Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Хабибуллина Ольга Дмитриевна

Рассматривая основные направления коррекционной работы, логопед и психолог, параллельно работают над развитием личности ребенка в целом, при этом каждый выполняет свою роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashe_zanyatie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья

Рассматривая основные направления коррекционной работы, логопед и психолог, параллельно работают над развитием личности ребенка в целом, при  этом каждый выполняет свою роль психолог - активизация интеллектуальной деятельности, развитие эмоциональной сферы детей, логопед - коррекция и развитие речи.

Нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций), двигательной сферы, произвольности приводят к тому, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) почти с первых дней обучения в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. У большинства детей слабая нервная система. Нестабильность эмоциональной сферы выражается в нерешительности, конфликтности, двигательной расторможенности, снижении уровня умственной активности, страхах, в неумении выражать свои чувства. Учителями отмечается быстрая утомляемость учащихся, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, снижение школьной и учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. У детей ОВЗ  наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляцией произвольной деятельности, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая продуктивность процессов памяти, словесно-логического мышления.

Эти учащиеся  нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Также необходима для них,  и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.

Успешную коррекцию психических процессов и эмоционально-волевой сферы можно достичь в интегрированных уроках психолога и логопеда.

Исходя из этого, основным содержанием психологической  и логопедической работы должно быть в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (т.е. ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче).

Психолог и учитель-логопед преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Группа детей, в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.

Вокруг ребенка с ОВЗ  должно создаваться единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь специалистов возможна при совместном планировании работы, при правильном и четком распределении задач каждого педагога, при осуществлении преемственности в работе психолога и логопеда соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Цели:

  1. Активизация и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер, направленные на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
  2. Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий психолога и учителя-логопеда.

Теоретическая значимость определяется тем, что результаты проведения интегрированных занятий позволяют расширить и углубить знания об особенностях младших школьников с ОВЗ.

Практическая значимость заключается в разработке приёмов коррекционной работы, способствующих активизации и развитию познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер младших школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы психолога и учителя-логопеда.

Интегрированные занятия проводятся 1 раз в месяц и имеют следующий план:

  1. с наращиванием степени сложности материала;
  2. имеют тематическую направленность;
  3. практическое применение полученных умений и навыков.

Этапы: 

  1. установление контакта, проверка мотивации;
  2. сообщение темы занятия, план работы;
  3. подготовительная работа;
  4. актуализация имеющихся знаний;
  5. понимание, закрепление, объяснение, усвоение знаний:
  6. первичное, в расчете на самого слабого ученика;
  7. системное, серия заданий на отработку и понимание нового знания.
  8. итог занятия: повторение содержания заданий, хода и логики занятия; взаимная оценка и самооценка деятельности учащимися.

Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, "включение" всех типов модальностей (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический, вкусовой, эмоциональные).

Формы выполнения заданий:

  1. индивидуальная
  2. пара
  3. группа

Деятельность обучающихся оценивается с использованием шкал самооценки: например, активность, интерес, правильность, аккуратность, старательность и др.

Учащиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.

На интегрированных занятиях планируется широко использовать: игровой материал, кукольный театр, арт-терапию (работа с пластилином, красками), сказкотерапию, хромотерапию (воздействие с помощью цвета), пескотерапию, музыкотерапию (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видео - игры), нейропсихологические упражнения, элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения, нейролингвистическое программирование (задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия) и др.

Задачи интегрированных занятий психолога и учителя-логопеда:

I. Образовательные

  1. Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
  2. Обогащение словарного запаса у учащихся с нарушениями речи, развитие вербального интеллекта, понимания и применения грамматических правил.
  3. Обогащение практического опыта учащихся, самопознания и рефлексии.

II. Коррекционно-развивающие

  1. Развитие произвольности психических процессов обучающихся.
  2. Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирования умственных действий.
  3. Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.
  4. Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия, развитие скорости, понимания и техники чтения обучающихся  нарушением речи.
  5. Развитие зрительной памяти, воображения, творческих способностей,  мышления.
  6. Развитие мелкой и крупной моторики, динамических особенностей, темпа выполнения заданий.
  7. Развитие пространственных и временных ориентировок обучающихся с  нарушением речи.
  8. Развитие личностных особенностей обучающихся, навыков группового взаимодействия и сплоченности.
  9. Формирование речевой и интонационной выразительности, правильного речевого дыхания, темпа, ритма, громкости, силы голоса.

III. Воспитательные

  1. Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека, признание уникальности и неповторимости каждого.
  2. Привлечение внимания обучающихся к окружающему миру.

IV. Здоровьесберегающие

  1. Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики и т.д.
  2. Учет перегрузок обучающихся путем применения здоровьесберегающих технологий.
  3. Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала обучающимися, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
  4. Учет стиля общения с обучающимися -  личностно-ориентированный, гуманистический, направленный на сотрудничество и поддержку.

Эффективность занятий оценивается:

  1. по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики ;
  2. по результатам промежуточной и итоговой успеваемости;
  3. по положительным отзывам учителей, воспитателей и родителей;
  4. по наблюдениям психолога и учителя-логопеда.

Примерное тематическое планирование интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога.

Цикл интегрированных занятий под общей темой "Волшебное путешествие".

№ п/п

Тема

Направления

Класс

Кол-во часов

Срок проведения

Учитель-логопед

Психолог

1

«Здравствуйте! Приятно познакомиться!»

Звуки и буквы

Мотивация, учебные навыки

1

1

сентябрь-октябрь

2

Путешествие в сказку

Дифференциация звуков и букв

Эмоционально-волевая сфера

2

1

ноябрь-декабрь

3

Волшебный город

Лексика, грамматика, связная речь

Личность и самосознание

3

1

январь-март

4

А ты кто? Или Кем быть?

Лексика, грамматика, связная речь

Я и другие

4

1

апрель-май

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 2003.

Акименко В.М. Новые логопедические технологии.РнД.,2009

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 2000.

Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.  – М.,2004.

ГалкинаГ.Г.,Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить.-М.,2004

Глазунов Д.А. Психология. – М., 2008.

Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2007.

Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М. 2004.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2009.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.: Владос, 2009.

Крупенчик О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! СПб., 2009

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М.,2007.

Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков  - М., 2005.

Степанова О.А.  Профилактика школьных трудностей. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию  в подготовительном классе "Забавные истории из жизни Деда Мороза". Коррекционно-образ...

Интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога для обучающихся 1-х классов "Осенний букет"

На интегрированном занятии учителя - логопеда с педагогом - психологом приводятся примеры  совместной работы на разных этапах коррекционных занятий для обучающихся 1-х классов, имеющих речевые на...

Конспект интегрированного занятия учителя - логопеда и педагога-психолога

Представлен конспект интегрированного индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука л "День рождения у Слоненка"...

Интегрированное занятие учителя- логопеда и учителя- тифлопедагога по ориентировке в пространстве для обучающихся с нарушением зрения 1 класса . Квест- игра: Путешествие с Колобком .

Интегрированное занятие учителя- логопеда  и учителя- тифлопедагога   по ориентировке в пространстве"Квест- игра: Путешествие с Колобком " разработано для обучающихся...