«Дифференциация звуков и букв С и Ш»
план-конспект урока по логопедии (2, 3, 4 класс) на тему

Петровская Ольга Александровна

конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_i_bukv_s_i_sh.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Петровская Ольга Александровна

Конспект занятия на тему:

 «Дифференциация звуков и букв С и Ш»

Возраст: начальная школа

Цель: восполнение пробелов в овладении дифференциацией звуков и букв С и Ш.

Задачи: - научить производить фонемный анализ на примере слов со звуками С и Ш;

                - пополнить словарный запас.

Оборудование: большие плакаты со звуками, письменные принадлежности, маленькие карточки со звуками, карточки с упражнениями, мяч.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Сядет тот, кто назовет:

  1. Мебель, которая начинается на звук С.
  2. Одежду, которая начинается на звук Ш.
  3. Вид транспорта, у которого звук С в конце слова.
  4. Животных, в названиях которых звук Ш не в начале слова.
  5. Имена, которые начинаются со звука С.
  6. Имена, в которых есть звук Ш.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сегодня мы будем учиться различать буквы и звуки С и Ш.

Кто охарактеризует звук С? (согласный, глухой, твердый)

А он может стать мягким? (да)

     Кто охарактеризует звук Ш? (согласный, глухой, твердый)

А этот звук может стать мягким? (нет)

Как вы думаете на что похожи буквы С и Ш?( С - на половинку бублика, на крючок; Ш – на расческу, на полосу препятствий и т.п.)

  1. РАБОТА С КАРТОЧКАМИ

Раздать карточки со звуками изображением вниз. Дети по очереди переворачивают карточки и произносят, то что  изображено на картинках.

 

Слова: шило, сила, шторм, стол, сито, маска, мошка, басня, уши, усы, квас, волос, голос, малыш, лес, камыш, душ, наш, катушка, дрожь.

  1. ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННОГО ЗАДАНИЯ

Я вам буду произносить слова, а вы попробуйте услышать звук С или Ш. Определите где стоит звук в слове. Запишите в тетрадке в ряд услышанный звук и его место в слове.

Слова: сутки, мышка, пасть, пылесос, шутки, старушка, миска, сосиска, пастушок, ватрушка, страшно, машина, братишка. (1с; 3ш; 3сь; 5с и 7с; 1ш; 1с и 6ш; 3с и 6ш; 6ш; 1с и 5с;  3ш; 6ш)

  1.  ИГРА В МЯЧ

Все встают. Я вам буду кидать мячик и Говорить первый слог слова, а вы попробуйте добавить еще слог, так, чтобы получилось слово.

  1. СА или ША

Ли…

КА…

Ми…

Кры…

Колё…

Колба…

Но…

Ро…

  1. СЫ или ШИ

Ли…

Ко…

У…

Но…

Мы…

У…

Кры…

Шала…

Кры…

Воло…

Малы…

Камы…

Молодцы! Справились с заданием.

  1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

У ваших столах лежат карточки, на которых написаны слова. Но вот беда! Сильный ветер подул, и некоторые буквы улетели. Я раздам каждому многоэтажный домик (таблица) и попрошу вас вернуть слова в свои квартиры.

С

Ш

СЬ

СШ

Слова: игру…ка,  …каф,  кра…ивая, …катулка, реди…ка, …крепка,  ма…ина, машини…т,  су…ка,  …умка, весну…ка, ве…на, марты…ка.

Карточки со словами и таблицы по количеству детей.

  1. Закончи предложение.

Сегодня я очень рассеяна. Мне нужна ваша помощь. Я буду сейчас читать стихотворение. А вы внимательно слушайте. Если я ошибусь, поправьте меня. Но только по одному и произнеся правильно  стихотворение:

Положили в плошку….КАСКУ.

Надевал пожарник….КАШКУ!

Сочинял писатель…БАШНЮ,

Рисовал художник…БАСНЮ!

Сладко спит в берлоге… МИСКА,

На столе с салатом …МИШКА.

В поле землю я… ПАСУ,

На лугах коров…ПАШУ.

На лицо надета…МАШКА,

Имя нашей кошки…МАСКА.

Как нам хочется …ШУМЕТЬ

Спать спокойно, не…СУМЕТЬ

  1. Диктант.

А теперь внимательно послушайте стихотворение.

ПУШИСТАЯ КОШКА НА СОЛНЫШКЕ СУШИТ

ШЁРСТКУ НА СПИНКЕ, ХВОСТИК И УШИ.

 Кто сушит шёрстку (кошка)

Кошка? Что с ней произошло? (она попала под дождь, или искупалась.)

Почему вы так решили? (кошка сушит на солнышке шёрстку, хвостик, уши)

Как интересно! А может она загорает. Я начинаю беспокоиться о ней. Вдруг она обгорит, ведь кошка, как я правильно поняла,  лысая. (кошка не загорает, а сушит спинку, значит лежит не на спинке; не лысая, потому что на спинке шерстка)

Молодцы! Все правильно услышали.

А теперь еще раз послушайте стихотворение, а затем постарайтесь его записать в тетради, не забудьте подчеркнуть орфограммы.

  Стихотворение читается еще раз и дети по памяти пишут его в свои тетради, отмечая орфограммы.

А теперь проверьте правильно вы написали текст ( текст представлен на доске).

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков и букв Б-П"

Представленный материал предназначен для проведения подгруппового логопедического занятия с использованием презентации...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....