Система логопедической работы в школе.
статья по логопедии (1 класс) на тему

Петрова Юлия Константиновна

Успешность ребенка в обучении во многом зависит от уровня овладения связной речью. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Речь в дальнейшем для любого человека – это средство усвоения общественно-исторического опыта, это орудие интеллектуальной деятельности и познавательных усилий. Детям с хорошо развитой речью легко выразить свои мысли,  описать эмоции, легче познавать и усваивать  новое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система логопедической работы

по преодолению нарушений фонематических процессов

у детей младшего школьного возраста.

С момента перехода школы на ФГОС создалась ситуация, позволяющая по-новому оценить и выстроить логопедическую работу в общеобразовательной школе.

Это, прежде всего, помощь в становлении полноценной, содержательной, логичной и последовательной речи детей.

Успешность ребенка в обучении во многом зависит от уровня овладения связной речью. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Речь в дальнейшем для любого человека – это средство усвоения общественно-исторического опыта, это орудие интеллектуальной деятельности и познавательных усилий. Детям с хорошо развитой речью легко выразить свои мысли,  описать эмоции, легче познавать и усваивать  новое.

В последнее время наблюдается рост количества детей-первоклассников с общим недоразвитием речи : это нарушения средней степени.

(2 слайд – схема школы полного дня, 3 слайд – фото с занятий)

Поэтому в рамках «Школы полного дня», работающей в нашей школе именно для того, чтобы  после уроков помочь раскрыть и проявить ребенку свои способности  или разрешить некоторые проблемы – и появился данный курс «Логопедия». Он оформился в целую программу, рассчитанную не на один год, достаточно актуальную на сегодняшний момент, так как она помогает младшему школьнику адаптироваться в его учебной деятельности и способствует его социализации.

В ходе обучения формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств необходимых для успешного и результативного обучения в  общеобразовательной школе.

Логопедия тесно связана с риторикой с ораторским искусством. 21 век можно считать веком новых технологий. Одна из основных составляющих современного общества  умение правильно говорить.

Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?

  1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить.

2. Слова паразиты – самый главный враг хорошего ораторского искусства. Постарайтесь их исключать из своей речи. Как правило, люди используют данные слова тогда, когда не знаю что сказать, сильно взволнованы, либо спешат выразить свою мысль. Учитесь думать о том, что говорите.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

Скороговорки помогают тренировке темпа речи.

Полили ли лилию, видели ли Лидию? ( вместе ,один ряд – второй ряд , громко, тихо ,четко)

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой.  На занятиях учим пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Со временем, когда ребёнок расширит свой словарный запас, и начнет применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась его речь, как собеседники внимательно вслушиваются в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за высказываниями и фразами.

Работам не только над грамотной устной речью, огромное внимание уделяется и письменной речи.

По своей программе я работаю третий год.

В письменных работах учащихся начальных классов встречается много ошибок, вызванных несформированностью фонематического слуха и недоразвитием навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Ликвидация ошибок на письме может произойти только в том случае, если проводить последовательные и систематические занятия по устранению фонематического недоразвития.

(4 слайд – направления работы)

Система работы по преодолению фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

Коррекция звукопроизношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух.

Последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе формирования фонематических процессов.

(5 слайд- цель)

Цель данной системы:

  • формирование фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Основные задачи:

  • постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь;
  • отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо, смазано;
  • длительная работа, максимально направленная на формирование у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточнённые и исправленные);
  • формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков;
  • закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребёнку, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку, т.е. обучение ребёнка более сокращённым и обобщённым операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.

Занятия строятся следующим образом,

Задания, которые используются для работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей младшего школьного возраста.

Задания для работы с разрезной азбукой

1.    Предложить составленное слово переделать в другое при помощи замены буквы или нескольких букв (суп – сук – сок – сом – сын; зал – зол – зоб - зов);

2.    Используются также таблицы с готовой основой, где нужно вставить или заменить буквы или слоги (перфокарты, абаки).

3.    Вставь такие гласные буквы,  чтобы получилось несколько слов. Сколько слов получилось?

С                                         З

с-р                        н-с                                з-б

с-к                        р-с                                з-л

4.  Замени первую букву в словах, с новым словом устно составь предложение.

на  «С»                          на        «З»

Мало-сало                                губы -зубы

палки -                                 набор -

5.  Замени последнюю букву в словах на букву «с».

Бак – бас, лев - ….., труд - …., голод - …, морж….

6.К данным словам добавь букву «с» . Какие слова получатся?


Тройка – стройка

наряд - …………..

клад - …………

мех - …………

Постепенно в упражнения включают более сложный материал, разнообразные задания для самостоятельного выполнения:

- составление слов по первому или последнему слогу с использованием картинки и без неё;

-   составление ряда слов из слогов, данных вразбивку;

-  вставка пропущенного слога или буквы;

-  составление слов из рассыпных букв  и др.

Игры и  упражнения

  1. «Будь внимательным» (в кругу с мячом). Учитель-логопед  предлагает ребятам передавать мяч на каждое произнесенное им слово, но, если в слове есть звук «с» («з»), бросить мяч назад учителю.
  2.  «Сколько точек, столько букв» (для игры необходим кубик, на гранях которого 2точки, 3 точки, 4 ит.д.) Ребенок бросает кубик и должен назвать слово, в котором столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика. Слово должно содержать звук «с» или звук «з» по заданию учителя.

(16 слайд)

  1. «Выдумщик». Придумай из каждой буквы данного слова другие слова.

с

у

м

к

а

з

а

м

о

к

сом

улитка

магнит

кошка

астра

зонт

атака

мак

ослик

кит

4.Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.

Игра «Команды». Ребенку предлагается выполнить ряд команд учителя.

-Раздели слово собирали (заколыхала) на слоги. (со-би-ра-ли);

-прочитай слово по слогам, начиная с конца (ли-ра-би-со);

-прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов (- би-ра-ли);

-прочитай слово по заданной последовательности 2,4,3,1 (би-ли-ра-со).

Задания для письменных работ

1.      Нарисуйте картинки на заданный звук, в названии которых пять звуков.

Например:, слива, санки., сумка; забор, зайка, замок.

2.    Нарисуйте такие картинки, чтобы по первым звукам названий можно составить слово слон; зонт.

Например: солнце, ложка, облако, нос; замок, обруч, носок, трава.

Диктанты с предварительным устным анализом

Задание:

1. Прослушать текст и сказать, о чём в нём говорится.

2. Логопед читает текст по предложениям, а дети запоминают и называют слова со звуком «с» («з»).

3. Записать текст под диктовку.

4. Подчеркнуть слова со звуком «с» («з»).

Таким образом

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей. Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.  Работа логопеда  направлена на  формирование устной и письменной речи обучающихся .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями.

 Как показывает практика, дети с различными нарушениями речи (ОНР, ФФНР), в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, могут испытывать трудности, связанные с ориентацией в окружающем...

Разработка системы логопедической работы по формированию синтаксических обобщений в речи учащихся 3 - 4 классов с задержкой психического развития.

Разработанная на основе изученного материала и собственного исследования система работы по развитию синтаксических обобщений в речи учащихся 3-4 классов с ЗПР, основанная на психолингвистическом подхо...

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....

Система логопедической работы по развитию речемыслительной деятельности

Данная система логопедической работы по развитию связной речи через формирование речемыслительной деятельности составлена для работы с обучающимися, имеющими Общее недоразвитие речи (III, IV уровень р...

Система логопедической работы в условиях общеобразовательной школы

Описание системы логопедической работы в общеобразовательной школе...

Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей  на логопедических занятиях....