Синдром дефицита внимания и гиперактивности и его влияние на письменную речь.
статья по логопедии (1 класс) на тему

В статье дано определение СДВГ, рассмотрены его виды, основные предпосылки возникновения, также рассматривается его влияние на процесс овладения письмом и чтением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sdvg_i_disgrafiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности и его возможное влияние на письменную речь.

Бакланова О.С.,

воспитатель ГПД ГБОУ школа №59

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание  столь же важно, как и учить письму, чтению, счёту. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более актуально и четко.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведение психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание – это процессы сосредоточения деятельности ребенка в определённый момент времени на каком-либо объекте (Григорьева Л.П., 2002). В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не  является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. С.Л.Рубинштейн полагал, что внимание – это  «динамическая характеристика протекания познавательной деятельности».

Внимание представляет собой  психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Оно так же играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности.

Для того чтобы определить тот факт, на сколько важна сформированность внимания в процессе освоения ребенком письменной речи, перейдем к основным функциям внимания. Таковыми являются: активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов, и целенаправленный организованный отбор поступающей информации, и удержание образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель, и обеспечение длительной сосредоточенности на одном объекте, и, наконец, последнее – это регуляция и контроль протекания деятельности (Осипова А.А., Малашинская Л.И., 2002).

В педагогической практике нарушение внимания у детей является, пожалуй, наиболее распространенным и даже трудно устраняемым дефектом. Поэтому знания о мозговых механизмах внимания необходимы для понимания и коррекции отклонений познавательной  деятельности, овладение грамотой обусловленных нарушением внимания (Фишман М.Н., 2004). В этот список отклонений можно смело отнести дисграфию или расстройство письменной речи, как следствие того, что синдром дефицита внимания и гиперактивность сопутствуют запаздыванию процессов созревания высших психических функций, что и приводит к специфическим трудностям обучения (Сиротюк А.Л., 2002).

Наиболее распространенной формой дефицита внимания у детей является синдром дефицита внимания и гиперактивности. В настоящее время он стал самой частой причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте (Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В., 2003).

СДВГ - это состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность, импульсивность и нарушение внимания, являются главными признаками, стержнем того комплекса, отклонения которого нарушают социальную  адаптацию ребенка (Дробинская А.О., 2006).

В настоящее время выделено три типа синдрома. Первый тип – c преимущественным нарушением внимания, второй – с преобладанием гиперактивности/импульсивности и третий – сочетание нарушения внимания и гиперактивности – объединенный тип.

Синдром дефицита внимания связан с недостаточностью механизмов направленного внимания. Он проявляется у детей в виде невнимательности, импульсивности, особенностей поведения, обычно не свойственных детям данного возраста. Несформированность, несовершенство направленного внимания, большая отвлекаемость, нерегулируемая активность являются серьёзной помехой обучения.

Характерными чертами синдрома нарушения внимания с преобладанием гиперактивности является повышенная немотивированная целенаправленная активность с одной стороны, и снижение уровня мотивации и ослабление усилий, направленных на решение «скучных» или слишком сложных задач, с другой стороны. Детям этой группы характерны: общее двигательное беспокойство, обилие лишних движений, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков. Все это нарушает усвоение знаний в процессе обучения (Григорьева Л.П., 2002).

Нами будет подробнее рассмотрен третий тип – объединённый, как уже было сказано выше, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, который является самой частой причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном возрасте.

Несмотря на большое количество исследований, проведенных к настоящему времени, причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью остаются недостаточно выясненными. Известно, что этиология этого синдрома имеет комбинированный характер. То есть единого этиологического фактора у данной патологии не выявлено (Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н., 2004).

Однако на современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три группы факторов развития синдрома. К ним относятся  генетические факторы, повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов, а так же негативное действие внутрисемейных факторов (Сиротюк А.Л., 2002).

Вопреки тому, что окончательной ясности о причинах заболевания до сих пор не достигнуто и предполагается, что на развитие СДВГ влияет множество факторов, большинство современных исследований свидетельствуют о том, что большее значение имеют генетические и неврологические факторы.

Генетическая концепция формирования СДВГ предполагает наличие врожденной неполноценности функциональных систем мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль.

Неврологическим фактором, ставшим одной из ведущих причин в формировании синдрома дефицита внимания, являются повреждения мозга в пренатальный и  постнатальный периоды. В основе патологических проявлений лежит ненормальное развитие психических функций, которые образуются за счет того, что повреждения возникают в ЦНС на разных стадиях развития под влиянием целого ряда факторов.

В последние годы важная роль в развитии СДВГ отводится раннему органическому повреждению ЦНС. При этом преобладание данной патологии у мальчиков связывается, как уже было сказано,  с более высокой уязвимостью мозга у них под влиянием пре- и перинатальных патологических факторов.

Важную роль в формировании синдрома дефицита внимания с гиперактивностью играют социально-психологические факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные. Большое влияние оказывает  психологический микроклимат: ссоры, конфликты; а также алкоголизм и аморальное поведение родителей, воспитание в неполных семьях, различные подходы к воспитанию ребёнка и многое другое. Все это не может не отражаться на психике ребёнка.

В настоящее время существуют нейроморфологические, биохимические, генетические, нейрофизиологические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития синдрома. Проводимые электроэнцефалографические исследования выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, незрелость системы регуляции внимания и т.д. Нейропсихологические исследования гиперактивных детей выявляют их низкий статус, повышенную истощаемость, трудности в овладении чтением и письмом (Сиротюк А.Л., 2002).

R. Barkley (1998) считает, что основным механизмом развития СДВГ является нарушением тормозящего поведения. По его мнению, все остальные механизмы вторичны. Тормозящее поведение или задержка моторной реакции обеспечивает развитие следующих исполнительских функций;

  • оперативная память, которая позволяет удерживать текущую информацию, сравнивая ее с прошлыми событиями и планируемыми будущими действиями (предвидение-антиципация);
  • саморегуляция эффекта – способность контролировать проявление эмоций, чувств;
  • внутренняя речь;
  • воспроизведение – анализ и синтез поведения, креативность.

Таким образом, у детей с СДВГ все вышеперечисленные функции являются нарушенными.

Большинство исследователей отмечают, что клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью. В двигательной сфере у них обычно обнаруживается нарушение двигательной координации, несформированности  мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, несформированный почерк. Сформированность двигательных координаций, мелкой моторики и праксиса руки в свою очередь является одной из предпосылок формирования письма у младших школьников.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частым переключением с одного занятия на другое.

Проявления импульсивности и нарушения внимания, то есть нарушение регуляции деятельности, самоконтроля, отвлекаемость, можно отнести к предпосылкам формирования письма, по данным Л.С.Цветковой (2000). Поэтому, можно сказать, что письмо является продуктом длительного развития личности, поведения ребенка и его ВПФ.

Указанные особенности не могут не отражаться на всех формах учебной работы детей, в том числе и процессе письма. А все выше сказанное, в свою очередь, в большинстве случаев становится причиной трудностей в овладении процессом письма, что в последствии может проявляться в виде стойкого нарушения процесса письма – дисграфии.

Так, Варнке А. (2001) отмечает, что очень часто у детей с СДВГ встречаются нарушения обучаемости. Нарушения чтения и письма в МКБ-10 относятся к нарушениям развития учебных навыков. Наиболее часто говорят о дислексии и дисграфии. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дисграфия – нарушение становления процессов письма и одна из форм недоразвития письменной речи, также проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Данные нарушения чаще выявляются в 6-8 летнем возрасте и тесно связаны с биологическим созреванием головного мозга. Такие расстройства характеризуются постоянным течением без ремиссий и рецидивов. Это означает наличие дефицита в обучении навыкам чтения и письма, но не утрату уже приобретенных навыков.

Таким образом, дисграфия у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности обусловлена в большей мере нарушением работы психологического уровня организации письма. Возникновение намерения к письменной речи, затем намерение переходит в замысел, на основе замысла создаётся общий смысл содержания, и завершается психологический уровень регуляцией деятельности и осуществлением контроля  за выполняемыми действиями.  Все эти звенья  оказываются несформированными у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, что приводит к возникновению на письме стойких специфических ошибок. Различают следующие основные типы ошибок при письме: оптические, фонематические, грамматические (Заваденко Н.Н., 2005).

Правильно спланированная коррекционная работа помогает скорректировать специфические ошибки письма, довести их до минимума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.

Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...

СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) (книжка-помощница)

Книжка-помощница для учащихся с  СДВГ. Психологическая информационная поддержка в трудные минуты....

Презентация для семинара с педагогами школы "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта".

Презентация подготовлена для семинара с элементами тренинга с педагогическим коллективом на тему "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта". Цель семинара: обобщить и структурирова...

«СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В статье раскрывается термин "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" - СДВГ.  Даны рекомендации учителю и родителям по организации помощи таким  детям в процессе обучения....

Презентация "Синдром дефицита внимания и гиперактивность у младших школьников"

В презентации рассматриваются причины возникновения СДВГ, способы её диагностики и  методы коррекции....

Психологическая площадка для родителей по теме: «СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ»

Материал предназначен для родителей детей младшего школьного возраста....