Особенности формирования речи у малышей с РАС
статья по логопедии на тему

Внешне ребенок выделяется своей погруженностью в оральные аутостимуляции.Раннее речевое развитие у такого ребенка обычно имеет ряд особенностей.До 2-2,5 лет может происходить постепенное обогащение активного словаря ребенка за счет слов, которые произносятся окружающими чаще всего в быту.Однако все эти слова или короткие фразы не направлены на коммуникацию с окружающими...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл os-ti_formirovaniya_rechi_u_malyshey_s_ras.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования речи у малышей с РАС.

      Определить нарушение произвольной деятельности артикуляционного аппарата у ребенка может невропатолог или логопед. Однако заподозрить речевые нарушения у малыша с РАС 3-4 лет могут и сами родители по некоторым достаточно выраженным признакам.

     Внешне ребенок выделяется своей погруженностью в оральные аутостимуляции: он все облизывает, запихивает кулачки в рот и довольно грубо пытается затолкать пальцы как можно глубже в ротовую полость; часто малыш жестоко кусает близких людей, не делая различий между ними и неодушевленными предметами. У него нарушены и другие виды произвольных движений, поэтому его чрезвычайно трудно обучить каким-либо бытовым навыкам. Раннее речевое развитие у такого ребенка обычно имеет ряд особенностей: если вслед за лепетом все-таки появляются первые слова, то они никак не связаны с ближайшим окружением (например, «лампочка», «черепаха»), даже звучащее слово «мама» не является реакцией на приближение матери к малышу. До 2-2,5 лет может происходить постепенное обогащение активного словаря ребенка за счет слов, которые произносятся окружающими в сильном аффекте (зачастую это бранные слова), или в речи малыша мелькают строчки из стихов и песен. Однако все эти слова или короткие фразы не направлены на общение ребенка с близкими людьми, а при переходе к активному периоду овладения речью он начинает терять и этот небольшой словарный запас.

     В результате, к трем годам у малыша остаются только ограниченные непроизвольные вокализации (2-3 звука), крики, исчезает «бормотание», в котором можно было бы различить «осколки» слов. Одновременно могут отмечаться значительные расстройства аффективной и моторной сфер: появляются страхи, тревога, нарушается формирование сложных двигательных операций с предметами, снижается мышечный тонус, обедняется мимика, ребенок не стремится к контакту, но и не отвергает его, идет на руки ко всем, не выражая при этом никаких эмоций.

      Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог, дефектолог). Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

Учитель-дефектолог Тихонова К.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.

Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.Признаки короткой уздечки языка....

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с ТНР

Данный материал предназначен для консультативной работы с родителями, с учителями начальных классов....

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

Учет особенностей формирования грамматического строя обучающихся с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на синтаксическом уровне с обучающимися 3 класса. Для формирования категорий  числа, рода  и согласования  существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде...

Особенности формирования речи неслышащих детей

В данном докладе рачссматриваются факторы, влияющие на формирование речи неслышащих детей, а также особенности развития личности, имеющей нарушения слуха....

Особенности формирования речи детей с нарушениями слуха

В статье представлены особенности развития личности с  нарушениями слуха, рассмотрены вопросы межличностных отношений, учебной деятельности,а также особенности формирования речи у неслышащих дете...