Конспект логопедического занятия, дифференциация звуков Ч-Ш
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

1 Соотносить их с буквами Ч, Ш;
3. Развивать слуховое и речевое внимание;
4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u-yu.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Оргмомент.

Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.

2. Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч – мягкий, Ш – твердый.

2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.

• Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.

• Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.

• Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?

буквы Ч и Ш

• Подчеркни букву С одной чертой, а Ш - двумя:

Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц
Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш
ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц

3. Дифференциация звуков на уровне слога.

a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча – ша
Чо – шо
Чу – шу
Чи – ши
Аша – ача
Ошо – очо
Уши – учи и т.п.

b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.

c) Игра «Эхо».

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:

Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.

4. Физминутка.

5. Дифференциация звуков на уровне слова.

  • Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
  • Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
  • Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш – синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.


6. Дифференциация звуков на уровне предложения.

• Прочитать и повторить скороговорку.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.
3. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч - Ш (ЗАНЯТИЕ 2)

Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие;

2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте;
3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи;

Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга.
«Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Основная часть.

1. Дифференциация звуков на уровне слова.

• Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант):

Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол.

• Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2):

слоги ЧИ или ШИ

2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1).

Подчеркни буквы Ч и Ш

3. Физминутка

4. Дифференциация звуков на уровне предложения.

• Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 – запись в тетради):

Составьте предложения

5. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель.

У малышки всегда чистые ладошки.
Миша любит горячие ватрушки.

3. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Буквы кучей



Тут www.psngroup.ru/prodazha/zhilaya-nedvizhimost/novostroyki/sadovoe-kolco/ квартира.

РАЗДАТОЧНЫЕ КАРТОЧКИ

карточка раздаточная Ч Ш

карточка ш ч

карточка ч ш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ч] - [ щ].

Тема логопедического занятия: «Дифференциация  звуков[Ч] -  [Щ]».. В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционны...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ .Дифференциация звуков Б-П

Тема: Дифференциация звуков Б-П.5 б класс 05.12.2013(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;развивать умение соо...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’"

Тема: Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные:учить различать звуки [Г] - [К];выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, сло...

Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков (з) и (с)".

Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков (з)-(с) написан для учащихся 5-ых классов специальной коррекционной школы VIII вида. У учащихся с нарушением интеллекта нарушена регуляция эмоций, низки...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "

Конспект логопедического занятия  "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Т]»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Т]»Цель:- профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т]; - развитие фонема...