Урок развития речи: "Редактирование текста"
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

Урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_uroki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи, 3 класс

Тема: «Редактирование текста».

Ход занятия.

I. Орг. момент.

- У нас сейчас урок развития речи. Чему мы будем учиться на уроке, вы мне скажите чуть-чуть позже.

II. Повторение. (На слух.)

Учитель читает два текста. (Один текст -  рассказ, второй – не рассказ.)

- Послушайте, что я прочитаю.

Доброта.

        Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидел на снегу слабую олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу.

        Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были грустными.

        Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.

        Бежать за помощью было далеко. Саша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.

        Наступила весна. Лёд таял. Костя убедил товарища. Мальчики пошли по льду. Костя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Мальчик очутился в воде. Он хватался за тонкую кромочку льда. Лёд крошился.

        Костя и Саша возвращались из школы. Костя уговорил друга идти через речку. Саша сомневался.

- Что я прочитала?  

(Тексты.)

- Какой текст – рассказ, а какой не рассказ? Докажите.

(Первый текст – это рассказ, так как в тексте есть основная мысль - …, предложения связаны по смыслу, события идут по порядку, можно подобрать название; второй текст – не рассказ, так как нарушена последовательность событий в тексте.)

- Чему мы будем учиться на занятии?

III. Самостоятельная работа.

 

- Возьмите карточку №1 и карточку №2.

- Прочитайте и докажите, где рассказ, а где не рассказ.

 Карточка №1.

        Хозяин налил в блюдечко молоко. Ходит малыш кругом, скулит, а не пьёт.

        Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили, а медвежонка принесли в село.

        Ночью всех разбудил плач. Это Мишка озяб и заплакал. Положил его охотник с собой, укрыл полушубком. Малыш забрал палец охотника в рот и засосал, как соску. Так и заснул.

        Охотник намочил молоком палец и дал лизнуть медвежонку. Малыш стал сосать палец и заодно тянул молочко.

Карточка №2.

        Вася и Катя пошли гулять за деревню. Они взяли с собой котёнка. Котёнок был серый с белыми лапками.

        У дороги рос щавель, дети стали рвать его. И забыли про котёнка.

        Вышел охотник с двумя собаками. Собаки побежали к котёнку. Они хотели его схватить.

        Котёнок испугался и прижался к земле. Вася бросился к котёнку. Он накрыл его своим телом и спас его.

        Дети доказывают своё мнение.

IV. Составление связного текста из данных абзацев.

- Прочитайте текст.

- О чём вы прочитали?

- Можно ли этот текст назвать рассказом? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы получился рассказ?

(Нужно переставить части рассказа местами.)

- Переставьте части местами, чтобы получился рассказ.

- Прочитайте. Теперь получился рассказ. Почему вы так решили?

- Чего не хватает?

- Подберите название.

Карточка №3.

        Пощебетали ласточки и стали поправлять свои старые гнёзда. Каждый день они тащили в клювах клейкую глину. Птицы замазывали дырочки и трещины. Долго работали ласточки. Они вылепили красивое гнездо.

        Через несколько недель в гнезде появились маленькие птенчики.

        Наступила радостная и шумная весна. Из дальних стран прилетели ласточки. Они осмотрели свои старые домишки. Дома за зиму осыпались и покрылись паутиной.

V. Работа с деформированным планом.

- Возьмите карточку №4. Прочитайте план.

- Можно его соотнести с нашим рассказом?

- Почему?

(Неправильная последовательность.)

- Возьмите карандаши и расставьте пункты плана последовательно.

- Что получилось?

- У вас как, а у вас как?

- Получился план к тексту?

Карточка №4.

План.

  1. Появились птенцы.
  2. Птицы чинят старые гнёзда.
  3. Ласточки прилетели в родные края.

VI. Пересказ по плану.

- Ещё раз посмотрите глазками на текст. Переверните текст и попробуйте пересказать его по плану.

VII. Итог.

- Чему учились на уроке?

Карточка №1.

        Хозяин налил в блюдечко молоко. Ходит малыш кругом, скулит, а не пьёт.

        Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили, а медвежонка принесли в село.

        Ночью всех разбудил плач. Это Мишка озяб и заплакал. Положил его охотник с собой, укрыл полушубком. Малыш забрал палец охотника в рот и засосал, как соску. Так и заснул.

        Охотник намочил молоком палец и дал лизнуть медвежонку. Малыш стал сосать палец и заодно тянул молочко.

Карточка №2.

        Вася и Катя пошли гулять за деревню. Они взяли с собой котёнка. Котёнок был серый с белыми лапками.

        У дороги рос щавель, дети стали рвать его. И забыли про котёнка.

        Вышел охотник с двумя собаками. Собаки побежали к котёнку. Они хотели его схватить.

        Котёнок испугался и прижался к земле. Вася бросился к котёнку. Он накрыл его своим телом и спас его.

Карточка №3.

        Пощебетали ласточки и стали поправлять свои старые гнёзда. Каждый день они тащили в клювах клейкую глину. Птицы замазывали дырочки и трещины. Долго работали ласточки. Они вылепили красивое гнездо.

        Через несколько недель в гнезде появились маленькие птенчики.

        Наступила радостная и шумная весна. Из дальних стран прилетели ласточки. Они осмотрели свои старые домишки. Дома за зиму осыпались и покрылись паутиной.

Доброта.

        Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидел на снегу слабую олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу.

        Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были грустными.

        Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.

        Бежать за помощью было далеко. Саша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.

        Наступила весна. Лёд таял. Костя убедил товарища. Мальчики пошли по льду. Костя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Мальчик очутился в воде. Он хватался за тонкую кромочку льда. Лёд крошился.

        Костя и Саша возвращались из школы. Костя уговорил друга идти через речку. Саша сомневался.

Карточка №4.

План.

Появились птенцы.

Птицы чинят старые гнёзда.

Ласточки прилетели в родные края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Типы текстов.

Урок развития речи "Типы текстов (повествование, описание, рассуждение)" 2 класс....

Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"

Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и                   опорным словам» - 2 класс.   ...

Урок развития речи. Редактирование текста.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли.Основная цель данного урока - научить детей понимать текст, ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Редактирование текста изложения

Дата: 05.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...

Презентация по русскому языку на тему Развитие речи. Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста. Ч.2 стр.112 (2класс)(1)

Презентация по русскому языку на тему Развитие речи. Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста. Ч.2 стр.112 (2класс)(1)...