Тестовая методика диагностики устной речи речи младших школьников
тест по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лущак Лилия Михайловна

Диагностика по Т. А.Фотековой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mladshie_shkolniki.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ( по Т.А. Фотековой)

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение.

  • ба – па                     па – ба
  • са – за                      за – са
  • жа – ща                   ща – жа
  • са – ша                    ша – са
  • ла – ра                     ра – ла
  • ма – на – ма            на – ма – на
  • да – та – да             та – да – та
  • га – ка – га              ка – га – ка
  • за – са – за               са – за – са
  • жа – ша – жа           ша – жа – ша
  • са – ша – са             ша – са – ша
  • ца – са – ца              са – ца – са
  • ча – тя – ча              тя – ча – тя
  • ра – ла – ра              ла – ра – ла

Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), затем торой (па – ба).

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

  1. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения:

  • губы в улыбке;
  • губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;
  • язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
  • язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
  • язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;
  • щелканье языком;
  • «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;
  • «качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;
  • «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
  • чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение движение с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

  1. Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова:

Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 группа – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 группа – Л, ЛЬ; 4 группа – Р, РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К, Х и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков). Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно;

0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, З, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны).

Баллы, начисленные на каждую из пяти групп суммируются. Максимальное число баллов за все задание – 15.

  1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова:

Скакалка,  кинотеатр, танкист,  баскетбол, космонавт,  перепорхнуть, милиционер, аквалангист, сковорода, термометр.

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка:   1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в темпе предъявления;

0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение.

Серия 2. Исследование навыков языкового анализа

  1. Сколько слов в предложении?
  • День был теплый.
  • Около дома росла высокая береза.
  1. Сколько слогов в слове?
  • Дом
  • Карандаш
  1. Определи место звука в слове:
  • первый звук в слове крыша;
  • третий звук в слове школа;
  • последний звук в слове стакан.
  1. Сколько звуков в слове?
  • Рак
  • Сумка
  • Диктант

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще…».

Оценка:   1 балл – правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Серия 3. Исследование грамматического строя речи

  1. Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и попытайся повторить его как можно точнее.

Наступила осень.

Птичка свила гнездо.

Над водой летали белые чайки

В саду было много красных яблок.

Земля освещается солнцем.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения ( 1-2 раза).

Оценка:   1 балл – правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 баллов – невоспроизведение.

  1. Верификация предложений

Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

Девочка гладит утюгом.

Дом нарисован мальчик.

Мальчик умывается лицо.

Собака вышла в будку.

Березки склонились от ветра.

Солнце освещается Землей.

По морю плывут корабль.

У Нины большая яблоко.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка:    1 балл – выявление и исправление ошибок;

0,5 балла – выявление и исправление ошибок с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0,25 балла – ошибки выявлены, но не исправлены;

0 баллов – ошибки не выявлены.

  1. Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

Мальчик, открывать, дверь.

Девочка, читать, книжка.

Доктор, лечить, дети.

Рисовать, карандаш, девочка.

В, сад, расти, вишня.

Сидеть, синичка, на , ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Миша, дать, собака, большая, кость.

Петя, купить, шар, красный, мама.

Слова предъявляются до первого ответа

Оценка:   1 балл – предложение составлено верно;

0,5 балла – нарушен порядок слов;

0,25 балла – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности (например, предложение «Петя купил шар красный маме» построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Однако дети часто предлагают именно такой ответ. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной извне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия.);

0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

  1. Добавление предлога в предложение

Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.

Лена наливает чай … чашки.

Почки распустились … деревьях.

Лодка плывет … озеру.

Чайка летит … водой.

Птенец выпал … гнезда.

Деревья шумят … ветра.

Последние листья падают … березы.

Щенок спрятался … крыльцом.

Пес сидит … конуры.

Большая толпа собралась … театром.

В связи с трудностью этого задания разрешается использовать два вида помощи: 1 – стимулирующая («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?).

Оценка:    1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: один – дом, если  их много, то это дома.

Один стол, а много – это…

стул – …                         звезда – …

окно – …                        ухо – …

Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов.

Стол, а много чего? - …

стул -…                            звезда - …

окно - …                          ухо - …

Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки.

Оценка:    1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение.

Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования

  1. Инструкция: у кошки – котята, а у…

Козы - …    волка - …    утки - …    лисы - …    льва - …    собаки - …    

курицы - …    свиньи - …    коровы - …    овцы - ….

  1. Образование существительных в уменьшительной форме

Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять: стол,    стул,     дом,     снег,     дерево.

  1. Образование прилагательных от существительных
  • Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная.

Шляпка из соломы –        кисель из клюквы –

Горка из льда –                 салат из моркови –

Варенье из вишни –          суп из грибов –

Варенье из яблок –           варенье из сливы –

Варенье из малины –        варенье из клубники –

Варенье из черники –       лист дуба –

Лист клена –                      лист осины –

Шишка ели –

  • Качественных

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а если…

Волка за жадность - … зайца за трусость - … медведя за силу - …

льва за смелость - …

Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если…

Мороз - … солнце - … снег - … дождь - … ветер - … холод - …

  • Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…

Кошки - … медведя - … зайца - … белки - … волка - … льва - … лисы - …

Гнездо орла - … клюв птицы - … ружье охотника - …

Оценка:    Для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – неверно образованная форма4

0 баллов – невоспроизведение.

Серия 5 Исследование понимания логико-грамматических отношений

  1. а) Покажи ключ, карандаш.

   б) Покажи карандашом ключ.

   в) Покажи карандаш ключом.

  1. а) Нарисуй круг под крестом.                      б) Крест – под кругом.
  2. Скажи, что верно: весна бывает перед летом, или лето – перед весной?
  3. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
  4. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
  5. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
  6. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

В задании 1 оцениваются три последних пробы, в задании 2 – обе пробы.

Оценка:    1 балл – правильный выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0 баллов – неверный ответ.

Серия 6. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок). Возможно использование какой-либо другой последовательности из 2-3 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся расположить их по порядку и составь рассказ.

Оценка  1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильно воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев. Существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

0 баллов – отсутствует описание ситуации.

2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – рассказ не оформлен.

3)Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

  1. Пересказ прослушанного текста

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

ГОРОШИНЫ (И.Н. Садовникова)

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустом гороха.

Рассказ предъявляется не более 2-х раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья;

2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включения посторонней информации;

0 баллов – невыполнение.

2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл – отмечаются аграмматизмы. Повторы, неадекватное использование слов;

0 баллов – пересказ недоступен.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл – пересказ по вопросам;

0 баллов – пересказ даже по вопросам недоступен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития связной речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений

В статье предложены некоторые способы диагностирования уровня речевого развития младших школьников в процессе восприятия музыкальных произведений...

Методики диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников

Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личност...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Фотекова Т.А,

Полная диагностика формирования устной речи младших школьников, с методиками и подсчетом результатов...

Возможности ПАКПФ -02 программно-аппаратного комплекса в диагностике нарушений речи у младших школьников

В данной статье описываются возможности инновационного аппаратного метода в работе школьного учителя-логопеда.  Информация, полученная в ходе проведенного исследования, позволяет дать физиологиче...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)...

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Методика "Диагностика показателей мотивации учения младших школьников"

Методика "Диагностика показателей мотивации учения младших школьников" («Лесенка побуждений»)Диагностика отслеживает следующие показатели:ориентация на усвоение способа получения...