Картотека консультаций для родителей
консультация по логопедии на тему

1. Как добиться, чтобы ребёнок советовался с вами?

2. Если с ребёнком трудно общаться? Агрессивный ребёнок.

3. Принципы общения с агрессивным ребёнком

4. Беспокойный ребёнок

5. Принципы общения с беспокойным ребёнком

6. Конфликтный ребёнок

7. Принципы общения с конфликтным ребёнком

8. Замкнутый ребёнок

9. Принципы общения с замкнутым ребёнком

10. Как заниматься с ребёнком в выходные дни по заданию логопеда ?

11. Основные содержания психокоррекционной работы направленные на развитие памяти.

12. Упражнение на развитие зрительной памяти

13. Для Вас, родители!

14.  «Что делают логопеды?»

15. Родителям. Маленькие детки – маленькие проблемы. Стоит ли ждать больших?

16. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_roditelyam.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ОВЗ».

Консультации для родителей.

Составитель: учитель Година Оксана Валерьевна.

Как добиться, чтобы ребёнок советовался с вами?

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что – то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространённые методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нраво – учительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?

Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.

Ребёнку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем – то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребёнком.

Если с ребёнком трудно общаться?

Агрессивный ребёнок

Часто приходится слышать от огорчённых родителей: «Был такой хороший мальчик, а сейчас драчун. В детском саду (школе) только его и ругают!».

К сожалению, нередко эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения из «хорошего, доброго мальчика» в задиру достаточно часто.

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребёнка (получить куклу или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить в угол бабушкины очки – разнообразие таких капризов не имеет границ) не могут быть удовлетворены. Препятствием к удовлетворению желания обычно служит отказ или запрет взрослого, поскольку большая часть таких просьб, требований ребёнка не может быть удовлетворена без неприятных последствий. Отказ выполнить подобное желание агрессивного ребёнка и приводит к конфликту.

Как правильно вести себя в этой ситуации? Попробуйте перевести активность ребёнка в другое русло. Предложите ему какую – нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания. Это как правило, позволяет избежать конфликта.

Нередко агрессивность ребёнка является формой протеста против завышенных требований взрослых, загоняющих его в жёсткие рамки. Подумайте, действительно ли ваши категоричные требования необходимы и разумны. Отвечают ли они возможностям ребёнка? Приносят ли они пользу? А может быть, вам следует изменить тон, форму предъявления требования?

Агрессивность в дошкольном возрасте может возникнуть, если ребёнок непопулярен в среде сверстников. В разные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы: высокий интеллектуальный уровень, развитая речь, хорошее физическое развитие, ловкость, высокая степень овладения различными видами деятельности. У дошкольников особенно ценятся приятный внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делится игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько дошкольник овладел навыками игры. Подобные факторы полностью определяют положение ребёнка в группе сверстников. Если ваш ребёнок не отвечает этим требованиям, не имеет адекватных средств общения, то он может стремиться занять «достойное» положение

 в группе при помощи кулаков.

Принципы общения с агрессивным ребёнком

*Помните, сердитый тон, повышенный голос, многочисленные запреты и угрозы – самые неэффективные способы преодоления агрессивности у ребёнка. Лишь поняв причины его агрессивного поведения и устранив их, вы можете рассчитывать на положительные результаты.

*Давайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессивность, перенести её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или «разорвать» врага. Вы увидите, как быстро он успокоится.

*Показывайте ребёнку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нём вспышек гнева, нелестных высказываний о своих друзьях или коллегах, не стройте планов мести врагам.

*Пусть ваш ребёнок всегда чувствует, что вы его любите, цените, принимаете его таким, какой он есть, понимаете его проблемы. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он знает, что он очень дорог вам.

Беспокойный ребёнок

Вы начали замечать, что ребёнок обострённо, эмоционально, реагирует на всё происходящее вокруг. Он стал обидчивым, у него на глазах часто появляются слёзы, а то вдруг наступают приступы безудержного смеха. Ребёнок пока только учится управлять своими эмоциями в определённых ситуациях. У него ещё не очень хорошо получается справляться с ними, но пройдёт немного времени, и ваш импульсивный малыш станет более уравновешенным, спокойным, даже, может быть немного замкнутым.

Седьмой год жизни – кризисный, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребёнок стремится привлечь к себе внимание, и зачастую неадекватными способами. А взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения: он начинает ругать его за «кривляния» и «истерики», не вполне понимая их причин. И что в результате? Такой искренний, такой открытый ребёнок вдруг становится молчаливым, замкнутым и постепенно совсем отдаляется от родителей.

Попробуем понять причины появления неадекватных эмоций. Может быть, ребёнок просто не умеет проявлять свои эмоции? А может быть, он стал нервным из-за того, что мама с папой часто ссорятся? Если ребёнок только и слышит: «Отстань! Не мешай!», он становится неуравновешенным, переживая такое отношение со стороны близких. Эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях. Подумайте, в чём причина такой неуравновешенности? Может быть, нужно просто изменить отношения в вашей семье?

Принципы общения с беспокойным ребёнком

*Избегайте крайностей: нельзя позволять ребёнку делать всё, что ему заблагорассудится, но нельзя и всё запрещать. Чётко решите для себя, что можно и чего нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.

*Подчёркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

*Стремитесь сами стать для ребёнка примером эффективно общающегося человека.

*Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребёнок становится всё более замкнутым и отстранённым, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.

Конфликтный ребёнок

Наверное, с детскими ссорами встречается каждая мама. Но одни дети редко ссорятся и быстро мирятся с товарищами, а других конфликты и драки сопровождают постоянно. Существует много факторов, вызывающих ссоры и способствующих развитию конфликтности. Ребёнок постоянно задирает своего брата или сестру, детей, с которыми общается, если знает, что ему не дадут сдачи. Возможно, такому ребёнку не хватает внимания в семье, а драка – хороший способ не только привлечь к себе внимание, но и показать своё превосходство над другими. Иная ситуация – ребёнок, который постоянно ищет неприятностей. Кажется, что он специально провоцирует других детей, а в итоге сам оказывается жертвой конфликта. Такой ребёнок нуждается в родительской помощи даже больше, чем задира: проблемы в его поведении сами по себе не исчезнут.

Очень важно то, насколько родители уверенны в своём желании преодолеть конфликтность ребёнка. Некоторые из них просят ребёнка не ссориться, не проявляя при этом должной твёрдости. Другие родители постоянно сами нервничают, не скрывая, что ждут ссор от своих детей, жалуются на это окружающим, нередко в присутствии ребёнка. Третьи быстро смиряются с этой чертой характера ребёнка и воспринимают его конфликтное общение как неизбежность.

Однако с конфликтным поведением ребёнка можно и нужно бороться. В первую очередь важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности вашего ребёнка. Если он дома всегда в центре всеобщего внимания, и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребёнок ждёт такого же отношения к себе и со стороны других людей. Не получая ожидаемого внимания, он начинает добиваться его, провоцируя конфликты. В таком случае родителям необходимо не только изменить своё отношение к ребёнку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.

Возможна обратная ситуация, когда ребёнок в семье «заброшен». Он вымещает накопившиеся за это обиды в ссорах. А может быть, ребёнок видит, как дома мама ссорится с папой, и просто начинает подражать поведению родителей?

*Своим поведением показывайте ребёнку пример: сдерживайте свои эмоции. Ведь он подражает вам в своём поведении.

*Уделяйте ребёнку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым. В тоже время объясните ребёнку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, и ему надо это понять и принять.

*Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребёнку, изменяя свои требования. Когда ребёнок успокоится, объясните ему, почему вы поступили так, а не иначе.

Принципы общения с конфликтным ребёнком

*Пресекайте попытки ребёнка провоцировать ссоры. Следите за собой: не допускайте в семье недружелюбных взглядов друг на друга и никогда не ворчите. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда им просто некогда или нет сил контролировать детей. Именно тогда разражаются бури.

*Не стремитесь прекратить ссору, обвиняя другого ребёнка в возникновении конфликта и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликтной ситуации.

*После конфликта проанализируйте его причины и те неправильные действия вашего ребёнка, которые привели к ссоре. Постарайтесь вместе с ним определить возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

*Не обсуждайте в присутствии ребёнка проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

*Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Когда дошкольники в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше сначала просто понаблюдать за конфликтом, не вмешиваясь в него. Может быть, дети сами смогут найти общий язык. Ведь они только учатся общаться друг с другом. Если же вы заметили, что во время ссор один из детей всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует вмешаться в такое общение, чтобы предотвратить формирование робости у побеждённого.

Замкнутый ребёнок

Застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими людьми, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет вступать в контакт и не знает, как общаться. В этом различии особенностей общения замкнутых и застенчивых детей и кроется секрет коррекции этих личностных качеств.

При работе с застенчивым ребёнком мы стараемся сформировать у него коммуникативные умения, а у замкнутого, прежде всего, формируем желание общаться, и развиваем его коммуникативные навыки.

Замкнутость ребёнка обычно имеет в раннем возрасте такие проявления, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения; ухудшение аппетита и нарушение сна из-за малейших изменений в укладе жизни (переезд на дачу, поездка в гости и т.д.) для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность в незнакомой обстановке.

Как правило, такой ребёнок сильно привязан к матери и очень болезненно переносит даже непродолжительное её отсутствие. Необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения. Например, разговаривать в присутствии малыша с кем – то незнакомым или малознакомым. При этом очень важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности. Поэтому при разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове.

Постепенно у ребёнка сформируется спокойное и адекватное отношение к общению, разовьются речь и необходимые коммуникативные навыки. Однако замкнутость малыша можно и нужно корректировать.

Принципы общения с замкнутым ребёнком

*Расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребёнка является сигналом, что и вами что-то не так. Поэтому, будьте к тому, что и вам придётся изменить своё поведение, что сделать довольно непросто. Однако успеха без этого добиться будет очень сложно.

Как заниматься с ребёнком в выходные дни по заданию логопеда ?

Не надо:

  • Не надо: выполнять все задания сразу за одно занятие, чтобы не снизить интерес к занятиям у ребёнка, в связи с большой нагрузкой.
  • Не надо: ругать или смеяться над ребёнком при неправильном выполнении упражнения.
  • Не надо: начинать занятие перед сном, когда ребёнок хочет спать.
  • Не надо: наказывать, выбирая мерой наказания развивающие упражнения и угрозы: «Если не соберёшь игрушки, то не пойдёшь делать уроки».
  • Не надо: заниматься, перед тем, как вы поругали ребёнка.

Надо:

  • В выходные дни выбрать определённое время для занятий (лучше первую половину дня, после завтрака).
  • Время занятий не должно превышать 20 минут. Не забудьте в середине занятия провести подвижную игру, чтобы ребёнок немного отдохнул. В каждое занятие включайте упражнения на развитие лексической стороны и связной речи; общей и мелкой моторики; развитие фонематического слуха.
  • Лучше, если Вы распределите все упражнения в течение дня.
  • С дыхательной, артикуляционной, мимической гимнастик можно начинать утро и заканчивать день, а если это ещё и в игровой форме и с хорошим настроением у мамы и папы, то ребёнок сам будет напоминать Вам про них.
  • Лексико – грамматические игры и упражнения можно проводить в течение всего дня, в непринуждённой форме: во время купания, лёжа в кровати перед сном, на прогулке, помогая маме, да и в любой другой ситуации. Эта ненавязчивая форма обучения наилучшим образом поможет ребёнку усвоить новые и закрепить полученные знания.

Самое главное, при обучении ребёнка, прежде всего, должны быть заинтересованы ВЫ. Если у вас на данный момент нет желания заниматься с ребёнком, лучше отложите занятие. Ваше плохое настроение не приведёт ни к чему хорошему, Вы, изнервничаетесь сами, и задёргаете ребёнка.

Малыша легко привлечь даже к самой скучной работе, если проявить смекалку, творчество, воображение, ну и конечно, терпение.

Желаем Вам успехов!

Основные содержания психокоррекционной работы направленные на развитие памяти.

Исследования психологов, а также опыт педагогов школ свидетельствуют, что память ребёнка можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Однако без опоры на мыслительную деятельность, на понимание – никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно. Вот почему так важно в тестировании и коррекции памяти ребёнка ориентироваться в большой степени на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.

Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти «Каскад слов».

Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Расположить их в следующем порядке:

  1. Огонь.
  2. Дом, молоко.
  3. Конь, гриб, игла.
  4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
  5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
  6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
  7. Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.
  8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд.
  9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки.
  10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами 1 секунда). Когда ребёнок не может повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов. То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, и есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова.

Упражнение на развитие зрительной памяти

  1. Предложить ребёнку в течение 10 секунд посмотреть на геометрические фигуры, а затем нарисовать то, что он запомнил.

  1. Разложить на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат ит.д.). Попросите ребёнка внимательно посмотреть на эту фигуру в течении 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же. Можно усложнить, выложить фигурку из цветных палочек. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить самостоятельно.

Игра на развитие памяти «Я положил в мешок»

Экспериментатор начинает и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что – нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. В этой игре важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая удовольствие.

Приёмы, помогающие запоминанию

Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова.

То же самое можно попросить сделать ребёнка и при сочетании фраз. Ребёнок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему вспомнить прочитанное.

Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Например, называем ребёнку семь фраз:

1. Мальчику холодно.

2. Девочка плачет.

3. Папа сердится.

4. Бабушка отдыхает.

5. Мама читает.

6. Дети гуляют.

7. Кошка спит.

  К каждой фразе ребёнок делает рисунок. Если он спрашивает: «А что рисовать?», объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все 7 фраз. После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребёнку точно воспроизвести все 7 фраз, дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребёнка повторить фразы с помощью его же рисунков.

И в заключении можно сделать вывод, материал который может быть использован в работе с детьми, направлен на развитие познавательных процессов, богат возможностями, разнообразием для развития всех сторон личности ребёнка. И чем наблюдательнее мы будем сами, тем больше увидим примеров для работы с ребёнком. Мы должны стремиться не столько к количеству усваиваемых ребёнком знаний, сколько к обучению его способам решения тех или иных задач.

Главное – помочь ему в первые школьные годы, чтобы у него не выработалось отрицательного отношения к учению. Обучение ребёнка необходимо сделать интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

Развивая личность ребёнка, а также скоординированная работа с семьёй поможет ребёнку войти в круг сверстников, утвердить себя в будущем на производстве, в личной и общественной жизни.

Для Вас, родители!

Практические рекомендации, выполнение которых убережёт ребёнка от многих неприятностей при поступлении в школу:

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте ребёнка с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

  1. Не торопите ребёнка, умение рассчитать время – это Ваша задача, и если это плохо удаётся – это не вина ребёнка.

  1. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придётся много работать.

  1. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его, найдите ласковые слова. У него впереди трудный день. Ни в коем случае, не прощайтесь.

  1. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, дайте расслабиться. Вспомните, как Вы сами себя чувствовали после тяжёлой работы.

  1. Если ребёнок возбуждён, жаждет поделиться – выслушайте его. Если видите, что ребёнок огорчён, не допытывайте его, пусть успокоится, тогда всё расскажет сам.

  1. Для восстановления сил после уроков необходимо 2-3 часа отдыха, до выполнения домашнего задания.

  1. Во время приготовления уроков не сидите у ребёнка над душой. Дайте ему возможность поработать самому. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, у тебя всё получится» - для него необходимы.

  1. Необходимы 10-15 минутные переменки между занятиями.

  1. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если сделаешь, тогда я тебе что – то дам».

  1. Найдите хоть полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

  1. Помните, что в течении учебного года, есть критические периоды, когда учиться сложнее. У ребёнка быстро наступает утомление. К критическим периодам относится 14-я неделя учебного года, 1-я неделя после зимних каникул, середина 3-ей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

  1. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость. Чаще всего это показатель трудностей в учёбе.

  1. Учтите, что даже 7-8 летний ребёнок очень любит сказку перед сном. Всё это помогает снять напряжение.

Завтра начнётся новый день, и Вы должны сделать всё, чтобы Ваш ребёнок

был абсолютно спокоен.

        

 «Что делают логопеды?»

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: *развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), *формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), *формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятием «звук», «слово», «предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), *профилактика нарушений письма и чтения.

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа даёт наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребёнок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сенситивный (т.е. наиболее благоприятный, соответствующий законам нормального развития ребёнка) период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребёнка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками. В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребёнок неправильно произносит отдельные звуки, как правило это (л) или (р), особой трагедии в этом нет – сейчас. Но позднее ….

Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться намного сложнее. Если ребёнок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чётко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить всё на самотёк, обеспечив ребёнку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть ещё более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведённых примеров, что ожидает таких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в школу, не говоря уже о полном игнорировании проблем развития своего ребёнка.

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечёт за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.

Как проходят логопедические занятия?

Существует два вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии 6-8 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учётом дефекта и возраста ребёнка. Мы различаем три основных вида нарушений речи у дошкольников: *дислалия (это нарушение произношения отдельных звуков); *фонетико – фонематические нарушения (ФФН) – это когда нарушены произношение и речевой слух; *общее недоразвитие речи (ОНР) - это когда нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь.

 Для детей с дислалией достаточно 1-2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. В таком случае на индивидуальных занятиях логопед будет развивать артикуляционную моторику, ставить звуки и автоматизировать их, а на фронтальных – заниматься профилактикой дисграфии и дислексии, т.е. развивать фонематический слух, пространственную ориентировку и мелкую моторику, учить звуковому анализу и синтезу, закреплять правильное произношение отработанных на индивидуальных занятиях звуков и попутно расширять словарный запас, развивать внимание, мышление, память, учить правильно и красиво высказываться. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало. Эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3-4 раза в неделю. Как и в предыдущих случаях, на индивидуальных занятиях работа идёт в основном по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребёнку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико – грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии; и в-четвёртых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально – волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1-2 года.

 

Когда родителям проявлять тревогу?

Наблюдали ли вы за детьми на детской площадке? Все они милы в своей непосредственности и вызывают улыбку. При этом удовольствие от общения получают не только малыши, но и их мамы. Они обсуждают детей, невольно сравнивают их, оставляя пальму первенства в гениальности за своим ребёнком. Это нормально. Я часто ловлю себя на мысли, что смотрю на детей глазами специалиста, автоматически выделяя для себя проблемных ребят.

Практика убедила в необходимости широкого просвещения родителей в вопросах коррекционной педагогики, или дефектологии, как до недавнего времени называлась эта наука. Задача дефектолога – помочь родителям вовремя заметить, что с их ребёнком «что-то не так», и вовремя обратиться за помощью или консультацией к специалисту. В каждом отдельном случае определяется продолжительность занятий, причём важно не пропустить тот возраст ребёнка, когда коррекционная работа будет наиболее эффективной.

Родителям

Маленькие детки – маленькие проблемы. Стоит ли ждать больших?

Сроки первого обращения – разные. Можно принести к специалисту благодушного младенца и упирающегося второклассника. Чем серьёзнее нарушение, тем раньше надо начинать его коррекцию. Серьёзные нарушения физического и психического развития младенцев выявляют врачи (педиатр и невропатолог), поэтому родители не должны ставить под сомнение сам факт врачебного осмотра. В поликлинику лучше всё-таки пойти, подавив в себе опасения подхватить какую – нибудь инфекцию. Забота о здоровье и развитии ребёнка в этом возрасте лежит на плечах медицинских работников, а не педагогов.

Родители сразу заметят у малыша явное отклонение от нормы, а вот «небольшие мелочи», например, «серьёзность», «неулыбчивость» ребёнка в 3-4 месяца при обязательном в это время «комплексе оживления» - эмоциональном реагировании на родителей, могут оказаться одним из симптомов различных нарушений: задержки психического развития, дефектов зрения и слуха. Так что восхищение мам и пап – «смотри, он меня узнал; гляди, как бьёт ножками» - вполне обосновано. Чтобы заметить неблагополучие своего ребёнка и уметь помочь ему, необходимо знать возрастные параметры нормального развития. О них можно прочитать в специальных книгах по возрастной психологии или в книгах с правилами по уходу за детьми младенческого, младшего дошкольного 1-3 лет и дошкольного 3-7 лет возраста. Родителям будет понятно, что и как должен делать ребёнок в этой или иной период своего развития. И если они заметят какое – либо несоответствие между нормой и данными своего ребёнка, то лучше сразу проконсультироваться со специалистами или хотя бы сделать себе пометку для более позднего разговора с ними.

Хочу обратить внимание родителей на важность младенческого периода во всём дальнейшем процессе формирования личности ребёнка. Как раз в это время закладываются основы правильного физического, умственного, речевого и эмоционального развития. Поэтому лучше раньше провести несколько сеансов массажа для снятия повышенного или пониженного тонуса мышц, ограничивающего необходимый объём движений младенца, следствием чего будет замедленное овладение навыками сидения, ползания, ходьбы, чем позднее расстраиваться из-за снижения темпа и качества умственного развития.

Учитывая большую значимость младенческого возраста, все коррекционные педагоги и психоневрологи обязательно собирают анамнестические данные, своеобразное досье, куда входят сведения о внутриутробном развитии ребёнка, о протекании беременности, о родах, и наконец, о развитии ребёнка в грудном и раннем дошкольном возрасте. Сбор этих данных идёт, как правило, со слов родителей которые, к сожалению, мало что помнят, или используют записи, сделанные педиатром.

Подобные сведения позволяют специалистам поставить более точный диагноз и определить успешность коррекционного воздействия. Исходя из этого, хочется посоветовать всем родителям завести дневник наблюдений, где мама будет делать пометки о сроках прохождения ребёнком разны этапов развития:

  • когда начал держать головку, сидеть, ползать, вставать, ходить;
  • когда появилось гуление, лепет, первые слова;
  • прерывалось ли речевое развитие (как ребёнок реагирует на маму, родных и чужих людей, на различные раздражители: неожиданный звук, яркая игрушка, сердитое лицо мамы и так далее).

Когда ваш ребёнок, будучи здоровым как физически, так и психически, разменяет свой первый десяток лет, можно будет с чистой совестью убрать этот дневник в семейный архив.

Развитие ребёнка – это сложный процесс, где всё взаимосвязано друг с другом, небольшое нарушение в раннем возрасте может спровоцировать потом целый клубок проблем.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше всего её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Проводить их нужно эмоционально, лучше в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, потому что в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 на 12см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы. Показывает его выполнение.
  2. Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.
  3. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение. Лучше покажите ребёнку его достижения («Вот видишь, язычок уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего страшного, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

 Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»...

Консультация для родителей "Как поведение родителей влияет на ребёнка"

Исследования  показали, что  большинство  людей  употребляют  алкоголь  или  курят  так  же, как  это  делали  их  родители. Такж...

Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя»

Публикуемые рекомендации помогут наладить взаимоотношения с самым дорогим существом в жизни- вашим ребёнком!...

Работа с родителями. Консультации для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!...

Консультация для родителей :"Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения".

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...

Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...

Консультации для родителей ДОУ. Ссылки на консультации специалистов.

24-30 апреля 2019 года – Европейская неделя иммунизации http://www.takzdorovo.ru/profilaktika/obraz-zhizni/immunitet-kak-eto-rabotaet/[[{"type":"media","view_mode":"media_...