Рабочая программа по "Логоритмике"
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Mарина Aлексеевна Kовалёва

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. В последние годы в результате обследования было выявлено достаточно большое количество детей с нарушением фонетической и фонематической сторон речи. Для повышения результативности речевой подготовки воспитанников  используется комплексный подход к данной проблеме, одной из сторон которого и стала логоритмическая гимнастика. Она как нельзя лучше позволяет заинтересовать всех детей своими разнообразными упражнениями и заданиями, которые направлены не только на музыкальную и речевую деятельность, но носят ещё и оздоровительную направленность, которая так необходима нашим детям, имеющим разнообразные проблемы со здоровьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_v_8_vide.docx97.07 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа - интернат»

« Рассмотрено »

МО учителей младших классов

Протокол №

От 29.08.2017г.

Руководитель:

_______( Н.А. Калинина)

« Согласовано »

на заседании Педагогического совета

Протокол № 1

От 30.08.2017 г.

« Утверждаю»

Директор СОГБОУ

« Демидовская  школа-интернат»

__________( А.В.Шевандин)

Приказ от 31.08.2017 г.

 196 - о/д

Рабочая программа коррекционного курса

 «Логоритмика »

во 2 кл. (VIII вида)

Учителя - логопеда

Ковалевой Марины Алексеевны

на     2017 – 2018 учебный год

 

Введение

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Логоритмика позволяет решать целый комплекс задач:

Во-первых, оздоровительно-коррекционные задачи. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.

Во-вторых, решается ряд образовательных задач: развитие музыкального слуха, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение знаний об окружающем мире.

В-третьих, воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественнее, творческие способности. Воспитываются личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма.

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В последние годы в результате обследования было выявлено достаточно большое количество детей с нарушением фонетической и фонематической сторон речи. Для повышения результативности речевой подготовки воспитанников  используется комплексный подход к данной проблеме, одной из сторон которого и стала логоритмическая гимнастика. Она как нельзя лучше позволяет заинтересовать всех детей своими разнообразными упражнениями и заданиями, которые направлены не только на музыкальную и речевую деятельность, но носят ещё и оздоровительную направленность, которая так необходима нашим детям, имеющим разнообразные проблемы со здоровьем.

Рабочая Программа составлена на основе

  1. Р.И.Лалаева. Логопедическая  работа в  коррекционных  классах.- М.: “ Владос”, 1998.
  2. программы «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной,

 3.  М.Ф. Фомичева. Воспитание  у  детей  правильного  произношения.-

М.: “ Просвещение”, 1988.

4. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовит., 1 – 4 классы / под ред. В. В. Воронковой. –М. : Просвещение, 2004

Федерального государственного образовательного стандарта детей с у.о.. с учетом межпредметных связей по областям:

1. Познание - наблюдения, беседы, игры.

2. Социализация - используются дидактические, сюжетно - ролевые игры.

3. Художественная литература - используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).

4. Музыка - используются музыкальные произведения, песни, музыка для упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.

5. Физическая культура - проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.

6. Коммуникация - овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, разучиваются коммуникативные игры.

Данная рабочая Программа рассчитана на 3 года обучения. В содержании данной программы используются дыхательные упражнения (метод Б.Толкачева), звуковое дыхание (метод В.Емельянова, М.Лазарева). Таким образом при организации совместной образовательной деятельности с детьми используются здоровьесберегающие технологии, т.е. элементы, имеющие оздоровительную направленность.

1.2. Цели и задачи рабочей Программы

Цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. Развитие музыкальных и сенсорных способностей у младших школьников.

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Развивать мелодико - интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

6. Укреплять костно - мышечный аппарат.

7. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

8. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

9. Развивать коммуникативные способности.

1.3. Принципы и подходы.

Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов:

•        Принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.

•        Принцип сознательности и активности заключается в сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности.

•        Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картинки, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога.

•        Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей.

•        Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.

•        Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.

•        Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

•        Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.

1.3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы

Формирование у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности. Положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям. Улучшение результативности в обучении и воспитании.

     Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей

многонационального российского общества; становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в

том числе в информационной деятельности, на основе представлений о

нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

     Метапредметные результаты:

     Коммуникативные УУД:

- соответствие всех компонентов устной речи (лексического строя, грамматики,фонетико-фонематической системы, слоговой структуры и связной речи) младших школьников возрастной норме или значительное улучшение всех компонентов устной речи;

- умение вступать в диалог и задавать вопросы в соответствии с содержанием

логоритмических занятий;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка на лингвистическом материале логоритмических занятий.

     Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу логоритмического упражнения;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме ритма музыкального произведения, собственной звучащей речи на русском языке.

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (быть дирижером или участником игры, солировать);

     Познавательные УУД

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (на основе фонетических упражнений на дифференциацию фонем);

- осуществлять синтез как составление целого из частей (трансформация музыкально-речевого текста);

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно до-

страивая и восполняя недостающие компоненты музыкально-ритмического и речевого текстов;

     Предметные результаты:

-Ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией

движений рук в ускоренном и замедленном темпе,

- отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок;

- бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;

-прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно;

- перестраиваться в кружки, сужать и расширять их;

- действовать с предметами в определённом ритме и чередовать два ритма,

автоматизируя движения;

-распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с

различными динамическими оттенками;

-сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на

один слог;

- Находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и

строением музыкальных произведений ;

- различать в музыке и передавать движением рук акценты, ритмический рисунок;

менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой

музыки,

- артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни;

-следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении  песен;

-  работать с предметами в определённом ритме,

- воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на ударных

инструментах.

     Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной

образовательной программы является достижение предметных и

метапредметных результатов освоения программы необходимых для

продолжения образования.

     Оценка планируемых результатов осуществляется в начале и конце сроков

реализации Программы.

1. Оценка групповых личностных результатов реализации Программы

«Логоритмика» осуществляется на итоговом занятии .

 2. Оценка речевых результатов реализации программы «Логоритмика»

осуществляется учителем логопедом по речевой карте

      1.4. Место коррекционного курса в плане внеурочной деятельности Согласно плану внеурочной деятельности всего на изучение предмета «Логоритмика» выделяется  34ч (1 ч в неделю, 34учебные недели)

II. Содержательный раздел

2.1. Средства, методы и приёмы работы

Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:

1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:

1) развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом;

выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой.

развитие воображения и творческих способностей.

2. Развитие у детей основных движений:

1) контроль за осанкой;

2) ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;

3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:

 активизация внимания;

умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.

Логоритмика включает следующие виды упражнений:

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения письмом. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создает благоприятную атмосферу для занятий.

Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать;

Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры;

Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж языка (с помощью зубов).

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не выучивается.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 5-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса. Подготовительная часть предусматривает приветствие, артикуляционную и

дыхательную гимнастику объявление темы предстоящего урока и проведение

ритмической разминки. Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные двигательных упражнений под музыку и без неё: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу с выполнением различных заданий, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, а также со сменой видов движений.

• Основная часть занимает 30- 35  минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

• на развитие внимания;

• регулирующие мышечный тонус;

• счётные упражнения;

• формирующие чувство музыкального размера;

• на развитие чувства темпа и ритма;

• на развитие координации движения;

• на координацию речи с движением;

• на координацию пения с движением;

• на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 5-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Игровое построение урока создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, внимание, активизирует речь.

     Основными методами реализации программы являются музыкально-

ритмические упражнения, дидактическая игра, решение проблемных ситуаций, работа в парах, тройках, подгруппах, группах сменного состава при выполнении самостоятельных работ, инсценировки. Большое место в занятиях с первоклассниками занимает обучение навыкам презентации своих речевых достижений. Дети учатся работать, прежде всего, в парах и группах сменного состава. С этой целью разыгрываются небольшие сценки, используются маски и музыкально-ритмический материал. В основу логоритмических занятий положены методики Е. Железновой и О.В.Овчинниковой.

 Все занятия проводятся с использованием аудиодиска «Веселая логоритмика» Е. Железновой. Для итоговых занятий применяется аудио-приложение О.В. Овчинниковой.

Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедический класс,

имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

     Содержание занятий по логоритмике.

     Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

-Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:

1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2. выработка продолжительного речевого выдоха,

3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуля-

ционной систем.

- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

-Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

-Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности  пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений.

     Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.

Список литературы

 Программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и

методических пособий: по логопедии:

1. «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»  Т. А. Ткаченко;

2. Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;

3. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В.

Коноваленко;

4 Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т.А. Куликовской.

по логоритмике:

1. CD «Весёлая логоритмика» Е. Железновой, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

2. CD Пальчиковые песенки-игры «Пять поросят» С. и Е.Железновы.

3. CD «Аэробика для малышей». С. и Е. Железновы

по оздоровлению детей:

1. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.

Календарно- тематическое планирование во 2 классе

1 час в неделю

34 часа в год

Тема

Лексическая тема

Произношение

Ритмические навыки

Дата

               I четверть ( 8 ч)

1

«Путешествие язычка» Фонограмма спокойной музыки, пьесы «Поезд» Н. Метлова;

Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала

Наша школа. Учебные вещи.

Гласные и согласные звуки

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Ходьба имитационная

ОРУ: наклоны, выпрямления и повороты головы,  повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»).

Движение рук в разных направлениях.

Отстукивание,прохлопывание  простых ритмических рисунков

«Ловишка»

Ритмичный, бодрый шаг

2

«В гостях у лесного гнома»

Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары

Ягоды

Звук З

Ходьба имитационная

ОРУ: наклоны и повороты туловища вправо, влево. Протоптывание простых ритмических рисунков

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать

3

«Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева 

Движения рук и головы. Круговые движения кистью (напряжённое и свободное).

Фрукты

Звук Ж

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать

4

«Спор овощей» 

Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук

Овощи

Звуки З-Ж

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать

5

«Колосок» по мотивам украинской народной сказки 

 Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо).

Урожай

Звук С

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать

6

«Приключения дождика» 

Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении.

Осень.

Звук Ш

Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки

7

«Краски осени»

 Передача в движении разницы в двухчастной музыке.

Осень

Звуки С-Ш

Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки

8

«Палочка - выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева Маска ёжика, волка, фонограмма«Осень» А. Вивальди

Тихая, насторожённая ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг.

Дикие животные

Ж-Ш

Перестроение в круг из цепочки

Комплекс ОРУ под музыку

                       I I четверть (7 ч)

9

«Журавушка»

Закрепление ритмико-гимнастических упражнений.

Перелетные птицы

Звук К,Г

Ходьба с высоким подниманием колен

Перекрестные движения рук(поднимание и опускание). противопоставление первого пальца остальным

10

«Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки 

Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.

Домашние животные

Звуки Г,К,Х

Бег с высоким подниманием колен

Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх

Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих

11

«Как коза в лесу избушку построила

Выставление правой и левой ноги поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение.

Как животные готовятся к зиме. Бубен, колокольчики, металлофоны, треугольники, фланелеграф, картинки

 

Звуки З-С

Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх

12

«Теремок - холодок» 

Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Упражнения на расслабление мышц.

Зима

Звуки свистящие – шипящие

Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх

13

«Птичья столовая»

Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.

Зимующие птицы

Звук Ц

Перестроение в круг из шеренги (повтор)

Приседание с опорой. Сгибание и разгибание ноги в подъеме

14

«В гостях у Морозко» 

Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен.

Зимняя одежда.

Звуки С-Ц

Перестроение в круг из шеренги (повтор)

Приседание с опорой. Сгибание и разгибание ноги в подъеме

15

«Снеговик на елке»

Музыкальные игры с предметами

Зима. Новый год.

Звонкие – глухие согласные

Перестроение в круг из шеренги (повтор)

Приседание с опорой. Сгибание и разгибание ноги в подъеме

                       I I I четверть ( 11 ч)                      

16

«Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева

Закрепление ритмико-гимнастических упражнений.

Рождество

Звук Ч.

Ходьба свободным шагом.

Подпрыгивание на двух ногах

Наклоны, повороты туловища вправо, влево.

17

«Приключения снежинки» 

Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

Зима.

Звуки Ч-Ц

Комплекс ОРУ под музыку.

18

«Снежки»

Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами.

Зимние забавы.

Звук Щ

Ходьба свободным шагом.

Подпрыгивание на двух ногах

Наклоны, повороты туловища вправо, влево.

19

«Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки

Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне

Зима.

Звук Р

Комплекс ОРУ под музыку.

20

«Тук- тук молоток» или что ты знаешь о инструментах»

Упражнения на выработку осанки. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно.

Инструменты

Звук Л

Ходьба свободным шагом.

Подпрыгивание на двух ногах

Наклоны, повороты туловища вправо, влево.

21

« Кем быть?»

Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук).

Профессии

Ч-Щ

Комплекс ОРУ под музыку.

22

«На страже Родины»

Игры с пением и речевым сопровождением. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане двумя палочками поочерёдно в разных вариациях.

Защитники Отечества

Звуки Л-Р

Ходьба под музыку, свободная, марширование.

23

«Праздник, праздник!»

Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Мамин день. Посуда.  

Звуки Л-Р.

Ходьба под разнообразную музыку.

24

«Мамины помощники»

Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, лёгкие поскоки.

Бытовая техника.

Выделение звуков из слова

Ходьба свободным шагом.

Подпрыгивание на двух ногах

Наклоны, повороты туловища вправо, влево.

25

«У меня есть две руки»

Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд.

Человек. Части тела

Ходьба свободным шагом.

Подпрыгивание на двух ногах

Наклоны, повороты туловища вправо, влево.

26

«Мы едем, едем едем!»

Закрепление танцевальных упражнений.

Транспорт.

                         IV четверть (8 ч)

27

«Ручеек»

Разнообразные перекрёстные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки.

Весна. Признаки весны.

Выделение звуков из слова

Ходьба свободным шагом.

Подпрыгивание на двух ногах

Наклоны, повороты туловища вправо, влево.

28

«Космическое путешествие» 

Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения.

Космос.

Звуки Р-Л

29

«Посмотри, дружок, вот первый цветок»

Выполнение движений в заданном темпе после остановки музыки.

Весна. Первоцветы.

Выделение звуков из слова

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать

30

«Здравствуйте, мы вернулись»

Изучение позиций рук, отдельно каждой рукой

Прилет птиц.

Звук ч

Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг.

Выставление левой, правой ноги на пятку.

Переход в танце по кругу с речетивом

31

«История о том, как гном построил дом» 

Изучение позиций рук, отдельно каждой рукой

Насекомые

Звуки Ч-Щ

Элементы русской пляски: руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх (для девочек).

Выставление левой, правой ноги на пятку.

Переход в танце по кругу с речетивом

32

«Как много необычного вокруг!»

Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.

Зоопарк.

Звуки Л-Р

Изучение позиций рук, отдельно каждой рукой

Выставление левой, правой ноги на пятку.

Переход в танце по кругу с речетивом

33

«На рыбалку!»

Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.

Рыбы.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать

34

«Ах, лето!»

Закрепление танцевальных упражнений.

Лето.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы: обходить их, собирать

Календарно – тематическое планирование в 3 классе

Количество часов в неделю – 1 час.

Количество часов в год – 34  часа.

Тема

Содержание

Произношение

 Дата

 

 

I четверть 

 

1.

Построение в колонны по три

Слово, жест, мимика –способы передачи информации.

Игра «Головами покиваем…»  «Топ- хлоп»

Вводное занятие. Совершенствование основных движений под музыку.

Гласные  

 

2.

Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круг

 «Осенняя прогулка».

Пластическая игра «Листопад» «Мой зонтик». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова..

Закреплять знания детей об осени, как времени года. Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень». Упражнять детей в выделении звуков в словах. Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание. Развивать силу голоса в упражнениях и играх.

 Звуки Б-П

 

3.

Чередование ходьбы с приседанием

 «Паровозик из Ромашково».

Игра « Паровозик». «Ходим – бегаем» CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова.

Передача различными видами ходьбы, бега, подскока динамических акцентов музыки.

 Звуки В-Ф

 

4.

Ходьба на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину

 «Путешествие за здоровьем» игра «Репка», «Пугало»

Закрепить знания детей по теме. Закрепить знания детей о сезонных работах на огороде. Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.Воспитывать у детей любовь к природе. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.

 Звуки Г-К

 

5.

Наклоны, повороты и круговые движения головы.

 «Дядюшка Ау»

Распевки «А-У» «Ходим, ходим, стоп».

Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибахРазвитие высоты, силы голоса. Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями. Развивать слуховое внимание. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи. Воспитывать мотивацию к учению.

 Звуки Д-Т

 

6.

Движения рук в разных направлениях

 «Каша из топора или Какие продукты полезны»

Игра «Конфетки ши-ши-ши»

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений

Звуки Ж-Ш

 

7.

Перелезание через сцепленные руки, через палку

 «По страницам русских сказок».

Пластика.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки

 ЗвукиЗ-С

 

8.

Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону

«Машина времени или как одевались в разные времена». Игра «Перчатка» «Ходим в шляпах»,

.

 

Систематизировать знания детей о различных видах одежды. Дать детям знания классификации одежды по сезону. «Сказка о Маше-растеряше» Формировать правильное речевое дыхание. Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и враще- ние кистей рук.Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме му- зыкального сопровождения. Закреплять умение согласовывать движения со словами.

 Звуки С-Ш

 

9.

Круговые движения ступни

Поиграй - ка. Ритмические рисунки.

Создание ритмического рисунка – контрольный урок.

 Звуки С-Ш

 

 

 

II четверть 

 

10.

  Одновременное прихлопывание и притопывание несложных ритмических рисунков

 «Дикие животные»

Игра «Десять зайцев», «Еж жи-же-жа»., «Лиса со-сы-са» «Крокодильчики». «Медвежата», «Охотник и заяц», «У жирафов», «Зайка». CD «Аэробика. Е.Железнова». «Десять зайцев», «Мишка». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах. Закрепи Учить детей правильно пропевать звуки в логопедических распевках. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкаль- ных инструментах. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. ть умение использовать в речи простые предлоги.

 Звуки З-Ж

 

11.

Упражнения на сложную координацию движений с предметами

«Человек. Части тела».

Игра «Топ-Хлоп, Головами покиваем … ». «Пружинки-прыжки» «Левая и правая», «Помощники»

Закрепить знания детей по теме. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.

 Звуки З-Ж

 

12.

Самостоятельное составление простых ритмических рисунков

 «Семья»

Игра «Ну ка, встали в круг»

Закрепить знания детей по теме. Развивать силу и модуляцию голоса, Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с ха- рактером музыки. слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие..

 Звуки С-Ц

 

13.

Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону

«Птицы»

Игра «Журавли ли-ля-лю» «Утята», «Цапля»

Закреплять знания по теме. Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений. Закрепить правильную артикуляцию звуков. Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

 Звуки С-Ц

 

14.

Упражнения на выработку осанки.

 «Зима».Игра «Вьюга», .

Закреплять знания по теме. Отработка ритмических рисунков.

 Звуки Ч-Ть

 

15.

Сгибание и разгибание кистей рук

 «Двенадцать месяцев»

Игра «Поиграй-ка»

.

Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специаль- ных упражнений. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с ха- рактером музыки.

 Звуки  Ч-Ть

 

16.

Упражнение для кистей рук с барабанными палочками

 «Зимнее приключение». Игры: «Ветер». «Мороз» «Играем в снежки», «Ходим, ходим, стоп».

Закрепить знания детей по теме зима. Закреплять умение различать на слух согласные звуки, определять последовательность звуков.

 Звуки Ц-Ть

 

 

 

III четверть  

 

17.

Разучивание несложных мелодий

 «Зимние развлечения»

Игра «Снежки», «Гора»

Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специаль- ных упражнений. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с ха- рактером музыки.

 Звуки Ц-Ч

 

18.

Исполнение различных ритмов на барабане «Почему медведь зимой спит»

Игра «Мишка косолапый по лесу гулял», «Мишка че-чу-чи-ча»

Совершенствование знаний и навыков.

 Звуки Ц-Ч

 

19.

Исполнение различных ритмов на бубне «Профессии»

Игра «Вот левая, вот правая» «Пружинки» «Строим дом», «Паровоз»

Закрепить знания детей о различных профессиях. Закреплять умение различать на слух согласные звуки ,определять последовательность звуков в словах. Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре. Активизировать глагольный словарь. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий

 Звуки Ч-Щ

 

20.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание

 «Инструменты»

Игра «Тук, тук, молоток» «Замок» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Передай мячик»

Закрепить знания детей по теме. Активизировать глагольный словарь. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с ха- рактером музыки. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх

 Звуки Ч-Щ

 

21.

Передача в движениях частей музыкального произведения

 «Транспорт»

Игра « На автобусе мы едем»

Закрепить знания детей по теме. Закрепить знания детей о различных видах транспорта. Дать детям знания о правилах безопасности на дороге. Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.

 Звуки Сь-Щ

 

22.

Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом

 «Твои Защитники»

Шагистика. «Марш» CD «Аэробика. Е.Железнова»

Закрепить знания детей о родном крае Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме му- зыкального сопровождения. Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и враще- ние кистей рук. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию. Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать любовь к своей малой родине, ее культуре

 Звуки Сь- Щ

 

23.

Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен

« Мамины помощники»

Игра «Хоть у нас есть две руки».

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

 Звуки Л-Р

 

24.

Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа

 «Посуда»

Игра «Федорино горе» «Чай». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Чистюли» CD «Аэробика. Е.Железнова»

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

 Звуки Л-Р

 

25.

Смена ролей в импровизации

 «Весна»

Игра «Ручеек» «Утро», «Весна» CD Пальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Цветочек» CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова.

Закрепление знаний об изменениях в природе весной. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения. Воспитывать у детей любовь к природе, животным

 Звуки Р-Рь

 

26.

Придумывание вариантов к играм и пляскам

 «Прилет птиц»

Игра «Ворона» «Утята», «Цапля» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Червяки» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Журавли» CD

Закреплять знания детей о перелетных птицах. Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений Учить детей дифференцировать звуки. Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях. Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

 Звуки Р-Рь

 

 

 

IV четверть 

 

27.

Действия с воображаемыми предметами

 « Первоцветы»

Игра «Цветок». «Весна» CDПальчиковые песенки-игры «Десять мышек» Е.Железнова. «Идём-крадёмся», «Цветочек», CD «Весёлая логоритмика» «Цветочек», CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Бабочки» CD «Аэробика. Е.Железнова»

Закрепление знаний об изменениях в природе весной. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

 Звуки Л-Ль

 

28.

Шаг на носках, шаг польки «Космос»

Игра « Ракета» «Хлопаем-шлёпаем» CD «Весёлая логоритмика» «Марш», «Разминка» CD «Аэробика. Е.Железнова» Мальчик CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Закрепить знания детей по теме.. Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме му- зыкального сопровождения. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.

 Звуки Л-Ль

 

29.

Широкий, высокий бег

 «Музыкальные инструменты»
игра «Поиграем с бубном, дудочка»

Закрепить знания детей по теме Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движе- ния.

Звуки Л-Й

 

30.

Сильные поскоки, боковой галоп

 «Домашние животные»

Игра «Лохматый пес», «Коза», «Приди , котик» «Пять поросят», «Котята» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «На лошадке» CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова

Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Развивать мимику детей и пантомимику Воспитывать правильное речевое дыхание. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение. Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев

 Свистящие – шипяшие

 

31.

Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием

 «Зоопарк»

Игра «У жирафа пятна»

Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Развивать мимику детей и пантомимику Воспитывать правильное речевое дыхание.

 Звонкие –глухие

 

32.

Движения парами: боковой галоп, поскоки

«Насекомые»

Игра « Жук», «Кыш, муха» «Бабочки» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Пчёлки», «Гусеница», «Цветочек».CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Закрепление знаний об изменениях в природе весной. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Развивать мимику детей и пантомимику. Воспитывать правильное речевое дыхание. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх

 С-Ц-Щ

 

33.

Основные движения народных танцев

«Лето»

Игра  «Ква-ква», «Лягушата», «Бабочки» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Пчёлки», «Гусеница», «Цветочек».CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Ходим в шляпах», CD «Весёлая логоритмика» «Утро» CDПальчиковые песенки-игры «Десять мышек» Е.Железнова.

Закрепить знания детей по теме. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движе- ния. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. 

 

 

34.

Итоговый урок. Пластические импровизации.

Контрольный урок на тему оригинальных, самостоятельно выбранных, свободных форм движения.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  в 4 классе

Количество часов в неделю – 1 час.

Количество часов в год – 34 часа.

Тема урока

Коррекционная работа

Планируемые результаты

Дата

I четверть

Лексический материал

Произношение  

Ритмические навыки

«Наша школа» (3 ч)   

1

Учебные  принадлежности. Упражнения на ориентировку в пространстве

класс, кабинет, парта, стул, тетрадь, ручка, пенал, карандаш, портфель, ранец, учебник, и др. Бережливость, труд, аккуратность, забота, чистота, Правила школьника, безопасность. Бережное отношение к школьному имуществу

Гласные и согласные звуки.

Согласованность движения

с музыкой в разном темпе

(хлопки, ходьба, бег,

подскоки, движения рук).

Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных движений.

- формирование статической и динамической координации общих/ручны х/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений)

2

Профессии работников школы Ритмико-гимнастические упражнения

Учитель, воспитатель, директор и др. Имя и отчество учителя, воспитателя, правила речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками. Уважительное отношение к труду работников школы

Постановка логического и вербального ударения

Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук).

Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных движений. - формирование статической и динамической координации общих/ручных/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений)

3

Обобщение знаний по теме: «Наша школа». Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.

Приветствие, просьба, прощение, извинение (основные формы обращения)

Определение ударного слога и ударного гласного звука

Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук).

Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных движений. - формирование статической и динамической координации общих/ручных/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений)

«Осень» (6ч)

4

Признаки осени. Осенние месяцы, их последовательность. 

Игры с пением и речевым сопровождением

Осень, дерево, куст, ветка, лист, трава, желтый, красный, зеленый, голый, листопад, вьются, летят, кружатся, падают, медленно. Золотая осень, листопад, раскраска листьев.Осень, время года сентябрь, октябрь, ноябрь, ранняя осень, золотая осень, поздняя осень

Дифференциация звонких и глухих согласных [в-ф] изолированно, слогах, словах, предложениях.

Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук).

Развитие всех параметров общих/ ручных/ артикуляторных движений. - формирование статической и динамической координации общих/ручных/ артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений)

5

Деревья, кустарники, цветы на пришкольном участке, в парке или сквере

. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой музыки.

Саженцы, дерево, кустарник, сажать, копать яму, поливать. Растения, части растения, корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Автоматизация звука[с] изолированно, в словах и слогах, предложениях

Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения.

Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющи йся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочерёдное выполнение движения и т.п)

6

Плодовый сад и огород осенью.

Упражнения на выработку осанки.

Собирать, копать, срезать, рвать, класть, корзина, мешок, огород. Сад, ведро, расти, работать, дружно, яблоко(и), смородина, малина и др. Название фруктов и овощей. Описание овощей, фруктов(форма, размер, вкус, запах, способ употребления)

Автоматизация звука [ц] изолированно, в словах и слогах, предложениях.

Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения.

Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющи йся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочерёдное выполнение движения и т.п)

7

Временные понятия Начало, конец, середина.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Осень, время года сентябрь, октябрь, ноябрь, ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.

Дифференциация звуков [с -ц] изолированно, в словах и слогах, предложениях

Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения

Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющи йся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочерёдное выполнение движения и т.п)

8

Названия домашних животных.

Движения кистей и пальцев рук в разном темпе:

Краткое описание внешнего вида животных Собака, кошка, корова, лошадь, петух, курица Зверь, голова, шея, туловище, хвост, ноги, шерсть. Протяжно, тихо, громко, лаяла….

Автоматизация шипящего звука[ш] изолированно, в словах и слогах, предложениях

Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения.

Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющи йся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочерёдное выполнение движения и т.п)

9

Назначение домашних животных и птиц. Обобщение знаний по теме: «Осень»

. Игры с пением и речевым сопровождением

Животные и их детеныши

Автоматизация шипящего звука [ж],

Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами.

координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами)

- использовать счётные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движения

II четверть

«Наш дом»(3 ч)

10

Семья.

Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни

Знания школьника о себе. Знание состава своей семьи. Понимание родственных отношений в семье.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков [ш-ж] изолированно, в словах и слогах, предложениях

Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами

координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами) - использовать счётные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движения

11

Мебель.

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке.

Названия предметов мебели, уход за ними. Бережное отношение, чистка, стирка, заклеить, вымыть, и др. На (где?). На (куда?). Бережное отношение к книгам, игрушками, спорт инвентарю, оборудованию квартиры

Дифференциация свистящих и шипящих звуков [с-ш] изолированно, в словах и слогах, предложениях

Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами

координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами) - использовать счётные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движения

12

Одежда. Обобщение знаний по теме «Наш дом. Моя семья»

Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей.

Названия предметов одежды, уход за нимиВ (где?), в(куда), в, на(где), в, на,(куда?). Бережное отношение к одежде, обуви

Дифференциация свистящих и шипящих звуков [з-ж] изолированно, в словах и слогах, предложениях

Свободное качание руками в темпе музыки без предметов и с предметами.

координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами) - использовать счётные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движения

                  «Зима» (4 ч)

13

Признаки зимы. Зимние месяцы.

Инсценирование музыкальных сказок, песен.

Зима, зимние месяцы, декабрь, январь, февраль низкая температура воздуха, осадки, состояние водоёмов Снег, метель, мороз, день короткий, ночь длинная, солнце низко

Автоматизация шипящего звука[щ]. в слогах, слова, предложениях, текстах

Движения в соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами.

координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами)

14

Жизнь животных в лесу зимой

Инсценирование музыкальных сказок, песен

Приспосабливание животных к условиям жизни зимой (подкормка, кормушка)

Автоматизация звука [ч] в слогах, слова, предложениях, текстах

Движения в соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами.

координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами)

15

Зимняя одежда и обувь

Упражнения с предметами.

Шуба, зимнее пальто, сапоги, валенки, шарф, варежки, перчатки, комбинезон

Дифференциация звуков [с’-щ] изолированно, в словах и слогах, предложениях

Движения в соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами.

координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами)

16

Зимние развлечения детей, спортивные игры на воздухе. Обобщение знаний по теме: «Зима»

Упражнения с предметами.

Катание с горки, санки, коньки, лёд, каток, снеговик, снежки. Название зимних видов спорта. Фигурное катание, конькобежный спорт, лыжная эстафета и др.

Дифференциация звуков [ч-т’] изолированно, в словах и слогах, предложениях.

Движения в соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами.

координировать ритмические движения в соответствии с музыкой с её характером, динамикой, регистрами и речью(движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами

                               III четверть

                        «Наш город»(4 ч)

17

Мой город.

. Инсценирование музыкальных сказок, песен

Название города. Главная улица (площадь, проспект) города.

Дифференциация звуков [ч-щ] изолированно, в словах и слогах, предложениях

Передача различного характера музыки походкой, бегом, поскоками, движениями рук

Научится различным видам ходьбы - Выполнять движения ритмично, под счёт - Выполнять движения ритмично в соответствии с определённы м акцентом в музыке

18

Улицы моего города. Памятные места.

Танцевальные упражнения

Правила поведения учащихся на улице

Автоматизация звуков [л’] изолированно, в словах, слогах, предложениях

Передача различного характера музыки походкой, бегом, поскоками, движениями рук.

19

Транспорт.

Движения кистей и пальцев рук в разном темпе

Названия видов транспорта. Правила поведения на дороге, в транспорте.

Автоматизация звуков [л] изолированно, в словах и слогах, предложениях.

Передача различного характера музыки походкой, бегом, поскоками, движениями рук

Научится различным видам ходьбы - Выполнять движения ритмично, под счёт - Выполнять движения ритмично в соответствии с определённы м акцентом в музыке

20.

Машины, облегчающие труд людей.

Движения кистей и пальцев рук в разном темпе

Экскаватор, подъемный кран, уборочная техника

Дифференциация звуков [л-л’] изолированно, в словах . слогах, предложениях

Передача различного характера музыки походкой, бегом, поскоками, движениями рук

                                «Весна» (5ч)

21

Признаки весны. Весенние месяцы

. Игры с пением и речевым сопровождением

Времена года, весна, весенние месяцы: март, апрель, май.

Автоматизация звуков [р] изолированно, в словах , слогах, предложениях

Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну

воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструмента х (бубнах, маракасах и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук))

22

Возвращение перелетных птиц

. Игры с пением и речевым сопровождением

Название птиц и их птенцов. Грач -грачонок, скворец – скворчонок, журавль - журавлёнок

Автоматизация звуков [р’] изолированно, в словах и слогах, предложениях

Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну.

воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструмента х (бубнах, маракасах и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук))

23

Жизнь животных весной.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Название животных и их детёнышей.

Дифференциация звуков [р -р’΄] изолированно, в словах, слогах, предложениях

Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну

воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструмента х (бубнах, маракасах и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук))

24

Бережное отношение человека к животным, к птицам.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Названия животных и их детёнышей

Дифференциация звуков [л -р] изолированно, в словах, слогах, предложениях.

Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну.

. воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструмента х (бубнах, маракасах и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук))

25

Первоцветы

Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.

Названия первоцветов.

Дифференциация звуков [л - р΄] изолированно, в словах, слогах предложениях.

Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну

воспринимать, усвоить и воспроизводить ритмический рисунок на инструмента х (бубнах, маракасах и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук))

26

Обобщение знаний по теме «Весна».

Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.

Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы

                                      IV четверть

                          «Родная страна» (4ч)

27

Наша Родина – Россия. Москва – главный город нашей страны

Ритмико-гимнастические упражнения

Родина, Россия, флаг, гимн, герб России. столица, Москва, флаг, гимн, герб России.

Дифференциация звуков [л’-р’΄] изолированно, в словах, слогах, предложениях.

Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы.

Научится различным видам ходьбы - Выполнять движения ритмично, под счёт - Выполнять движения ритмично в соответствии с определённы м акцентом в музыке

28

Крупные города страны, города-герои

Ритмико-гимнастические упражнения

Севастополь, Тула, Санк- Петербург; Смоленск

Дифференциация звуков [л’-р’΄] изолированно, в словах, слогах, предложениях.

Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы.

Научится различным видам ходьбы - Выполнять движения ритмично, под счёт - Выполнять движения ритмично в соответствии с определённы м акцентом в музыке

29

 Народные традиции. Праздник Пасхи

Выполнение упражнения с предметами

Куличи, расписные яйца (писанки), христосоваться, милосердие, Светлое Христово воскресенье

Дифференциация звуков [л, л’, р, р’΄] изолированно, в словах, слогах, предложениях

Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами)

Научится различным видам ходьбы - Выполнять движения ритмично, под счёт - Выполнять движения ритмично в соответствии с определённы м акцентом в музыке

30

9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне

Выполнение упражнения с предметами

9 Мая, День Победы, защитники Отечества, солдат, ветеран войны Героизм защитников Отечества на фронте. Памятники погибшим воинам

Дифференциация предлогов. Анализ предложений на слова

Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами)

Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения , движения с реальными о воображаемы ми предметами);

               «Устное народное творчество»(4 ч)

31

Сказки

Игры с пением и речевым сопровождением

Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Доброта, отзывчивость, сочувствие, помощь.

Дифференциация предлогов. Анализ предложений на слова

Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами)

Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения , движения с реальными о воображаемы ми предметами);

32

Пословицы .

Игры с пением и речевым сопровождением

Пословицы, поговорки загадки, народными сказками (волшебными, бытовыми, о животных).

Дифференциация предлогов. Анализ предложений на слова

Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами)

Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения , движения с реальными о воображаемы ми предметами

33

Загадки. Заклички.

Игры с пением и речевым сопровождением

Знакомство с загадками , закличками.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами).

Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения движения с реальными о воображаемы ми предметами);

34

Обобщение знаний по теме «Устное народное творчество».

Гласные и согласные звуки и буквы.

Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 2003.

2. Алифмнова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001

3. Мусова И. Б. Логопедические чистоговорки. М., 1998

4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., 2008

5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7лет. М., 2006

6. Громова О. Е. Инновации в педагогическую практику. М., «Линка - пресс», 2008

Прикреплённые файлы:

http://www.maam.ru/images/icons/filetypes/file.gif

prezentacija-po-logoritmike_rcoh4.ppt | 5017 Кб | Скачан: 474

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...