно в том, что дети, решая умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую, а это повышает его умственную активность.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем школьном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

Дидактическую игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

В самом термине «дидактическая» игра подчеркивается её педагогическая направленность, отражая многообразие применения.

Дидактическая игра имеет свои функции. При этом в качестве основных выделяют обычно следующие:

  1. Организаторскую, в соответствии с которой на уроке широко используются игры – соревнования.
  2. Функции снятия умственного напряжения.
  3. Развивающую, обуславливающую применение необычных форм подачи учебного материала с целью привлечения внимания, т.е. игру надо преподнести так, чтобы дети обратили внимание на решение поставленных задач.

Кроме функций дидактическая игра имеет свою структуру. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается игровыми действиями.

Обязательными компонентами игры являются: правила, игровой замысел, компонент и результат.

Таким образом, обязательными структурными элементами игры являются:

  1. Обучающая дидактическая задача.
  2. Игровые действия.
  3. Правила.
  4. Игровой замысел.
  5. Оборудование.
  6. Результат.

Игровой замысел – первый структурный компонент – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет участникам определённые требования в отношении знаний.

Дидактическая задача – является следующим структурным компонентом дидактической игры. Для выбора игры необходимо знать уровень подготовленности школьников, т.к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания и представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами этой игры (наблюдательность, активность и.т.д.)

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в содержании, трафаретных фраз (развивать внимание, память, мышление) Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять развитию памяти, в других – внимания, а в третьих – мышления.

Каждая дидактическая игра имеет свои правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать, делать игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру через ее правила и действия у детей формируют доброжелательность и выдержку.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями: поднятие карточек, передвижение фишек.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры и придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.

Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату.

Дидактическая игра – это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей, воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Она направлена на развитие у детей раннего возраста мышления, воображения, внимания и т.д.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Использование дидактических игр дает наибольший эффект классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к какому – нибудь предмету.

Создание игровых ситуаций повышает интерес к обучению, вносит разнообразие, эмоциональную окраску в учебную работу.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьника к игре. При его отсутствии или угасании ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет свое дидактическое развивающее значение. В этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – ее эмоциональное начало.

Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к занятию следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. Решающую роль в этом играет эмоциональность поведения учителя. Эмоциональная речь учителя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение. Они занимаются охотно, с интересом, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний и умений. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификаций. В первую очередь коллективные игры следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры:

  • обучающие
  • контролирующие
  • обобщающие

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовленности к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены они на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

В коллективных играх формируются нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания, эмоции. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

«В коллективных играх вырабатываются дети – организаторы, дети – вожаки, умеющие стремиться к цели, увлекать за собой и других» - Н.К. Крупская

При организации дидактической игры необходимо придерживаться следующих положений:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Содержание предлагаемого материала должно быть доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать зоркость и внимание.
  3. Дидактичсекий материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст достаточного эффекта.
  4. При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль за результатом со стороны всего коллектива учащихся и выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным, справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, к недовольству участников игры.
  5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес детей к этой игре.
  6. Если на уроке проводится несколько дидактических игр. То легкие или более трудные должны чередоваться.
  7. Игровой характер при проведении уроков должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
  8. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, красивой и краткой.
  9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат.

Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Эпизодическое или однообразное использование дидактических игр не оказывает существенного положительного влияния на мотивацию учения. Правильно поступают те учителя, которые предварительно распределяют в игры системе уроков таким образом, чтобы дети получали эмоциональную поддержку в период более сложной работы над учебным материалом или чтобы разрядить однообразие тренировочных упражнений. Чтобы не действовать по принципу: «когда пусто, когда густо», полезно представить себе тот диапазон игр, которые можно использовать не только в первом классе, но и на протяжении всей начальной школы, изменяя правило, усложняя содержание.

Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной активности.

Игра является средством умственного развития. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнение сравнения и обобщения.

Значительного образовательного эффекта с помощью игры учитель может достигнуть в случае, когда учебная задача так сочетается с игрой, что ученик совершенно определенно воспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к ее решению сознательно, но при этом все - таки играет.

Главная задача учителя при проведении игр – это правильное их построение и умелое использование на уроке.

«Не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игровую форму обычные тренировочные упражнения. Игровые моменты ничего не изменяют, а только отнимают время на некоторые необдуманные ритуалы» - писал

В.Т. Стрезикозин.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании.

Заключение

Роль дидактической игры заключается в том, что она благотворно влияет на усвоение знаний и умений, повышает интерес к учению, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, развивает память и сообразительность.

Дидактическая игра снимает утомляемость, поддерживает внимание. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Дидактическая игра увлекает, заставляет задуматься и проявить инициативу. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение.

Игра является определяющим фактором активизации познавательной деятельности. Она положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...

Методические разработки на тему: «Дидактические игры как средство обучения младших школьников»

СодержаниеВведение Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Исторические  предпосылки  возникновения  игры.1.2 Современные  дети  современные  игры.1....

Особенности использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

Роль  дидактической игры  в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта....

Статья "Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников"

В статье представлен материал, раскрывающий вопросы касающиеся применения дидактической игры в начальной школе....

Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Статья на тему "Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников"...

Дидактическая игра как средство обучения младшего школьника

С поступлением в школу в жизни ребёнка происходит целый ряд изменений. Среди них  - появление новой деятельности – учебной. Но не следует забывать, что ученик ещё недавно был дошкольником, ...

Дидактическая игра как средство обучения младших школьников

Статья "Дидактическая игра как средство обучения младших школьников"...