конспект занятия по дифференциации звуков р и л.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Панфилова Любовь Геннадьевна

Предлагаю свой вариант последнего этапа постановки правильного звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_r_i_l.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

По дифференциации звука [л] и [р]

Тема: звуки [л] и [р]

Цель: дифференциация звуков [л] и [р] в слогах, словах, предложениях

Задачи:

коррекционно-образовательные: создать условия для формирования умения дифференцировать звуки «Л» - «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении; закрепить понятия место звука в слове, активизации словаря по теме «Зимние забавы».

коррекционно-развивающие: создать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, интонационной выразительности речи, воображения, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные: создать условия для формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование:

Речевой материал:

Организационный момент:

Добрый день. Желаю тебе успехов в сегодняшнем занятии и хорошего настроения.

Сегодня мы научимся определять какой звук будем произносить в словах. А какие звуки будем использовать ты узнаешь после гимнастики.

Артикуляционная гимнастика

«Качели»

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз.

«Часики»

Влево-вправо, влево-вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Дятел»

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

«Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

«Лошадка»

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок,

И поскачем на лужок.

«Лопаточка»

Язычок широкий, гладкий-

Получается лопатка.

«Чьи зубы чище»

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, чтоб они.

«Маляр»

Язык как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Сообщение темы урока. Сейчас мы с тобой прослушаем аудиозапись – чистоговорки. Каждую будем повторять и выявим с какими звуками будем сегодня работать.

Ра-ла-ра- на дворе стоит гора.

Ра-ла-ра- есть у дерева кора.

Ра-ла-ра- у апельсина кожура.

Ра-ла-ра- футбол-спортивная игра.

Хоровое и индивидуальное проговаривание изолированных звуков. Перед  тобой две игрушки. Какие это животные? Как их называют? (Тигр, дятел)

        Обрати внимание на последние звуки в этих словах. Какие они? Как мы их произносим?

Как себя ведут язык, губы, дыхание, голосовые связки?

Звук [л]

-что делают губы? (губы растянуты в улыбке)

-в каком положении находятся зубы, челюсти? (Между верхней и нижней челюстью есть небольшая щель)

-что в это время делает язычек? (кончик языка упирается к потолочку, или к верхним зубам.) средняя часть спинки языка опущена, задняя часть поднята.)

- куда и как направлена струя воздуха? (Струя воздуха плавная, проходит по бокам языка)

- что происходит с голосом?(горло дрожит, значит голосовые связки работают)

Звук [р]

Что делают губы? (губы растянуты в улыбке)

Какое положение зубов? (Между верхней и нижней челюстью есть небольшая щель)

Что делает язык? (кончик языка касается бугорков за передними верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха язык дрожит)

Как направлена струя воздуха? (Сильный напор воздуха проходит по спинке языка)

Как работает наш голос? (Голосовые связки работают, горло дрожит. Есть голос)

Физкульминутка.

Сравнение артикуляции: чем похожи и чем отличаются эти два звука?

СХОДСТВА

РАЗЛИЧИЯ

Губы растянуты в улыбке

Оба звука согласные, звонкие, твердые.

При произнесении кончик языка принимает положение у верхних зубов и т.д.

При произнесении звука л:

Струя воздуха проходит не по спинке языка , а по его бокам.

Губы не растянуты слишком сильно.

Язык образует не ложечку, а желобок

Между нижней и верхней челюстью промежуток меньше

При произнесении звука л язык не дрожит

Струя воздуха плавная и т.д.

Дифференциация звуков. Тигр подготовил нам задания. Давай их выполним. Как только ты услышишь его звук – хлопай в ладоши, а если услышишь последний звук в слове дятел – то топай

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

физкультминутка

Молодец! И ты справился с заданием.

Теперь  я буду произносить слоги, а ты встань – когда услышишь слог со звуком Р, улыбнись – когда услышишь слог со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Дятел подготовил игру. Игра «Назови что это?». Назови что изображено на картинках и какой звук в них последний. Подумай, правильно ли ты их назвал. Проверь по записям с обратной стороны картинок.

Помидор,  Пенал,  Забор,  Мел,  Вокзал, Тротуар, Карнавал.

        Перед тобой картинки и каждая из них подписана. Замени звук Л на звук Р в слове и получишь новое слово.

Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука

Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко

Дифференциация в предложениях.

Добавь в конце слог РЫ или ЛЫ. Объясни, что значат эти слова. Давай составим схемы предложений.

В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...

Домашнее задание: Выучить скороговорки


Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Владислав слушает слова, а слышит слоги.

Итог: Чем мы сегодня с тобой занимались? Все ли у тебя получилось? Очени свою работу по шкале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

конспект логопедического занятия "Слуховая дифференциация звуков [н]-[н,] на конце слов".

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  3 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса.

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...

Конспект занятия по дифференциации звуков З - Ж

Конспект слухового занятия по дифференциации звуков З - Ж на материале слогов, слов, предложений....