Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
статья по логопедии по теме

Жильцова Елена Ивановна

Доклад на педагогические чтения.

В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedchteniya.docx44.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 17"

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад

на муниципальные педагогические чтения

Жильцова Е.И.,

учитель-логопед

г. Старый Оскол

2013

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в настоящее время приобретает особую значимость. По данным, приводимым в средствах массовой информации, 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, 30—35% детей, поступающих в школу, уже имеют органические заболевания. Среди них более половины составляют дети с задержкой психического развития.

Актуальность Проблема  нарушений  письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Проблема детей с определенными отклонениями в развитии, обучающихся в общеобразовательной школе, в последние десятилетия является очень актуальной и привлекает внимание ученых разных специальностей (физиологов, психологов, лингвистов, педагогов). По данным Института возрастной физиологии РAО, количество детей со школьными проблемами в массовой школе неуклонно растет и колеблется от 35% до 60% (в экологичeски неблагоприятных регионах России количество детей со школьными трудностями может превышать 80%).

Степень новизны опыта состоит в адаптации и систематизации известных логопедических методик по устранению нарушений устной и письменной речи учащихся к содержанию и особенностям коррекционно-развивающего обучения.

Каждый год, с 1 по 15 сентября проводится логопедическое обследование устной  и письменной  речи. Логопедическое обследование первоклассников, поступивших по направлению ПМПК в специальные коррекционные классы проводится по той же схеме, что и обследование детей – логопатов, однако оно имеет некоторые особенности: необходимо более подробно обследовать состояние высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Психологическое обследование проводится школьным психологом, если же психолога в школе нет, то обследование может провести логопед.

В ходе обследования состояния устной и письменной речи, логопед выясняет, какая преобладает  у ребенка память, каково восприятие, мышление,  может ли ребенок анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное, существенное и т. д. Данные, полученные в ходе обследования, логопед анализирует и заносит в речевую карту.

Для полного обследования состояния речи детей, поступивших в класс СКК, я использую «Тестовую методику диагностики устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Данная методика, на мой взгляд, лучше всего подходит для того, чтобы дать качественную и количественную оценку состояния речи детей с ЗПР.

По данным исследования можно сделать вывод о том, что речь детей с интеллектуальной недостаточностью, характеризуется ограниченностью и бедностью словарного запаса.

Школьники с задержкой психического развития (ЗПР) не знают названий многих предметов, которые их окружают (кружка, перчатки) – 63%, особенно названий отдельных частей предметов (спинка, страница, рамка) – 86%.

В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением – 56%, отсутствуют слова обобщающего характера (фрукты, посуда, обувь) – 34%. Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей животных (у кошки – киска, у собаки - собачонок) – 69%. В активном словаре учащихся с ЗПР отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения      (ползает, скачет) – 78%. Глаголы с приставками чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришёл, перешёл – шёл) – 82%. Дети употребляют незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета – 59%. Называют только основные цвета, величину, вкус.[5]         

Не менее распространенными недостатками лексической стороны речи учaщихся является неправильное понимание слов и не точное их использование. Так, словом ботинки дети называют сапоги, туфли, галоши; словом рубашка – кофту, куртку. Словом – заменителем при этом является название предмета, наиболее часто встречающегося в жизни ребенка.

        Отмечается очень резкая разница между пассивным и активным словарём. Пассивный словарь больше активного, но он с трудом актуaлизируется, часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос. [9]

         Помимо сведений о раннем психическом, физическом, речевом развитии, данных логопедического обследования в речевой карте фиксируются данные педагогического наблюдения, состояние невербальных психических функций, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, уровень обучeнности и обучаeмости детей с ЗПР.

         Анализируя все данные, полученные в ходе обследования, логопед ставит речевой диагноз (логопедическое заключение). Кроме этого на каждого ребенка заполняется таблица, отражающая в баллах уровень успешности выполнения заданий по методике Фотековой.

Сводная таблица бально – уровневой диагностики по Фотековой Т.А.

обучающихся  1 «В» класса МОУ «ООШ № 17»

на конец  2010 – 2011 учебного года

Фамилии

Показатели

А.Артём

Виктория

 

Михаил

Артём

Давид

Фонематическое восприятие  (5б)

2,25

2

2,25

0,5

1,25

Артикуляционная моторика (5 б)

3,75

3,25

3

3,25

3

Звукопроизношение

(15б)

15

12

15

15

9

Слоговая структура

(5 б)

4,25

4,25

2,5

1

1,25

Грамматический строй ( 30 б)

9,75

16,75

15,5

8,75

10,25

Словообразование

 ( 30б)

6

10

11

7,25

8,75

Связная речь ( 30 б)

6

9

7.5

3

4

Баллы (120 б)

47

57,25

56,75

38,75

37,5

%

39,2%

47,7%

46,6%

32,3%

31,3%

Уровень успешности

I

II

II

I

I

Iуровень – 44,95 % и ниже                           IIIуровень – 79,9 – 65 %

IIуровень – 64,9 – 45 %                                 IV уровень – 100 – 80 %

Сводная таблица бально – уровневой диагностики по Фотековой Т.А.

обучающихся  2 «В» класса МБОУ «ООШ № 17»

на конец 2011 – 2012  учебного года

Показатели/Фамилии

А.Артём

Виктория

Михаил

Артём

Давид

Фонематическое восприятие  (5б)

3

2,5

6

2.5

2

Артикуляционная моторика (5 б)

5

5

5

5

5

Звукопроизношение (15б)

15

15

15

15

15

Слоговая структура (5 б)

5

5

3

3

3.5

Грамматический строй

( 30 б)

12,6

20,5

17

13

13.5

Словообразование  ( 30б)

12

24,5

15.4

14.8

15

Связная речь (30 б)

10,2

18,5

11

9

9

Баллы (120 б)

62,8

91

72.4

62.3

63

Исследование навыков языкового анализа (30 б)

22

28

15

15

15

Исследования навыков письма( 45 б)

21

45

15

12

18

Исследование навыков чтения (45 б)

20

30

20

20

25

Баллы (120 б)

63

103

50

47

58

Итого:баллы (120 б) + (120 б)

125 б.

187б.

122.4 б.

109 б.

121 б.

%

52%

78%

51%

45,5%

50,4%

Уровень успешности

II

III

II

II

II

I уровень – 44,95 % и ниже                           III уровень – 79,9 – 65 %

II уровень – 64,9 – 45 %                                 IV уровень – 100 – 80 %

Сводная таблица бально – уровневой диагностики по Фотековой Т.А.

обучающихся  3 «В» класса МБОУ «ООШ № 17»

на конец 2012 – 2013  учебного года

Показатели/Фамилии

А. Артём

Виктория

Михаил

Артём

Давид

Фонематическое восприятие  (5б)

5

4,5

5

4.5

5

Артикуляционная моторика (5 б)

5

5

5

5

5

Звукопроизношение (15б)

15

15

15

15

15

Слоговая структура (5 б)

5

5

4,5

4

5

Грамматический строй

( 30 б)

15

23,2

22

18

21

Словообразование  ( 30б)

21

27

19,7

18,1

20

Связная речь (30 б)

16,2

22

15

12,6

19

Баллы (120 б)

                                              72,2б.

 101.7 б.

86 б.

77.2 б.

90 б.

Исследование навыков языкового анализа (30 б)

25

30

28

25

28

Исследования навыков письма( 45 б)

36

45

45

32

30

Исследование навыков чтения (45 б)

28

42

32

22

32

Баллы (120 б)

   89 б.                    

117

105

79

90

Итого:баллы (120 б) + (120 б)

 161,2 б.

218 б.

191 б.

156 б.

180 б.

%

67%

85%

79.5%

65 %

73 %

Уровень успешности

III

IY

III

III

III

I уровень – 44,95 % и ниже                           III уровень – 79,9 – 65 %

II уровень – 64,9 – 45 %                                 IV уровень – 100 – 80 %

Пользуясь данными таких таблиц, в конце всей логопедической работы, проведенной в течение 3-х лет, можно вывести определенный график, отражающий результативность проведенной работы.

          В зависимости от логопедического заключения комплектуются группы, составляется расписание логопедических занятий.

          Основная форма логопедической работы в классах С(К)К – групповые занятия.

          Наполняемость логопедической группы с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР – 2-4 человека, подгруппы-2 человека.

С обучающимися классов С(К)К   проводятся также индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Один и тот же обучающийся может быть зачислен как на индивидуальные занятия, так и в группу. В первую очередь на логопедические занятия зачисляются oбучающиеся 1 класса, а обучающиеся 4 класса, речевое рaзвитие которых скoрригировано, можно на занятия не брать (при загруженности логопеда, например, на одного логопеда 3 класса С(К)К). Согласно документу, на одного логопеда должно приходиться 15-20 обучающихся классов С(К)К.

          Продолжительность индивидуальных занятий 15 минут, подгрупповых – 20-25 минут, групповых – 40 минут (в 1 классе – 35 минут).

          Логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю (с 16 сентября по 15 мая) во внеурoчное время (иногда, по договоренности с администрацией школы, детей можно брать иногда с уроков физической культуры, музыки, рисования, труда). Если ребенок не посещает группу продленного дня, то он приходит на занятия из дома. Ответственность за посещение логопедических занятий несет учитель, логопед, воспитатель и родители.

        В начале учебного года логопед составляет ГОДОВОЙ ПЛАН работы, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ коррекционной работы для каждой группы oбучающихся на учебный год. План рассчитан на 3-4 года работы с обучающимися.

      Учитель-лoгопед одновременно работает над всеми компонентами речевой системы: звуковой стороной речи,  лексико-грамматическим строем

и связной речью.

       Коррекционное обучение строится по 3 этапам.

   С обучающимися 1-2 классов работа проводится по 1 этапу, целью которого является формирование фонематических представлений на базе развития фонематического восприятия.

   С обучающимися 3 класса – по 2 этапу, цель: развитие лексико-грамматического строя.

    С обучающимися 4 класса – по 3 этапу, цель: развитие связной речи.

        Темы условно распределены по четвертям. Темы групповых занятий, порядок их прохождения зависят от тематического планирования учителя.

         На основе перспективных планов составляются тематические и поурочные планы. В тематическом плане отражена работа по развитию высших психических функций, эта работа проводится на каждом логопедическом занятии. Особенность работы учителя-логопеда с классами С(К)  заключается в том, что при работе с детьми с ЗПР ни одну из тем нельзя опустить, логопед должен вeсти логопедические занятия строго по плану (с нормально развивающимися детьми некоторые темы можно объединить или дать схематично, в общих чертах).

           Структура логопедического занятия традиционна, особенность состоит в том, что каждый этап проводится через развитие высших психических функций, все этапы должны быть взаимocвязаны и подчинены ocновной цели занятия. Этапы, их пocледовательность строго соблюдаются и отрабатываются в полном объеме. Все логопедические занятия необходимо проводить по четко отработанной схеме - результативность будет выше, если добиваться, чтобы каждый ребенок понял тему.

     

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ КЛАССОВ С(К)К:

- не рекомендуется на одном занятии брать много лексического материала, материал давать дозировано, небольшими порциями, усложнять его следует постепенно;

- на логопедических занятиях использовать красочную наглядность, дидактические игры, игровые моменты, как можно больше опор, схем, графических моделей, планов, изыскивaть способы облегчения трудных заданий, применяя принципы полимодальности и многосенсорности;

- темп занятия должен соответствовать возможностям обучающихся с ЗПР;

- на занятиях четко и ясно формулировать вопросы;

- для предупреждения наступления утомления или для его снятия необходимо вовремя проводить физкультминутки и динамические паузы; разнообразить виды заданий, переключать внимание с одного вида деятельности на другой;

- на каждом занятии проводить словарную работу, объяснять значения слов, т. к. каждое 7 слово ребенку с ЗПР непонятно;

- необходимо дифференцировать задания, предлагаемые детям, по уровню сложности, осуществлять разноуровневый подход;

- детям с ЗПР необходимо постоянно помогать, подсказывать, помнить, что они нуждаются в индивидуальной помощи, дополнительном объяснении, стимуляции;

- необходимо вселять в детей уверенность в свои силы, т. к. у них низкий уровень самокритичности, следует поощрять даже малейшие успехи детей с ЗПР.

         Логопедическая работа должна строиться нe как простая тренировка умений и навыков, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка с ЗПР.

Нужно стараться так организовать педагогический процесс, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции речевых расстройств.

Библиографический список

  1. Адилова М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. 1988. № 4.
  2. Адилова М. Ш. Особенности психомоторики младших школьников с ЗПР: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988.
  3. . Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975. № 6.
  4. Власова Т. А., Лубовский В. И., Никашина Н. А. Дети с ЗПР. - М., 1984.
  5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1984.
  6. Жильцова О. Л. Фонематическое и лексико-грамматическое развитие старших дошкольников с нарушением интеллекта // Тезисы докладов. - М., 1975.
  7. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР. - СПб., 1992.
  8. Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» –М.,1999.
  9. Садовникова И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоления у младших школьников». –М.,1997.
  10. Тригер Р. Д Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи //Дефектология. 1987. № 5.
  11.  Тригер Р. Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектология. 1972. №5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...

Игровые технологии на логопедических занятиях по исправлению нарушений устной и письменной речи.

Игра, игровой элемент на уроке – это возможность такой организации учебного труда детей, которая, не требуя слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным, а, как извест...

Систематизация дидактического материала для предупреждения нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ (1-4 класс)

Пояснительная записка.Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в сред...

Рабочая программа "Логопедическая коррекция устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов"

Программа разработана с учётом новых ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов»

Данная Рабочая программа по логопедии представляет собой коррекционно-развивающую систему в соответствии с ФГОС НОО и направлена на предупреждение, оказание комплексной помощи и  своевременное пр...