Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии

Высовень Лариса Анатольевна

Систематическая и планомерная работа по развитию просодической стороны речи наряду с  формированием интонационной выразительности речи будет способствовать успешному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 7» г. Курчатова Курской области

Слайд 2

Лариса Анатольевна ВЫСОВЕНЬ учитель – логопед

Слайд 3

Развитие просодической стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Слайд 4

Цель работы: изучение особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением интеллекта, определение основных направлений работы по развитию просодической стороны данной категории детей

Слайд 5

задачи: - изучить и проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования; - выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушением интеллекта; - определить основные направления работы по развитию просодической стороны речи у детей с нарушением интеллекта .

Слайд 6

I этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

Слайд 7

II этап. Формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи. Последующая их дифференциация в экспрессивной речи

Слайд 8

Работа над просодической стороной речи Развитие мелодико-интонационной стороны речи, темпа и ритма речи

Слайд 9

Формирование первичных произносительных навыков Коррекция движений артикуляционного аппарата Развитие артикуляционного навыка

Слайд 10

Работа над дыханием

Слайд 11

Дыхательная гимнастика

Слайд 13

Работа над голосом

Слайд 14

Работа над голосом

Слайд 15

Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи. Работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.

Слайд 16

Работа над интонацией

Слайд 18

Сказка



Предварительный просмотр:

Л.А. Высовень

МКОУ «Школа для детей с ОВЗ № 7»                                                                                                    г. Курчатова Курской области

Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.      

Одной из важнейших функций речи является коммуникативная. Выразительность, разборчивость речи, её эмоциональное воздействие в процессе общения, семантическая нагрузка – всё это обеспечивается просодическими компонентами речи: интонацией, мелодикой, ритмом,  логическими ударениями, паузами, речевым дыханием, полётностью голоса,  дикцией.

 Нарушение просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение чтения и письма. Отдельной методики по формированию просодических компонентов речи не существует, в коррекционной работе логопеды – практики используют отдельные приемы, предложенные Г.В. Бабиной, И.Р. Калмыковой, А.В. Лопатиной О.И. Лазаренко и Г.В. Романовой и Н.В. Серебряковой. Применительно к детям с нарушением интеллекта нами не встречено ни одной исследовательской работы, а также методики по развитию просодической стороны речи. Вместе с тем,  в настоящее время наблюдается утяжеление контингента обучающихся. Наряду с интеллектуальным недоразвитием у детей в системном недоразвитии речи всё чаще наблюдаются дефекты звукопроизношения и просодической стороны речи. В структуру речевого дефекта у детей с нарушением интеллекта входят нарушения просодики, которые проявляются в недостатках интонационно-выразительных средств речи.                                    

Кроме того, эмоционально-волевая сфера детей с нарушением интеллекта является ущербной. Чувства детей недостаточно разграничены, переживания детей  упрощённые, примитивные, хотя у них чётко выражены положительные или отрицательные эмоции. При этом эмоции не всегда мотивированы. Вышеуказанные особенности речи, познавательной и эмоционально-волевой сферы, несомненно, сказываются на развитии просодики у детей с нарушением интеллекта. Отсутствие систематической коррекционной работы по развитию  просодических средств языка несомненно снижает коррекционный эффект логопедических занятий.  

Снять напряжение мышц, ощутить свободу в области гортани, свободно дышать во время речи, передавать голосом чувства и эмоции, правильно интонировать речь одна из задач, стоящих перед учителем-логопедом, работающим с детьми с ОВЗ.

Логопедическая работа по формированию просодической стороны речи проводится на любых логопедических занятиях: по развитию речи,  по коррекции звукопроизношения  на этапах постановки, автоматизации звуков,  дифференциации звуков, на занятиях по преодолению нарушений чтения и письма. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

I этап. Формирование представлений об интонационной выразительности     в импрессивной речи. На этом этапе детям показывают, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляцией голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; знакомят детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также учат их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. Детям предлагается сравнить рассказы прочитанные учителем первый раз без интонационного оформления текста, и второй раз выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу приказ и т. д. Детей знакомят с тремя основными интонациями повествовательной, вопросительной, восклицательной, а также средствами их выражения и способами обозначения.   Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие  знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного  интонационного оформления.  

II этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной          речи. На данном этапе у детей формируют различные интонационные структуры в экспрессивной речи. В последующем их дифференцируют в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности  в экспрессионной речи используются упражнения по коррекции дыхания, на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Правильное дыхание способствует концентрации внимания,  успокаивает. Полезно обучение такому упражнению: вдох – задержка – выдох – задержка.  (Этапы равные по времени каждый из них составляет 2-3 до 7 с.). Во время выполнения этого упражнения полезно включить фантазию ребенка. Вдыхая,  он представляет, как в его груди надувается цветной шарик. Во время выполнения упражнений надо следить, чтобы тело было неподвижно. Проводят общие дыхательные упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос, вдох и выдох через рот.

Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, «звуковая волна». Их форма постепенно меняется, усложняется. Это дает возможность от занятия к занятию увеличивать продолжительность речевого выдоха.

Гласные звуки с опорой на «звуковую» волну произносятся плавно, на одном выдохе, так же произносятся согласные звуки [в], [ф], [с], [з], [ж], [ш], [х], [м], [л], [н], [р]. Согласные звуки [й], [п], [б], [т], [д], [ц], [к], [г], [ч], [щ] произносятся тоже на одном выдохе, но прерывисто. Высота, сила голоса в данных упражнениях не изменяются. При этом не только закрепляются правильная артикуляция заданного звука, но и происходит синхронизация его произношения с движениями пальцев рук и глаз, формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению. Изменение контура «звуковой волны» позволяет вносить разнообразие в занятия и позволяет отрабатывать все более сложные зрительно-пространственные связи.

Работа над голосом включает: улучшение тембра; нахождение основного тона голоса и развитие его устойчивости; развитие силы.

Настроить голос помогают упражнения со звуком ММММ. Длительно произносятся слоги мммиии, мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу.

При прохождении темы гласные звуки отрабатывается длительное произнесение и пропевание гласных.

Упражнения по развитию силы голоса.                                        

1. Удлинение произнесения  цепочки звуков (при средней силе голоса):                        у…у                ау ….                аоуэ….                аоуэы …                

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот- тихо -громко):        

   о -  о  - о        АУИ-АУИ-АУИ-АУИ                                

 3. Прямой счёт от 1  до 5  с постепенным усилением голоса. Обратный счёт от 5  до  1 с постепенным ослаблением голоса:                            

4. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса.          

5. «Э х о». Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются ролями.

6. «Игра на пианино». Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

 7.Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.                        А сова – всё ближе, ближе ( голосом средней силы),                                        А сова – всё ниже, ниже ( голосом средней силы)                                        И кричит ( громко)                                                                                В тиши ночной ( тихо):                                                                                Поиграй, дружок, со мной! (громко).    ( С. Маршак)        

Упражнения по развитию высоты голоса проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения. В процессе выработки дыхания и постановки гласных выполняются упражнения (сугубо подражательного характера) по варьированию мелодики голоса. С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:

1. Далеко- близко ( или тихо- громко)

Далеко- близко

                                                    А

                                                              Далеко

                            Близко

                        А                   А

2. Высоко- низко ( тонко поёт птичка – толсто, грубо поёт медведь).

Высоко- низко

                                  А

                А                                       А

3. Коротко – длительно (отрывисто, быстро, скоро, протяжно, медленно).

А ______________________________

А ____   _____   _____   ____   ______

При прохождении темы «Парные гласные» гласные произносятся с изменением высоты голоса; А- низкий звук, Я - высокий звук. Затем так же произносятся оппозиционные слоги и слова ма - мя; мал- мял.

При произнесении слова или фразы можно предложить выделить гласные звуки, записать их, а затем произнести слитно: улитка – уиа;                «Мама ушла». – «аа уа».Такой приём помогает отработать структурно сложные слова. Это позволяет им не испытывать затруднений при слитном произнесении слов в предложениях, что важно при заикании, дизартрии.

Данный прием эффективен и при прохождении темы «Ударение». При сравнении слов, различающихся ударением нужно выделить гласные и произнести их с разным ударением: зАмок –замОк (Ао - аО); бЕлки- белкИ) (Еи- еИ); ВорОна меньше вОрона.-(оОа меньше Ооа).

В доступной наглядно-ситуативной форме – через подражание - детям даётся понятие о голосоведении. По словам К.С. Станиславского, «… все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д.,- все это пойдёт вверх ( высоко, звонко, громко).

Всё, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием  (больно, грустно),- всё это по звуковой лестнице пойдёт вниз…».

« Ступеньки».

                             А

                     А              А

               А                           А

      А                                            А

Следующая ступень по автоматизации интонирования звуков (или тренировки мелодики) включает сочетание интонации и силы голоса:

- Прочитай громко и радостно, радостно, но тихо.

- Прочитай тихо удивлённо, громко и удивлённо, радостно и удивлённо.

- Прочитай сообщение тихо, а затем громко.

- Прочитай с интонацией перечисления, сообщая тихо, громко: удивлённо, радостно.

Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.

Ожидаемые результаты –  дети овладевают умением изменять тембр, силу, высоту голоса, правильно ставить логическое ударение, соблюдать паузы между фразами, выделять интонацией вопросительные, повествовательные и восклицательные  предложения. А всё это возможно лишь при организации и проведении целенаправленной коррекционной работы по формированию просодической  стороны речи детей.

При организации работы по развитию интонации, речь детей становится более живой, эмоциональной, плавной и выразительной, что помогает детям более ясно выражать свои мысли и чувства, используя при этом  изменения компонентов голоса, паузы, логическое ударение и паралингвистические средства языка.

        Систематическая и планомерная работа по развитию просодической стороны речи наряду с  формированием интонационной выразительности речи будет способствовать успешному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319с.        
  2. Емельянова Л.Ф. Формирование интонационной стороны речи у      учащихся с речевой патологией // Школьный логопед.- 2004.- № 2.- с.35-40 .                                                            
  3. Лазаренко О.И. Диагностика  коррекция выразительности речи детей. –М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Тучинская Л.Н. Логопедические приемы работы над голосом// Логопед.- 2012.- № 5.- с.94-100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. Носов «Телефон». Работа над просодической стороной речи

Конспект урока литературного чтения ( 3 класс)...

«Развитие просодической стороны речи с использованием арт терапии у ребенка со сложной структурой дефекта»

Развитие просодики у рубенка с дизартрией по мотивам сказки "Колобок" с использованием психо-развивающего пособия "Пертра"....

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...

Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.

Рассматриваются вопросы развития просодической стороны речи обучающихся с нарушением интеллекта...

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР

Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций....

Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников

Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников....