Развитие фонематического восприятия у младших школьников
консультация по логопедии на тему

Слизкова Любовь Александровна

Игры и учебный материал для развития фонематического восприятия у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Развитие  фонематического восприятия у младших школьников

Слизкова Л.А.учитель - логопед

МБОУ «СОШ №20»

Основная задача логопеда в школе -  предупреждение  и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития  устной речи. Дети с  речевыми дефектами не могут успешно освоить школьную программу, потому что у них нарушены процессы фонемообразования. Такие дети при нормальных умственных способностях и нормальном слухе с трудом овладевают грамотой, в процессе письма допускают большое количество ошибок, которые проявляются в искажении звукового состава слов и замене букв.

     Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

   Недоразвитие фонематических процессов встречается при ФФН и ОНР.

            Признаками нарушения фонематического слуха являются:

- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

- Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:

    а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;

    б) вставки букв;

        в) перестановки букв, слогов;

  • Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат.

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово», на лугах – «нагалух»,. более многочисленные перестановки, искажают слоговую структуру слов. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сётр», брат – «барт» и т.д.

Вставки  гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола»  - школа, «девочика» - девочка, «ноябарь» - ноябрь и т.д. эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слов в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, на письме проявляется  в смешении. Смешиваются обычно следующие фонемы:

Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции):

Д – Т , З – С, Б – П, Ж – Ш , Г – К,  В - Ф

Лабиализованные гласные:

О – У , «по хрупкуму льду».Ё – Ю – «клёква», «лёбит», «самолют».

Сонорные:

Р – Л – «хородный», «провеляр», Й – Ль – «тут бывалет и солька» - тут бывает и сойка.

     Заднеязычные:

Г – К – Х – «черёмука», «колгоз», «гороговый».

Свистящие и шипящие:

С- Ш -  «шиски», «шушим», З – Ж – «жажгли», «скажал», Сь – Щ – «нещёт», «сенок».

Аффрикаты:

Ч – Щ – «стущал», «роча», Ч – Ц – «сквореч», «граци», Ч – Ть – «черчит», «утитель»,

Ц – Т – «пцицы», «цвецёт», Ц – С – «рельцы», «куриса».

        Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

        Преодоление нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

        Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

- Формирование фонематических противопоставлений:

  а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

  б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

- Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

         Система логопедического воздействия по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы включает следующие этапы:

  1. Начальный ( подготовительный) этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

Подготовительный этап: Основная цель данного этапа развитие фонематического слуха.

На  данном этапе решаются следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.

На начальном этапе работы действия детей ограничиваются реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши), предъявления карточек с условными обозначениями (красный квадрат - гласный звук, синий квадрат - твердый согласный, зеленый квадрат - мягкий согласный звук и др.), картинок, и т.п.

Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения:

1. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.

2. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.

               3.Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.

Логопед называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится.

Для отработки различения высоты, силы и тембра голоса можно использовать следующие игры:

1. Логопед предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

Кто сидел на моем стуле?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.

2. Дети делятся на две группы. Логопед произносит стихотворение, а дети первой группы произносят одинаковые звукосочетания громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются ролями.

В лесу кричу: «АУ!», « АУ!»,

А мне в ответ: «АУ!», « АУ!»,

Горе кричу: «АУ!», « АУ!»,

Гора в ответ: «АУ!», « АУ!».

При дифференциации слогов с оппозиционными звуками можно использовать такие задания как воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости - глухости, сначала  по 2 слога:

па – ба,     та – да,       жу – шу,     во – фо,      га – ка,     зы – сы, и т.д

затем по 3 слога:

па—ба—па                та—да—та                ва—фа—ва

        На данном этапе важно упражнять учащихся в различении слов, близких по звуковому составу. Необходимо привлекать внимание учащихся к словам, отличающимися одной или двумя фонемами. При этом устанавливается разница  в звучании и значении слов. Дети приходят к выводу, что при изменении одного звука в слове меняется его значение.

Повтори.

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак – бак – так                                 моток – каток – лоток

Ток – тук – так                                  батон – бутон – бетон

Бак – бак – бок                                  ком – дом - гном

Четвёртый лишний. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава—канава—какао—канава;   ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок;

будка—буква—будка—будка; винт—винт—бинт—винт; минута—монета—минута—минута

Для запоминания понятий ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ можно использовать стихи:

            Гласные звуки.

 Гласные тянутся в песенке звонкой,  могут заплакать и закричать.

    В тёмном лесу могут звать и аукаться, но не желают свистеть и ворчать.

2) Воздух свободно идёт через рот, нет никаких препятствий.

    Голос участвует, голос зовёт, звук получается гласный.        

             Согласные звуки.

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

даже фыркать и шипеть, но  не  хочется им петь.

    Формируя и отрабатывая данные понятия, заканчивая подготовительный этап работы, мы плавно переходим  к основному этапу: формированию фонематического анализа и синтеза. Эта работа начинается с  звука на фоне слова, потом  формируются умения определять наличие  звука в слове, а затем анализируется все слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...

Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий

Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)...

Восприятие картины младшими школьниками

 В начальных классах учащиеся постоянно работают с картиной, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках математики, развития речи, окружающем мире и др. Следовательно, учитель начальных...

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

восприятие музыки младшими школьниками

"Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека..." - пишет Д.Шостакович. Именно духовное общение младших школьников с искусстом позволяет формировать у детей мироощущение, миропониман...

Формирование фонематического восприятия у младших школьников.

Статья, в которой учитель начальных классов делится своим опытом работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников....