Главные вкладки

    Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    Анишина Наталья Николаевна

     Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon diagnostika_t.a._fotekova_ml._shk.doc137 КБ

    Предварительный просмотр:

     Тестовая методика диагностики

    устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

    Инструкция

    Оценка

    Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

    1. Проверка состояния фонематического восприятия

    Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».

    Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

    1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

    0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);

    0, 25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

    0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

    са – за-

    за – са-…

    ца – са-

    са - ца-…

    жа – ща-

    ща – жа-…

    ча – ща -

    ща - ча – …

    ла – ра-

    ра – ла-…

    ма – на -

    на – ма – …

    ба – па-

    па – ба-…

    ка-га -

    га-ка - …

    да-та -

    та-да - …

    2. Исследование артикуляционной моторики

    Инструкция: «Повторяй за мной движения»:

    • Губы в улыбке;
    • Губы «Трубочкой»;
    • Язык «Лопаткой»;
    • Язык «Иголочкой»;
    • Язык «Чашечкой»;
    • Щёлканье языком;
    • «Вкусное варенье»;
    • «Качели»;
    • «Маятник»;
    • Чередование «Улыбка» - «Трубочка».

    1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик к предъявленному;

    0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;

    0,25 – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

    0 – невыполнение движений.

    3. Исследование звукопроизношения

    Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

    • собака, маска, нос;  
    • сено, косить, высь;  
    • замок, коза;
    • зима, магазин;
    • цапля, овца, палец;
    • шуба, кошка, камыш;
    • жук, ножи;
    • щука, вещи, лещ;
    • чайка, очки, ночь;
    • рыба, корова, топор;
    • река, варенье, дверь;
    • лампа, молоко, пол;
    • лето, колесо, соль.
    • бант, собака.
    • палка, капуста, укроп.
    • том-дом, удочка-уточка, кот.
    • губы, вагон, попугай.
    • коза, банка, паук.
    • хобот, ухо, петух (мухи, духи).
    • юбка, майка, дай.

    Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:

    3 балла - нормативное произношение всех звуков группы;

    1,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);

    1 балл – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

    0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

    4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

    Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

    • Скакалка;
    • Танкист;
    • Космонавт;
    • Милиционер;
    • Сковорода;
    • Кинотеатр;
    • Перепорхнуть;
    • Кораблекрушение;
    • Аквалангист;
    • Термометр.

    1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе;

    0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

    0,25 – искажение звуко-слоговой  структуры слова (пропуски и перестановки, искажения звуков и слогов внутри слова);

    0 – невоспроизведение.

    Серия 2. Исследование навыков языкового анализа

    Инструкция: «Ответь на вопросы»:

    1. Сколько слов в предложении?
    • День был теплый.
    • Около дома росла высокая береза.
    1. Сколько слогов в слове?
    • Дом
    • Карандаш
    1. Определи место звука в слове:
    • Первый звук в слове крыша
    • Третий звук в слове школа
    • Последний звук в слове стакан
    1. Сколько звуков в слове?
    • Рак
    • Сумка
    • Диктант

    1 балл – правильный ответ с первой попытки;

    0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;

    0,25 балла– правильный ответ с третьей попытки;

    0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

    Серия 3. Исследование грамматического строя речи.

    1. Повторение предложений

    Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее»:

    • Наступила осень.
    • Птичка свила гнездо.
    • Над водой летали белые чайки.
    • В саду было много красных яблок.
    • Земля освещается солнцем.
    • Ранней весной затопило весь наш луг.
    • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
    • Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
    • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
    • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

    1 балл – правильное и точное воспроизведение;

    0,5 балла -  пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

    0,25 балла  - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

    0 баллов – невоспроизведение.

    2. Верификация предложений

    Инструкция: «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

    • Девочка гладит утюгом.
    • Дом нарисован мальчик.
    • Мальчик умывается лицо.
    • Собака вышла в будку.
    • Березки склонились от ветра.
    • Солнце освещается землей.
    • По морю плывут корабль.
    • У Нины большая яблоко.
    • Хорошо спится медведь под снегом.
    • Над большим деревом была глубокая яма.

    1 балл – выявление и исправление ошибки;

    0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановки, замены слов);

    0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;

    0 баллов – ошибка не выявлена.

    3. Составление предложений из слов в начальной форме.

    Инструкция: «Постарайся составить из слов предложение»:

    • мальчик, открывать, дверь
    • девочка, читать, книжка
    • доктор, лечить, дети
    • рисовать, карандаш, девочка
    • в, сад, расти, вишня
    • сидеть, синичка, на, ветка
    • груша, бабушка, внучка, давать
    • Витя, косить, трава, кролики, для
    • Миша, дать, собака, большая, кость
    • Петя, купить, шар, красный, мама

    1 балл – предложение составлено верно;

    0,5 балла – нарушен порядок слов;

    0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;

    0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

    4. Добавление предлогов в предложение

    Инструкция: «Вставь пропущенное слово в предложение»:

    • Лена наливает чай…чашки.
    • Почки распустились…деревьях.
    • Лодка плывет…озеру.
    • Чайка летит…водой.
    • Птенец выпал…гнезда.
    • Деревья шумят…ветра.
    • Последние листья падают…березы.
    • Щенок спрятался…крыльцом.
    • Пес сидит…конуры.
    • Большая толпа собралась …театром.

    1балл – правильный ответ;

    0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 – правильный ответ после помощи в виде вопроса;

    0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

    1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

    Инструкция: «Назови предметы по образцу»: Образец: один  - дом, а если их много, то это - дома.

    Один стул, а много …..

    Один стол, а много……

    Одно окно, а много…..

    Одна звезда, а много…..

    Одно ухо, а много……

    Образец: один дом, а много (чего?) – домов.

    Один стул, а много (чего?)…..

    Один стол, а много (чего?)…..

    Одно окно, а много (чего?)….

    Одна звезда, а много (чего?)…..

    Одно ухо, а много (чего?)…..

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 – форма образована неверно;

    0 баллов – невыполнение.

    Серия 4. Исследование словаря и  навыков словообразования.

    1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных

    Инструкция: «Назови детенышей животных по образцу».

    Образец: у кошки – котята:

    • У козы –
    • У волка –
    • У утки –
    • У лисы –
    • У льва -
    • У собаки -  
    • У курицы –
    • У свиньи –
    • У коровы –
    • У овцы –

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – неверно образованная форма;

    0 баллов – невыполнение.

    1. Образование существительных в уменьшительной форме

    Инструкция: «Назови предметы по образцу».

    Образец: большой – мяч, а маленький – это мячик.

    • Маленький стол – это…
    • Маленький стул – это…
    • Маленький дом – это…
    • Маленький круг – это…
    • Маленькое дерево – это…

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – неверно образованная форма;

    0 баллов – невыполнение.

    3. Образование прилагательных от существительных

    А. Относительных

    Инструкция: «Назови слова по образцу».

    Образец: кукла из бумаги - она бумажная.

    • Шляпка из соломы – она…
    • Кисель из клюквы – он…
    • Горка изо льда – она…
    • Салат из моркови – он…
    • Варенье из вишни – оно…
    • Суп из грибов – он…                              
    • Варенье из яблок – оно…                                  
    • Варенье из сливы – оно…                                
    • Варенье из малины – оно…                                
    • Варенье из клубники – оно…                              
    • Варенье из черники – оно…
    • Лист дуба – он…
    • Лист клена – он…
    • Лист осины – он…                                          
    • Шишка ели – она…  

    Б.  Качественных  

    Инструкция: «Назови слова по образцу».

    Образец: лису за хитрость называют хитрой.

    • волка за жадность называют…  
    • зайца за трусость называют…
    • медведя за силу называют…
    • льва за смелость называют…

    Образец: если днем жара, то день жаркий.

    • Если днем мороз, то день - …
    • Если днем солнце, то день - …
    • Если днем снег, то день - …
    • Если днем дождь, то день - …
    • Если днем ветер, то день - …
    • Если днем холод, то день -…

    В. Притяжательных

    Инструкция: «Назови слова по образцу».

    Образец: у собаки лапа – собачья…

    • У кошки лапа - …
    • У медведя лапа - …
    • У волка лапа - …
    • У льва лапа - …
    • У лисы лапа - …
    • У зайца лапа - …
    • У белки лапа - …
    • Гнездо орла - …гнездо
    • Клюв птицы - …клюв
    • Ружье охотника - …ружье                                

    1 балл – правильный ответ;

    0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0,25 балла – неверно образованная форма;

    0 баллов – невыполнение.

    Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений

    Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».

    • Покажи ключ, карандаш;
    • Покажи карандашом ключ;
    • Покажи карандаш ключом;
    • Нарисуй круг под крестом;
    • Нарисуй крест под кругом;
    • Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной?
    • Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?
    • Сашу ударил Коля. Кто драчун?
    • Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
    • Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала?

    1 балл – правильное выполнение;

    0,5 балла – самокоррекция;

    0 баллов – неверный ответ.

    Серия 6. Исследование связной речи

    1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (5 картинок) или другой серии из 4-5 картинок

    Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ»

    1. Критерий смысловой целостности:

    5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

    2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

    1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

    0 баллов – отсутствует описание ситуации.

    1. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 

    5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

    2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление;

    1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

    0 баллов – рассказ не оформлен.

    1. Критерий самостоятельности выполнения задания: 

    5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

    2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

    1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

    0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

    1. Пересказ прослушанного текста

    Рассказ предъявляется не более 2-х раз.

    Инструкция: «Сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».

    Горошины.

    В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

     

    1. Критерий смысловой целостности:

    5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья;

    2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

    1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;

    0 баллов – невыполнение.

    1. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

    5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм;

    2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слова, отдельные словесные замены;

    1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

    0 баллов – пересказ не доступен.

    1. Критерий самостоятельности выполнения задания:

    5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

    2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

    1 балл – пересказ по вопросам;

    0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

    Уровни успешности:

    IV уровень — 100 - 80%

    III уровень — 79,9 - 65%;

    II уровень — 64,9 - 50%;

    I уровень - 49,9% и ниже.

    Тестовая методика диагностики

    письменной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

    Серия 1. Исследование навыков языкового анализа

    Инструкция: «Отвечай на мои вопросы».

    Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»?

    Какое второе слово в этом предложении?

    Сколько слогов в слове «рак»?

    Сколько слогов в слове «машина»?

    Какой третий слог в слове « машина»?

    Сколько звуков в слове «рак»?

    Сколько звуков в слове «шапка»?

    Какой первый звук в слове «шапка»?

    Какой третий звук в слове «школа»?

    Какой звук после «ш» в слове «школа»?

    3 балла – правильный ответ;

    2 балла – самокоррекция;

    1 балл – правильный ответ после стимулирующей помощи;

    0 баллов - неправильный ответ после стимулирующей помощи.

    Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.

    Максимальный балл за серию – 30.

    Серия 2. Исследование навыков письма

    Для 1 класса

    Инструкция: 

    Напиши, пожалуйста, свое имя.

    Буквы: Б, К, З, Ц, Е,Ч

    Слова: мама, стол, ствол.

    Письмо оценивается в целом,  а не каждая проба в отдельности, как в других заданиях.

    45 баллов – не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы;

    30 – незнание 2-3- букв или их неточное написание;

    15 – не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по  фонетическому или артикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок;

    0 – более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.

    Для 2 класса

    Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.

    Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

    45 баллов – не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

    30 – допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и /или 1-2- дисграфического;

    15 – до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и /или не более 5 дисграфических;

    0 – множественные дисграфические и орфографические ошибки.

    Для 3  класса

    «Птицы»

    Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен.

    45 баллов - не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

    30 баллов – допускается 3 погрешности недисграфического характера;

    15 – до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических;

    0 – множественные дисграфические и орфографические ошибки.

    Максимальный балл за письмо - 45 баллов.

    Серия 3. Исследование навыков чтения младших школьников

    1 класс:

    мак

    юла

    флаг                

    блеск

    нож                                                      

    курица  

    йод  

    ствол

    день                                                      

    дерево

    цирк  

    ванна

    пила                                                      

    собака

    стул  

    диван

    ем                                                      

    сапоги    

    крик

    забор

    юг

    голубика

    шмель  

    индюк

    2-3 класс:

    В нашей деревне текут два ручейка. В них живет                  9

    много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,      17

    в дырах между корнями или под берегом. Потом они        26

     варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от        36

    моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.                                                                                   46

    Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,        54

    а трудно сделать. У раков своё оружие – клешни,               63

     которыми они щиплются как следует. Кроме того, я         71

    боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно   80 прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг              88   посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по – другому.                                                                                    96

    Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.             103

    Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить      112

    из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень        122   понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.   130

     В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.   141

    Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел             150

    нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и,      160   наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил169

    мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень          177     осторожно вытянул свою удочку из воды – и рак лежит на траве.                                                                                      188

     Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они  197

    были красными! И очень вкусными!                                  202

    Оценка производится по 3 критериям:

    1. класс

    Критерий скорости чтения

    15 баллов – высокая скорость чтения, 15 и более слов в минуту;

    10 баллов – средняя скорость чтения, от 8- до 14 слов в минуту;

    5 баллов – низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;

    0 баллов - отсутствие навыка чтения.

    Критерий способа чтения

    15 баллов – чтение целыми словами;

    10 – послоговое чтение;

    5 - побуквенное чтение;

    0 - отсутствие навыка чтения;

    Критерий правильности чтения

    15 баллов – допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией;

    10– не боле 6 ошибок на уровне слова или слога;

    5– до 10 ошибок слова, слога и буквы;

    0 – множественные ошибки на уровне слога и буквы, отсутствие навыка чтения.

    2класс

    Критерий скорости чтения

    15 баллов – высокая скорость чтения, от 60 слов в минуту и выше;

    10 баллов – средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов в минуту;

     5 баллов – низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;  

     0 – очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов в минуту.

    Критерий правильности чтения

    15 баллов – не более 3 ошибок с самокоррекцией;

    10 – не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;

    5- до 6 ошибок на уровне слова и слога, без самокоррекции;

    0 – множественные ошибки на разных уровнях.

    Критерий понимания смысла прочитанного

    15 баллов – полное понимание смысла прочитанного;

    10 – неполное понимание;

    5 – фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;

    1. - отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

    3 класс

    Критерий скорости чтения

    15  баллов - высокая скорость чтения, 90 и выше слов в минуту;

    10 –  средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов в минуту;

     5 –  низкая скорость чтения, 50-69 слов в минуту;

     0  – очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов в минуту.

    Критерий правильности чтения

    15 баллов – не более 3 ошибок с самокоррекцией;

    10 – до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;

    5 – до 6 ошибок без коррекции;

    0 – множественные ошибки.

    Критерий понимания смысла прочитанного

    15 баллов – полное понимание смысла прочитанного;

    10– неполное понимание;

    5– фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;

    0 – отсутствие понимания прочитанного ил грубое искажение смысла.

    Балл за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.

    Максимальный балл за чтение- 45.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика развития связной речи младших школьников

    Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....

    Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

    В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

    Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Фотекова Т.А,

    Полная диагностика формирования устной речи младших школьников, с методиками и подсчетом результатов...

    Карта обследования речи младших школьников по методике Т.А. Фотековой

    1.Исследование сенсомоторного уровня речи 2. Исследование навыков языкового анализа 3. Исследование грамматического строя речи 4. Исследование словаря и навыков словообразования 5.Исследование свя...

    Т. А. Фотекова «Диагностика устной речи младших школьников».

    Т. А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников»....

    методика обследования речи младших школьников

    Описание методики обследования речи младших школьников....