Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР
статья по логопедии

Сизинцева Ирина Михайловна

Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы:

«Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР».

      В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Это является следствием недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого процесса коммуникации с ребенком телевидением, повышение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и др. Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций таких как: память, мышление, воображение, а также проявляющийся в сложностях процесса коммуникации.

Устранение расстройств звукопроизношения играет большую роль в дальнейшей жизни ребенка. Своевременное преодоление нарушений звукопроизношения способствует предотвращению сложностей в усвоении навыков чтения и письма. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, а так же с глухими и слабослышащими учащимися является фонетическая ритмика. Исторически,  под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика представляет собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи и ритмической способности. Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике. В основе методического приёма фонетической ритмики лежит правило, исходящее из взглядов природосообразности: устная речь «физиологична», она состоит не только из звуков, но и включает в себя мимику и движения. Таким образом, произносительная деятельность – это деятельность всего организма. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций». В фонетической ритмике используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности. Развивая моторику и эмоции у детей, создаются предпосылки для становления многих психических процессов (слухового восприятия, внимания, памяти и др), но в первую очередь для своевременного развития речи.

        Фонетическую  ритмику можно отнести к   здоровьесберегающей коррекционной технологии. Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают  слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот  расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  • соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • способствовать формированию у детей речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • развивать слуховое восприятие и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

  • выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
  • нормализовать речевое дыхание, слитность речи;
  • корректно воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • менять высоту, силу голоса в нормальном темпе, без отклонений от нормы;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.

Обратиться к данной технологии мне пришлось, поскольку я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, у которых наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушённым, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляции. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей. С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает речевой материал и артикуляцию звуков. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. Упражнения выполняются под музыку и без нее. Нужные движения предварительно не разучиваются, а синхронно повторяются несколько раз. В упражнения включаются отдельные звуки, слоги, слогосочетания, слова, словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения, которые знакомы детям и доступны их пониманию. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Наглядный показ и многократное повторение стимулирует ученика к правильному подражанию. Элементы фонетической ритмики включаются и в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помимо стимуляции речевой активности, приводит к следующим положительным результатам:

- активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;

- нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;

- формируется умение изменять силу и высоту голоса;

- уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;

- вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков.

Обязательное условие занятий – эмоционально–положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям данной категории. Фонетическая ритмика вводится постепенно, на основе принципа «от простого к сложному».  Начинается с нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих  детей     с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, в начале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения, когда ребёнок учится управлять своим вдохом и выдохом. Они, в конце концов, сводятся к естественному дыханию при говорении — вдох носом, выдох — ртом.  Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки: сначала гласные затем согласные. Постепенно дети начинают произносить на выдохе звуковые цепочки, состоящие из двух – трёх звуков, а затем из 5-6 звуков. С введением согласных начинается произнесение слогов и слоговых рядов. Затем произносятся слова, словосочетания и тексты, в основном стихотворные. Во время занятий активно использую несловесные формы поощрения и поддержки- улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие рук. Проводить занятия следует регулярно на каждом занятии по 3 -5 минут в качестве речевой зарядки. Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о,у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж,ч, щ, л, р, й,  и йотированные гласные).           

          Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка. Фонетическая ритмика может служить дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи. Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи. В настоящее время назрела необходимость систематического использования коррекционных методов, поскольку с каждым годом значительно увеличивается количество детей с проблемами речевого и психического развития. Именно фонетическая ритмика позволяет влиять на психическое и речевое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.

Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.Признаки короткой уздечки языка....

конспект индивидуального занятия по развитию произносительной стороны речи

конспект индивидуального занятия поразвитию произносительной стороны речи у глухих учащихсяАвтоматизация и дифференциация звуков С и Ш.  Коррекция дефекта звука Н....

ЭЛЕМЕНТЫ РИТОРИКИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

От того, в каком состоянии голос, как он звучит, благозвучен, силён, зависит восприятие высказывания.У младших школьников нарушена произносительная сторона речи, речевой аппарат несовершенен.В логопед...

Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.

Рассматриваются вопросы развития просодической стороны речи обучающихся с нарушением интеллекта...

Мультфильмы как средство развития лексической стороны речи у младших школьников с системным недоразвитием речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов работающих в детских садах и школах, учителей начальных классов, а также студентов педагогических колледжей и ВУЗов.В настоящее время младшие школьни...

Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.

Систематическая и планомерная работа по развитию просодической стороны речи наряду с  формированием интонационной выразительности речи будет способствовать успешному общению ребенка со сверстника...