ЭЛЕМЕНТЫ РИТОРИКИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
статья по логопедии на тему

Резник Галина Николаевна

От того, в каком состоянии голос, как он звучит, благозвучен, силён, зависит восприятие высказывания.

У младших школьников нарушена произносительная сторона речи, речевой аппарат несовершенен.

В логопедические занятия предлагаю включать специальные задания по риторике.

Разыгрывание мини-сюжетов, а именно: кричалок, закличек, уговоров, докучных сказок.

Составление устных и письменных объявлений.

Использование предлагаемой формы работы формирует правильное речевое дыхание, развивает не только произносительные навыки,

но и коммуникативную сторону речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СТАТЬЯ41 КБ
Файл ПРИЛОЖЕНИЕ17.41 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТЫ РИТОРИКИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

От того, в каком состоянии голос, как он звучит, насколько гибок, благозвучен, силён, во многом зависит восприятие высказывания.

Известно, что у младших школьников, имеющих нарушения произносительной стороны речи, речевой аппарат несовершенен (нет силы звучания, тембральной окраски, высоты тона).

О серьезной работе над так называемой постановкой голоса, пока не пройден период мутации, говорить не приходится. Но помочь услышать свой голос, оценить его качества, научить управлять им – одна из задач учителя-логопеда.

Прислушиваясь к звучанию голоса, можно почерпнуть сверх того, что составляет содержание речи, а значит, научиться лучше понимать собеседника.

Таким образом, развитие произносительных навыков у учащихся, развивает и коммуникативную функцию речи.

В логопедические занятия предлагаю включать специальные задания в виде разыгрывания мини-сюжетов.

На первом этапе работы можно использовать известные с давних пор развлекательные и поучительные жанры – докучные сказки и кричалки (учитывая индивидуальные особенности  произносительной стороны речи каждого ребёнка).

Содержание работы включает в себя:

-  знакомство с терминологией (самостоятельно или с помощью взрослого);

-  итоговое обобщение поиска;

-  выбор предложенных текстов или составление своих;

-  отработка дыхания и интонации;

-  заучивание текстов наизусть;

-  разыгрывание мини-сюжетов.

Замечено, что один и тот же текст, прочитанный в разной обстановке, звучит по-разному. Если ребёнок рассказывает докучную сказку сидя за партой, голос теряет тембральную окраску. Поэтому мы разыгрываем мини-сюжеты. Один ребёнок садится в кресло, другой – рядом на стульчик и медленно и монотонно рассказывает докучную сказку. ( Приложение1.)

Меняясь местами и изменяя темп голоса на быстрый и четкий, другой ребёнок рассказывает похожую докучную сказку. (Приложение2.)

Докучные сказки можно разыгрывать в паре в форме диалога.(Приложение 3.)

Для развития громкости детского голоса можно использовать кричалки.

Однако следует соблюдать осторожность. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикулярными упражнениями, сразу «включать» максимальную громкость. Голосовой аппарат надо «разогреть»:  произнести с закрытым ртом звук [м] сначала тихо, затем громче; повторить упражнение с гласными [а-о-э-у-ы] с закрытым, затем с открытым ртом.

Кричалки можно разыгрывать парами.

Двое учащихся расходятся друг от друга на значительное расстояние, кричат, машут руками. (Приложение 4-5)

Кричалки можно разыгрывать и индивидуально. Минимум атрибутов (картинка, флажок и т.д.) и перед нами веселый, быстрый, громкий паровозик. (Приложение 6)

На втором этапе работы предлагаю использовать жанр объявления. Работа ведётся  по двум направлениям.

Первое направление связано с историческими персонажами русской ярмарки – глашатаями и зазывалами.

Содержание работы включает в себя:

-  ознакомление с исторической справкой о глашатаях и зазывалах;

-  чтение закличек и уговоров;

-  выбор предложенных текстов или придумывание своих;

-  отработка дыхания и интонации;

-  заучивание наизусть;

-  создание поделок (товаров);

-  разыгрывание мини-сюжетов «Ярмарка».

Тексты закличек и уговоров отрабатываются по схеме:

-  подчёркивание гласных;

-  выделение ударных гласных;

-  расстановка пауз;

-  отработка глубокого вдоха и ровного выдоха на каждом смысловом отрезке текста.

Развитие глубокого вдоха и длительного ровного выхода достигается специальными упражнениями: счет от 1 до 10 с увеличением и замедлением темпа; «Ножницы» («разрезание» длинной полоски с произнесением звукосочетания «Чик»); «Насекомые»; «Язык птиц»; «В лесу» (длительное произношение различных звуков или звукосочетаний с увеличением темпа, усилением силы голоса, с замедлением и затиханием голосового аппарата).

Мини-сюжеты «Ярмарка» разыгрываются с использованием несложных атрибутов: платочек, кепка, лента, поделки (товары).

Становясь глашатаями и зазывалами, ребята быстро входят в роль, проявляют артистизм, находчивость, учатся управлять своим голосом. (Приложение 7-8-9)

Второе направление работы связано с объявлениями, которые дети встречают (видят и слышат) повсюду: объявления-предложения, объявления-приглашения, объявления-просьбы, объявления-запреты и т.д.

Целесообразно обратить внимание детей на то, что объявления не возникают сами по себе, а создаются людьми, то есть пишутся и произносятся.

Содержание работы включает в себя:

-  чтение объявлений различных видов;

-  письменное составление и оформление на предложенную или выбранную тему разного вида объявлений;

-  редактирование составленных объявлений;

-  выбор места  представления объявлений;

-  отработка дыхания и интонации;

-  заучивание наизусть;

-  разыгрывание мини-сюжетов «Доска объявлений».

После длительной предварительной работы объявления вывешиваются на «Доске объявлений». Ребёнок выбирает любое объявление, берёт в руки микрофон и начинаются превращения. Это может быть диктор телевидения и радио; диспетчер метрополитена, железнодорожного вокзала, аэропорта; конферансье, объявляющий выход артиста; реклама товаров, услуг и т.д. ( Приложение 10)

Использование предлагаемой формы работы формирует правильное речевое дыхание, которое является основой речи. Развивает произносительные навыки: умение говорить чётко и распевно, громко и тихо, интонировано и монотонно в различном темпе; слышать свои и чужие недостатки в речи, а также способствует развитию коммуникативной функции речи.

В данной работе использованы темы из учебного пособия по школьной  риторике для общеобразовательных учебных заведений для 5 класса под редакцией Т. А. Ладыженской. Материал  систематизирован, дополнен и адаптирован для детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения произносительной стороны речи.



Предварительный просмотр:

Приложение:

               

Докучные сказки

  1. Летел ворон, сел на колоду

        Да бух в воду!

        Уж он мок, мок, мок,

       -  Хочу!                                        

       Уж он кис, кис, кис.

       Вымок,

       Выкис,

        Вылез,

        Высох.

        Сел на колоду да бух в воду!

2.   Пришел медведь к броду,

      Бултых в воду!

      Уж он мок, мок, мок.

      Уж он кис, кис, кис,

      Вымок, выкис, вылез, высох.

      Встал на колоду - Бултых е воду!

      Уж он мок, мок, мок....

3.  -  Мы с тобой шли?

     -  Шли!

     -  Сапог нашли?

     -  Нашли!

     -  Я тебе его дал?

     -  Дал!

     -  Ты его взял?

     -  Взял!

     -  А где же он?

     -  Кто?

     -  Да не кто, а что?

     -  Что?

     -  Сапог!

     -  Какой?

     -  Ну такой! Мы с тобой шли?

     -  Шли!

     -  Сапог нашли?

                            Кричалки

4.-  Саша, ты пирог ел?                        5.-  Катя, ты гулять идешь?

-  Нет, не я!                                        -  Иду!

-  А ещё хочешь?                                -  Когда?

-  Хочу!                                        -  Не знаю!

                                                -  Почему?

                                                -  Не пойму!

                                                -  Кричи громче!

                                                -  Кричу!

6.У меня есть паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

Он меня по рельсам возит - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

У него труба и печка - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

И волшебное колечко - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

Мы отправимся с вокзала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

У него четыре зала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

Мы поедем до Парижа - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

А быть может и поближе - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

Тут пошёл весенний дождик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

И застрял наш паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

Мы стоим в огромной луже - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

Тут уж нам не до Парижу - ТУ - ТУ - ЧИ – ЧИ.

                                       Заклички и уговоры

7.Продаю! Продаю! Продаю!                         8.Это кольцо от жару, от пожару,

Поспешайте, господа хорошие!                         От чахотки, от чесотки,

Золотой товар продаю,                                 От работы, от заботы и от болезни,

Чистый товар, не ношеный.                         И чтобы черти в тебя не лезли.

Не сквозной, не крашеный -

Не запрашиваю.

                                9.Покупайте плюшки

Крендели, ватрушки

Пряники, печенье...

Ой, да наслаждение!

Хлеб душистый, беляши

Угощайся от души!

10. Объявления

  ВНИМАНИЕ!

В связи с ремонтом эскалатора станция «Парк культуры» временно, с 07:00 до 10:00, работает только на выход. Пользуйтесь наземными видами транспорта и ближайшими станциями метро.

ВНИМАНИЕ!

Граждане встречающие! Скорый поезд «Москва-Сочи» прибыл на вторую  платформу первого пути. Нумерация вагонов с головы состава. Повторяю! …

ВНИМАНИЕ!
Уважаемые покупатели!

Приглашаем Вас в наш торговый центр детских товаров.

Здесь Вы найдете всё необходимое для Вашего ребёнка: одежду, игрушки, детское питание.

Приглашаем посетить наш торговый центр!

ВНИМАНИЕ!

Продаются очень срочно:

-  два зелёных попугая;

-  кот породистый (сиамский);

-  зонт складной японский (дамский);

-  стол обеденный (дубовый);

-  плащ мужской почти что новый;

-  и старинный граммофон,

Вот для справок телефон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...

конспект индивидуального занятия по развитию произносительной стороны речи

конспект индивидуального занятия поразвитию произносительной стороны речи у глухих учащихсяАвтоматизация и дифференциация звуков С и Ш.  Коррекция дефекта звука Н....

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР

Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций....

Мультфильмы как средство развития лексической стороны речи у младших школьников с системным недоразвитием речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов работающих в детских садах и школах, учителей начальных классов, а также студентов педагогических колледжей и ВУЗов.В настоящее время младшие школьни...

«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развити...