Главные вкладки

    Программа по логоритмике
    рабочая программа по логопедии на тему

    Некрасова Кира Александровна

    Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lgoritmika_tnr_-_kopiya.doc101.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа коррекционно-развивающего курса

    Логоритмика

    для обучающихся 1 классов

    Выполнила:

    К.А.Некрасова

    Учитель-логопед

    Заводоуковск, 2016 г.

    1.Пояснительная записка.

    1.1. Общая характеристика.

    Программа модифицированная разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

    • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273-ФЗ,
    • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013,24.11.2015),
    • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 10.07.2015   №26,
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г.№1598,
    • Устав Школы,
    • учет Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 1/15 от08.04.2015),
    • учет Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от22.12.2015).
    • рекомендации ПМПК
    • созданная на основе методик Л.Р.Бабушкиной, О.М.Кисляковой, М.Ю.Картушиной.

    Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза: «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
              Данные  физиологии  и  психологии  доказывают  тесную  взаимосвязь  слуховых  ощущений   с  мышечными.  Еще  великий  русский  физиолог  И.М.  Сеченов   отмечал, что  слуховое  и  мышечное  восприятие  связано  с  временными  ощущениями. Советский ученый,  невролог,  и  психиатр  Б.М.Бехтерев  доказал,  что  вначале   на  маленького  ребенка  заметное  воздействие  оказывает  ритм,  а  лишь  затем звуковысотные  сочетания  и  тембр  звучащей  музыки.

    Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму.  Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой. Развитием  чувства  ритма  рекомендуется  заниматься  с  самого  раннего  возраста  и  в  доступной  для  дошкольников  форме:  ритмических  упражнениях  играх.

    Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. 

    Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, овладение двигательными навыками, совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.  

    Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

    На логоритмических занятиях детей знакомят с окружающим миром, различными музыкальными инструментами, учат правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки. Также дети разучивают стихи с движениями, песни, танцы.

    Логопедическая ритмика развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.

    Логоритмика развивает внимание и память: тренирует способность запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность действий во время различных игр, развивает       детский слух: формирует слуховой восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек (колокольчиков, погремушек, барабана), узнавание звуков окружающей среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек). 

    Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей. Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а   на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка.

    Значительная  роль  в  работе  по  осознанию  ритмического  строя  речи  принадлежит  играм,  созданным  на  основе  стихотворного  текста.  Эти  игры  учат  малышей  координировать  движения  со  словом,  что  способствует,  в  первую  очередь,  речевому  развитию  детей.  Обучение  детей  на  музыкально -  шумовых  инструментах  является  средством  для  решения  следующих  (помимо  развития   чувства  ритма)  задач:  развития  внимания   и  памяти,   координации  движений,  мелкой  моторики и  т.  д.

    Все  упражнения  проводятся  по  подражанию.  Речевой  материал  предварительно  не  выучивается.  

    Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

    Цель: развитие и коррекция у детей двигательных навыков, в сочетании со словом и музыкой.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
    • развитие артикуляционного аппарата;
    •  развитие слухового внимания и памяти;
    • отработка четкости координированных движений во взаимосвязи с речью;
    • укрепление костно - мышечного аппарата;
    • развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
    • развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
    • развитие коммуникативных способностей.

    1.2. Описание места коррекционно-развивающего  курса.

    Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Особенности группы, в которой будет реализована данная программа: сборная группа из 1 классов с ТРН.

    1.3. Планируемые результаты освоения программы коррекционно-развивающего курса.

    Личностными результатами изучения курса являются:

    • приобретение детьми готовности и способности к саморазвитию;

    Метапредметным результатом изучения программы является сформированность у детей учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться.

    Регулятивные УУД:

    • рассказывать о правилах действия в игре;
    • осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану;
    • различать разные способы выполнения действия;
    • видеть ошибку и исправлять её самостоятельно, сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;
    • сравнивать свои цели действий с другими;
    • обсуждать под руководством учителя-логопеда успешность или неуспешность своих действий.

    Познавательные УУД:

    • находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
    • делать выводы в результате совместной работы детей и учителя-логопеда.

    Коммуникативные УУД:

    • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или связного текста);
    • слушать и понимать речь других;

    1.4. Содержание программы коррекционно-развивающего курса.

    Раздел

    Количество занятий

    Содержание занятий

    1.Осень.

    11

    Признаки осени. Фрукты-овощи.

    Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.      

    Выработка диафрагмального дыхания, а также продолжительности, силы и правильного распределения выдоха, развитие подвижности языка, челюстей, губ.      

    Развитие темпа речи.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Развитие мимической и артикуляционной моторики.

    2.Зима.

    10

    Признаки зимы. Дикие животные зимой.

    Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.      

    Выработка диафрагмального дыхания, а также продолжительности, силы и правильного распределения выдоха, развитие подвижности языка, челюстей, губ.      

    Развитие темпа речи.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Развитие мимической и артикуляционной моторики.

    3.Весна.

    4

    Признаки весны. Природа весной.

    Воспитание устойчивости и переключаемости внимания – способности переходить от одного действия к другому,  развитие всех видов памяти: моторной, зрительной, слуховой.

    4.Профессии.

    3

    Знакомство с различными профессиями.

    Воспитание устойчивости и переключаемости внимания – способности переходить от одного действия к другому,  развитие всех видов памяти: моторной, зрительной, слуховой.

    5.В гостях у сказки.

    2

    Знакомство со сказками народов мира. Совершенствование общей и мелкой моторики, выработка хорошей координации действий.

    Формирование чувства музыкального ритма в движении.

    6.День Победы.

    1

    Закрепление знаний обучающихся о празднике День Победы.

    Совершенствование общей и мелкой моторики, выработка хорошей координации действий.

    Формирование чувства музыкального ритма в движении.

    7.Дикие животные жарких стран.

    2

    Закрепление знаний обучающихся о животных жарких стран.

    Совершенствование общей и мелкой моторики, выработка хорошей координации действий.

    Формирование чувства музыкального ритма в движении.

    1.5. Тематическое планирование корекционно-развивающего курса.

    № п/п

    Тема

    1

    Спор грибов.

    2

    Путешествие язычка.

    3

    В гостях у лесного гнома.

    4

    «Яблоко» (по мотивам сказки В.Сутеева.)

    5

    «Пых» (по мотивам белорусской народной сказки.)

    6

    Спор овощей.

    7

    «Колосок» (по мотивам украинской народной сказки.)

    8

    Краски осени.

    9

    «Палочка-выручалочка» (по мотивам сказки В.Сутеева.)

    10

    «Как коза в лесу избушку построила» (по мотивам русской народной сказки.)

    11

    «Кот, петух и лиса» (по мотивам русской народной сказки.)

    12

    Теремок-холодок.

    13

    Дед Мороз построил дом.

    14

    «От чего у белого медведя нос черный» (по мотивам юкагирской народной сказки.)

    15

    «Елка» (по мотивам сказки В.Сутеева.)

    16

    Снеговик на елке.

    17

    Морозята.

    18

    «Мороз Иванович» (по мотивам сказки В.Одоевского.)

    19

    Приключения снежинки.

    20

    «Снежная книга» (по мотивам рассказа В.Бианки.)

    21

    «Мороз, солнце и ветер» (по мотивам русской народной сказки.)

    22

    Как муравьишка дом солнышка искал.

    23

    «Я маму мою обидел» (по стихотворению Э.Мошковской.)

    24

    Лекарство от зевоты.

    25

     «Гуси-лебеди» (по мотивам русской народной сказки.)

    26

    История о том, как гном построил дом.

    27

    Космическое путешествие.

    28

     Кем быть?

    29

    «Откуда у верблюда горб» (по мотивам сказки Р.Киплинга.)

    30

    «Волшебное зеркальце» (по мотивам чешской народной сказки.)

    31

    «Парад на Красной площади» (по мотивам стихотворения В.Орлова.)

    32

    «Откуда у носорога шкура» (по мотивам сказки Р.Киплинга.)

    33

    Итоговое занятие.

    2.Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение.

    2.1.Литература.

    1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи. – Каро. Коррекционная педагогика, 2005.
    2. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
    3.  Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
    4.  Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994;

    2.2. Методические пособия и дидактические материалы.

    1. Набор предметных картинок.
    2. Компьютер.
    3. Аудиоколонка.
    4. Медиапроектор.
    5. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картинок.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОРИТМИКА»

    Программа дополнительного образования  «ЛОГОРИТМИКА» предназначена для ступени начальногообщего образования и  является одной из составляющих социального направления, спосо...

    Рабочая программа "Логоритмика".1 класс.

    Цель  программы:  создать  условия для  эффективного коррекционного   воздействия на детей с нарушениями речи,   направленного на  ликвидацию или смягчение...

    рабочая программа по логоритмике

    рабочая программа по лопедической ритмике с приложением...

    Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Логоритмика"

    Программа для занятий внеурочной деятельности "Логоритмика"...

    Рабочая программа по логоритмике. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

    Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика»  составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

    Рабочая программа по "Логоритмике"

    Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. В последние годы в р...