методика обследования речи младших школьников
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Описание методики обследования речи младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_dlya_mladshih_shkolnikov.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Так, блок 1, направленный на проверку экспрессивной речи, состоит из пяти серий:

1-я серия оценивает преимущественно состояние уровня моторной реализации и включает по 10 проб на проверку артикуляционной моторики, степени сформированности слоговой и звуковой структуры слова, возможности переключения при произнесении цепочек слогов. В рамках этой серии проводится обследование звукопроизношения. При анализе успешности выполнения ряда артикуляционных заданий и проб следует помнить, что она зависит от целого ряда факторов: серийной организации артикуляции, сформированности речевых кинестезии и фонематического восприятия.

2-я серия осуществляет проверку сформированности словообразовательных навыков. Она состоит из 30 проб, объединенных в четыре группы заданий:

а)    образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (у кошки — котята, а у козы кто?);

б)    образование от существительных относительных прилагательных (кукла из бумаги — бумажная, а из соломы какая?);

в)    образование от существительных качественных прилагательных (мороз — морозный, дождь — ..?);

г)    образование от существительных притяжательных прилагательных (у собаки лапа собачья, а у волка?).

3-я серия, самая большая по объему, проверяет синтаксис, или возможности грамматического структурирования. В ней 47 проб, скомпонованных в 9 групп заданий:

а) составление фраз по картинкам, предложенным Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой. Картинки подобраны таким образом, что длина, грамматическая и лексическая сложность составляемых предложений значительно варьируют. Первые пять наиболее простых рисунков предусматривают использование конструкций «подлежащее — сказуемое — простое дополнение» (Девочка режет колбасу.);

б)    образование фраз по следующим пяти картинкам большей сложности, требующих использования предлогов как простых (в, под), так и сложных (из-за, из-под);

в)    составление фраз по последним пяти картинкам, самым трудным, предусматривающим построение сложных предложений или предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами, инфинитивной группой (Школьница пришла навестить свою больную подругу и принесла ей цветы. Мальчик несет лестницу, чтобы помочь малышу достать шарик, который зацепился за ветку.);

Эти три группы проб очень информативны. Они провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. Все ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки, остальные в виде штрафных баллов учитываются в других разделах методики.

г)    пять проб на повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности. Известно, что ребенок может воспроизвести предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи. Как и большинство проб, эти задания носят комплексный характер. На успешность их выполнения влияют также объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухо-речевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и литеральные парафазии, а также поиск слов и трудности удержания смысловой программы;

д)    пять проб, предусматривающих составление предложений из слов в начальной форме (Петя, купить, шар, красный, мама). Это сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При их выполнении возможны пропуск и замена слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов в предложении;

е)    пять проб на верификацию предложений. Ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми (Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.). При оценке выполнения этого задания также фиксируются как грамматические, так и лексические ошибки;

ж)   пять проб на дополнение предложений пропущенными предлогами (Щенок спрятался... крыльцом.);

з)    две пробы, предлагающие закончить предложения (Сережа промочил ноги, потому что...);

и) по пять проб на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (стол — столы — много столов).

4-я серия направлена на обследование состояния связной речи. Младшим школьникам предлагается два задания:

а) составление рассказа по серии сюжетных картинок. Построение программы высказывания здесь опосредовано внешними опорами, что облегчает выполнение задания;

б) пересказ текста «Галка и голуби». Это задание сложнее предыдущего, оно провоцирует множественные лексические, грамматические и семантические ошибки.

Пробы на связную речь также носят комплексный характер. Для того чтобы оценка дифференцировала природу трудностей, оба задания оцениваются по четырем критериям: критерию смысловой адекватности, критерию возможности программирования текста, критерию грамматического оформления и критерию лексического оформления. Из совокупности оценок по каждому из критериев высчитывается общий балл за задание.

5-я серия проверяет номинативную функцию речи. Она включает два задания по 15 проб в каждом:

а)    называние предметов, изображенных на картинках, обозначаемых средне- и низкочастотными словами (пальто, очки, кровать, руль, кастрюля);

б)    называние изображенных на картинках действий, обозначаемых средне- и низкочастотными словами {плавает, плачет, строит, вяжет, трет).

Блок 2 направлен на исследование импрессивной речи. Он состоит из трех серий.

1-серия включает четыре вида заданий по 10 проб в каждом:

а)    пробы на понимание далеких по значению и звучанию слов, обозначающих названия предметов (яблоко, кошка, самолет, цветок);

б)    пробы на понимание близких по звучанию слов, обозначающих названия предметов (бочка — дочка — почка — точка);

в)    пробы на понимание далеких по звучанию и значению слов, обозначающих действия (работает — продает — стирает — поливает);

г)    пробы на понимание близких по значению слов, обозначающих действия (кладет — ставит — вешает).

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухо-речевой памяти (нарушения как объема, так и порядка удержания элементов), а также трудности семантической дифференциации слов.

2-я серия проверяет понимание сложных логико-грамматических конструкций и состоит из заданий двух видов;

а)    шесть проб на понимание обратимых конструкций, в том числе активных с обратным порядком слов и пассивных с прямым (Мальчик спасен девочкой. Трактором перевозится машина.);

б)    четыре пробы на понимание предложных конструкций с обозначением места (Бочонок перед ящиком. Ящик за бочонком.).

3-я серия исследует особенности фонематического восприятия. В ней 10 проб на повторение слогов с фонетически близкими звуками. На успешность выполнения этого задания, помимо акустических трудностей, влияет и недостаточность моторного компонента, трудности серийной организации речевых движений.

Второй   раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые представлены в вариантах несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2—3 классов, 1-я серия исследует предпосылки письменной речи. Она включает по пять проб на языковой и звуко-буквенный анализ, предназначенных определить количество слов в предложении, слогов и звуков в слове и т.д. 2-я серия направлена на оценку письма. Первоклассники должны написать под диктовку буквы, свое имя и два слова (стол, ствол). Испытуемым постарше предлагается небольшой диктант. Тексты диктантов для 2 и 3 классов взяты из пособия И.Н. Садовниковой [12]. При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество не дисграфических ошибок.

3-я серия проверяет навыки чтения. Первоклассникам предлагается прочитать слова, более старшим детям дается для чтения текст «Как я ловил раков» [4]. Выполнение оценивается по трем критериям. Для учеников 1 класса — это критерии скорости, способа и правильности чтения. Для учащихся 2—3 классов — скорости, правильности и понимания смысла прочитанного.

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-3 КЛАССОВ

Раздел I. Устная речь

Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Серия   1. УРОВЕНЬ МОТОРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

а)    Исследование звукопроизношения

Инструкция:  повторяй за мной слова.

Собака — маска — нос                Щука — вещи — лещ

Сено — косить — высь                Чайка — очки — ночь

Замок — коза                                Рыба — корова — топор

Зима — ваза                                 Река — варенье — дверь

Цапля — овца — палец               Лампа — молоко — пол

Шуба — кошка — камыш           Лето — колесо — соль

Жук — ножи

б)    Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Инструкция:  повторяй за мной слова.

Скакалка                        Кинотеатр

Танкист                         Баскетбол

Космонавт                     Перепорхнуть

Милиционер                   Аквалангист

Сковорода                       Термометр

в)    Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Инструкция:  делай, пожалуйста, так, как я скажу.

Надуй щеки.

Надуй одну щеку.

Надуй другую.

Упри язык в правую щеку.

Помести язык между верхними зубами и верхней губой.

Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

Инструкция:   повторяй за мной движения. Губы выдвинуты вперед «трубочкой».

Язык «лопаткой» (широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт).

Упражнение «маятник» (рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью попеременно передвигается от одного уголка рта к другому).

Упражнение «качели» (рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы).

Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».

г)    Повторение цепочек слогов

Инструкция:   повторяй за мной слоги.

а-и-у — у-а-и                         жа-ща

би-ба-бо — бо-ба-би              ла-ра

ба-па — па-ба                         ма-на-ма — на-на-ма

са-ша — ша-са                        жа-ша-ша — ша-жа-ша

ча-тя — тя-ча                          ла-ра-ра — ра-ра-ла

ма-на                                        ца-са-ца

Это комплексное задание, оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и).

Серия 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

а)    Называние детенышей животных

Инструкция:  у кошки — котята, а у

козы —                                         собаки —

волка —                                        курицы —

утки —                                        свиньи —

лисы —                                         коровы —

льва —                                          овцы —

б)    Образование относительных прилагательных

Инструкция:  варенье из малины — малиновое, а варенье из вишни — ?              кисель из клюквы —

варенье яблок —                        салат из моркови —

варенье из сливы —                  суп из грибов —

кукла из соломы —                  лист дуба —

горка изо льда —                       осины —

в)    Образование качественных прилагательных

Инструкция:  за хитрость называют хитрым, а

за жадность —

за трусость —

если днем мороз, то день —

если дождь —

если ветер —

г)    Образование притяжательных прилагательных

Инструкция:   у собаки лапа собачья, а

у волка —

у медведя —

у льва —

клюв у птицы —

гнездо у орла —

Серия 3 . ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

а)    Составление предложений по картинкам (I)

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снежную бабу. Кошка лакает молоко.

б)    Составление предложений по картинкам (II)

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мальчики играют в мяч (в футбол).

Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).

Мальчик лезет через забор.

Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).

Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати).

в)    Составление предложений по картинкам (III)

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет.

Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

В скобках указаны варианты построения фраз, которые также оцениваются как правильные.

г)    Повторение предложений

Инструкция:  повторяй за мной как можно точнее.

Б саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не' пойдет сегодня гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

д)    Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция:   я назову слова, а ты попробуй составить из них

предложение.

Доктор, лечить, дети

Сидеть, синичка, на, ветка

Груша, бабушка, внучка, давать

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка

Петя, купить, шар, мама, красный

е)    Верификация предложений

Инструкция:  я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся ее исправить.

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

ж)   Дополнение предложения предлогами

Инструкция:  попробуй вставить пропущенное слово.

Лена наливает чай... чашки.

Птенец выпал... гнезда.

Щенок спрятался... крыльцом.

Деревья шумят... ветра.

Пес сидит... конуры.

В этом задании смысловые ошибки не оцениваются, так как их здесь трудно выявить, большая часть ошибок в этой пробе обусловлена именно трудностями грамматического структурирования.

з)    Завершение предложений

Инструкция:  закончи предложение.

Игорь промочил ноги, потому что... Сережа замерз, хотя...

и)   Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

Инструкция:  дом — дома,

стол —

стул —

окно —

звезда —

ухо —

Инструкция:  дом — много домов,

стол —

стул —

окно —

звезда —

ухо —

Серия   4.  ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

а)    Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок

Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ. 22

б)    Пересказ текста

Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.

«ГАЛКА И ГОЛУБИ»

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала no-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.

По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том,

насколько ребенок понял смысл ситуации:

Почему галку не признали свои?

Понравилось ли тебе поведение галки и почему?

Серия   5 .  ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ

а)    Называние предметов по картинкам

Инструкция:  называй, пожалуйста, картинки по порядку. Отвечай одним словом.

часы                     карандаш          крокодил

пальто                 сито                  свеча

очки                     руль                   прищепка

кровать               колесо                кастрюля

лестница             лопата              пылесос

В первом столбце указаны среднечастотные слова, во втором и третьем низкочастотные.

б)    Называние действий по картинкам

Инструкция:   Что делают на картинках? Отвечай одним словом. 26

одевает                 копает              подметает

кормит                 гладит              причесывается

плавает                рисует               трет

плачет                  вяжет               привязывает

строит                 рубит                черпает (набирает)

В первом столбике указаны среднечастотные слова, в двух других — низкочастотные.

в)    Словоупотребление

Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Серия   1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ

Инструкция: рассмотри картинки внимательно, а теперь посмотри на меня, послушай, а потом покажи, пожалуйста, то, что я назвала.

В каждом задании предъявляются все 10 картинок одновременно, что создает поле выбора. Перед началом работы следует уточнить, что нарисовано на картинках. Желательно, чтобы в момент, когда ребенок слушает названия, он не смотрел на стимульный материал.

а)    Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов

бутылка                        письмо, дверь

кошка                             самолет, цветок

женщина                        женщина, яблоко, кошка

яблоко                            письмо, бутылка, дверь

сумка, рыба                   сумка, цветок, рыба

б)    Понимание близких по звучанию названий предметов

коза                                          трава, бочка

трава                                       точка, мишка, коса

бочка                                        коза, дрова, почка

дрова, коса                              мишка, точка

почка, миска                           трава, дочка, миска

в)    Понимание далеких по значению и звучанию названий действий

работает                                 прыгает, поет

стирает                                   поливает, едет

играет                                      поет, работает, смотрит

едет                                          едет, готовит, поливает

готовит, смотрит                 стирает, продает, играет

г)    Понимание названий действий, близких по значению

ставит                                    крутит, несет

катит                                      ведет, кладет

несет                                        держит, ставит, катит

тянет, бросает                       бросает, вешает, несет

кладет, ведет, тянет            ставит, крутит, ведет

Серия 2 . ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ СЛОЖНЫХ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

Инструкция: послушай внимательно и покажи картинку, на которой это нарисовано.

а)    Понимание обратных конструкций

Мужчину обрызгала женщина. Трактором перевозится машина. Газету закрывает книга. Клеенка покрыта скатертью. Девочкой спасен мальчик. Мама перевозится дочкой.

б)    Понимание предложных конструкций с обозначением места

Б ящике бочонок. Ящик за бочонком. На бочонке ящик. Бочонок перед ящиком.

Серия   3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Оценивает повторение цепочек слогов, предъявленных ранее при проверке моторного компонента (блок 1, серия 1 (г), 10 проб, не выделенных жирным шрифтом).

Раздел II. Письменная речь

Серия   1. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Инструкция: отвечай на мои вопросы.

Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»?

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «рак»?

Сколько слогов в слове «машина»?

Какой третий слог в слове «машина»?

Сколько звуков в слове «рак»?

Сколько звуков в слове «шапка»?

Какой первый звук в слове «шапка»?

Какой третий звук в слове «школа»?

Какой звук после «ш» в слове «школа»?

Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.

Серия   2.  ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА

Для 1-го класса

Инструкция: напиши, пожалуйста,

свое имя

буквы: Б, К, 3, Ц, Е, Ч

слова: мама, стол, ствол.

Письмо оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности, как в других заданиях.

Для 2-го класса

Инструкция:  я буду диктовать, а ты пиши.

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

Для 3-го класса

«ПТИЦЫ»

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен.

Полезно проанализировать качество дисграфических ошибок. Мы выделяли ошибки нескольких типов, но в индексы были включены штрафные оценки только за два типа ошибок: 1) замены букв по звуковому сходству; 2) грамматические ошибки на письме.

Серия   3 . ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ Первоклассникам предлагается прочесть слова:

мак

юла

флаг

блеск

нож

курица

йод

ствол

день

дерево

цирк

ванна

пила

собака

стул

диван

ем

сапоги

крик

забор

юг

голубика

шмель

индюк

Учащимся второго и третьего класса дается для чтения текст «Как я ловил раков» (А.Н. Корнев, 1997). В конце каждой строки указанно количество прочитанных на данный момент слов.

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет                             (9)

много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,                      (17)

в дырах между корнями или под берегом. Потом они                         (26)

варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от                       (36)

моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.               (46)

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,                      (54)

а трудно сделать. У раков свое оружие — клешни,                             (63)

которыми они щиплются как следует. Кроме того, я                        (71)

боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно                    (80)

прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг                             (88)

посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому.            (96)

Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.                            (ЮЗ)

Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить                    (112)

из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень                          (122)

понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.                      (130)

В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.                       (141)

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел                               (150)

нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и,                       (160)

наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил                 (169)

мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень                            (177) осторожно вытянул свою удочку из воды — и рак лежит на траве.   (188)

Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они                       (197)

были красными! И очень вкусными!                                                  (202)

Для выяснения степени понимания смысла прочитанного, следует задать ребенку 2-3 вопроса, или попросить пересказать то, что он успел прочесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...

Обследование письменной речи младших школьников.

Цель данного исследования является выявление специфических ошибок в письменной речи младших школьников и создание групп по исправлению имеющихся нарушений....

Методическая разработка. Обследование устной и письменной речи младших школьников (3 класс).

Обследование устной и письменной речи младших школьников  (3 класс) общеобразовательной школы с целью выявления речевой паталогии. Речевой материал для обследования  звукового анализа, слова...

Карта обследования речи младших школьников по методике Т.А. Фотековой

1.Исследование сенсомоторного уровня речи 2. Исследование навыков языкового анализа 3. Исследование грамматического строя речи 4. Исследование словаря и навыков словообразования 5.Исследование свя...

Методика диагностики речи младшего школьника

Данный подход позволяет выявить недостатки речи учащихся и в дальнейшем  оценить ее состояние в  динамике, т.е.  эффективность коррекционно-развивающей работы....